Сценарий литературно- музыкальной композиции "В память о Сталинградской битве" для старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кудрина Марина Николаевна

Сценарий литературно - музыкальной композиции "В память о Сталинградской битве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_stalingrad.docx27.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературная тематическая гостиная «В память о Сталинградской битве» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:
•активизировать познавательный интерес детей к истории родной страны: дать представление о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве;
•развивать интонационную выразительность речи, творческие способности, эмоционально-чувственную сферу личности каждого ребёнка;
• воспитывать патриотическое чувство гордости за Родину, за мужество, самоотверженность и героизм её народа.

Предварительная работа: 
•Беседы о Великой Отечественной войне;
•Чтение художественной литературы по теме;
•Рассматривание репродукций картин о ВОВ;
•Разучивание стихов о дне Победы;
•Выставка рисунков «Нет войне!»;
•Возложение цветов к Мемориалу Победы

Демонстрационный материал: документальные фотографии, предметы быта военных лет, рисунки детей о войне.

Техническое оснащение: музыкальный центр, CD-диск с песнями о войне.

Ход мероприятия: 
Зал оформлен в стиле военных лет: старые фото в рамках, на столе керосиновая лампа, радиоприёмник, треугольные фронтовые письма.
Дети под песню «Поклонимся великим тем годам» (А.Пахмутова М.Львов) заходят в музыкальный зал, рассаживаются.
Воспитатель: Ребята, в этом году вся наша страна отмечает 75-летие Сталинградской битвы, и мы с вами поговорим об этой памятной дате.
Счастливой, мирной, безоблачной была жизнь в нашей стране пока не пришла беда – война!
Звучит отрывок песни «Священная война»
(В. И. Лебедев-Кумач, А. В. Александров)
Воспитатель: Почти все мужчины и юноши ушли в ряды советской армии. А в городах, сёлах, деревнях остались одни старики, женщины и дети. Они трудились и день, и ночь на заводах и фабриках, собирая оружие и снаряды для борьбы с фашистскими захватчиками. Трудились они и в полях, не жалея сил, выращивая хлеба для наших солдат.
Но Победа была не близко! Наши войска отступали, оставляя милые сердцу места немецким оккупантам.
И вот немцы подошли к городу Сталинграду!
Мирные жители города даже не представляли, что немцы уже совсем близко: работали все магазины, детские сады и предприятия. Но, вдруг, … в небе появились сотни вражеских самолётов! На город обрушились тонны бомб и снарядов! Город горел! Рушились здания! Испуганные люди бежали в убежища, прятались в подвалах, землянках, оврагах! Немецкие лётчики, пролетая очень низко, расстреливали мирных жителей.
На помощь сталинградцам поспешили наши войска. Началась великая Сталинградская битва! Она длилась 200 дней и ночей! Наши солдаты стояли насмерть, не желая отдавать фашистам ни одной улицы, ни одного дома!
Дети читают отрывок стихотворения
«Защитник Сталинграда» (А. Сурков)
1 ребёнок:
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”

Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
2 ребёнок:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
3 ребёнок:
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
4 ребёнок:
Время придет – рассеется дым.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.

Воспитатель: Защитниками Сталинграда были солдаты со всех уголков нашей страны. Они беспощадно били врага, защищая каждый клочок родной земли.
В городе шли тяжёлые бои. Было много раненых. Их спасали ангелы в белых халатах – медицинские сёстры.
Инсценировка стихотворения
«Военной медсестре» (Алексей Беляев)

(раненый солдат – мальчик рассказывает, а медсестра – девочка – перевязывает рану.)

Военный госпиталь, больные
В тоске проводят вечера,
Их далеко края родные,
А рядом только медсестра.

Она на радость грусть меняет,
Подобно солнечным лучам,
Чужие жизни охраняет,
Не спит, дежурит по ночам.

И вновь солдат заснет довольным,
Он знает, что опять с утра,
Разбудит голосом спокойным,
Пусть не родная, но сестра.

Воспитатель: Как трудно приходилось жителям и защитникам Сталинграда, знала вся страна. Не было ни одного человека, который бы не переживал с огромной душевной болью события, происходившие в героически оборонявшемся городе! Все стремились всеми возможными силами оказать помощь. Не остались в стороне и жители нашей Пермской области (тогда её называли Молотовская), и наши березниковцы. В наступлении под Сталинградом отличилась Пермская стрелковая дивизия (159-я) под командованием полковника Н.С.Тимофеева. А также в Сталинградской битве участвовала Пермская 252-я стрелковая дивизия. В этом сражении погибло 4232 наших земляка – жителя Пермской области.
Город, Саратов, наряду с другими городами страны снабжал фронт боеприпасами и снарядами. У станков стояли не только взрослые, но и дети.




Также Саратов был «городом – госпиталем». Туда привозили раненых солдат. Их было так много, что госпитали расположили в здании городской больницы, поликлиники, во Дворце культуры. Воспитатель: Очень много горя пришлось пережить всем сталинградцам: и взрослым, и детям!
Дети Сталинграда – это маленькие герои! О них рассказ особый. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных людей. Они не только выдержали весь этот ужас, но и, как могли, помогали взрослым защищать родной город: копали окопы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, трудились на предприятиях, помогали связистам, под пулями соединяя оборванные провода, становились разведчиками и даже с оружием в руках принимали участие в боевых действиях. Были дети 10 – 14 лет, которых наградили медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».
Мальчик:
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет. (А. Барто)
Девочка:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад. (Булат Окуджава)

Воспитатель: В Волгограде (так сейчас называется Сталинград) установлен мраморный камень в память о детях, погибших в Сталинграде (у музея-панорамы "Сталинградская битва"), и памятник «Бомба» в память всем погибшим жителям Сталинграда.
1 ребёнок:
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Воспитатель: Героизм защитников Сталинграда, мужество и храбрость простых русских солдат сломили врага. Немцы отступили. Сталинград выстоял! Город не сдался врагу!
В честь этого великого победоносного сражения на Мамаевом кургане – месте кровопролитных боёв - воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Там горит вечный огонь в память о погибших под Сталинградом воинах – освободителях.

Звучит песня “На Мамаевом кургане тишина”
(муз. А. Пахмутова, сл. В.Боков).
И мы – потомки тех героев – должны помнить об их великом подвиге!
Память о них навсегда должна остаться в наших сердцах.
Вечная память!

Тематическое занятие в старшей группе на тему: «Сталинградская битва. Город – герой Волгоград».

Цель: Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи: 
Образовательные:
1. Знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет. 
2. Пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Словарные:
1. Стимулировать речевую активность детей.
2. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
2. Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на тему: «Великая Отечественная Война», на тему «Сталинградская битва». 
2. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию на тему «Битва за Сталинград».
5. Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
6. Рассматривание картинок из серии «Дошкольникам о войне».
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворений), наглядные (демонстрация фотографий о городе-герое Сталинграде и фотографии военных лет). 
Оборудование и материал :Мультимедийная техника: ноутбук; фотографии военных лет, запись военной песни «Сталинград»

Ход занятия

Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
- «Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
В. Костин. 
- Девизом Сталинградской битвы стали слова: «Ни шагу назад»!
- Давайте все вместе повторим девиз и запомним его.
- «Ни шагу назад».

- Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о городе- герое Сталинграде.
- Сталинград — это большой город, раскинувшийся на правом высоком берегу Волги. Город так был назван в честь И.В. Сталина — руководителя государства. Теперь этот город называется Волгоградом, потому что стоит на реке Волга.
- В конце августа 1942г. в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота.
Над городом кружились немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началось наступление на Сталинград. Но взять город с ходу фашистам не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении.
Жителей города переселили на левый берег Волги.
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля –
Все пылало над Волгой – рекой.
- В сентябре враги начали штурм Сталинграда. Город постепенно превращался в развалины. Наши пехотинцы и саперы, поддерживаемые танками, огнеметами и бомбардировщиками, сражались за каждый дом. 
- Наши русские бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Волге.
- Давайте, с вами подумаем и назовем качества, которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину.
- Помогаем мне, называем.
- Правильно, смелость, мужественность, сила, выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость.
- Наши отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови!
- Лишь благодаря их отваге в тех тяжелейших условиях наша армия смогла выстоять перед напором фашистов.

- Сейчас нам Даша прочтет стихотворение.
- Саша расскажет стихотворение, которое называется «Битва за Сталинград»
Пламенем город объят, 
Рвутся бомбы и мины.
Город лежит в руинах,
Но не сдается солдат -
Бьется за Сталинград!
Бьется за каждый шаг,
Бьется за каждый дом,
Стоны и кровь кругом,
Будь же ты проклят, враг!

- В Сталинграде есть дом, получивший название дома Павлова. Много наших солдат пало, защищая этот дом. Дом так и не сдался врагам, хоть и остались от него одни стены. Этот дом называется по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Его не стали восстанавливать. Дом Павлова хранит память о страшной войне!
- В сентябре 1942 г. особенно ожесточенные бои шли в районе Мамаева кургана. 
- 140 дней фашисты пытались овладеть Мамаевым курганом. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами.
Но на Мамаевом кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Выбить советских солдат из-за насыпи железной дороги, пролегавшей у подножия кургана, оказалось невозможно. До Волги оставалось всего метров 700! Именно их и не смогли пройти фашисты на своем пути к господству над миром.


- 19 ноября 1942г. Красная Армия в районе Сталинграда нанесла фашистам сокрушительный удар. Наши войска под руководством генералов Рокоссовского и Ватутина перешли в наступление. Наши танки сметали все на своем пути. 
- Битва за Сталинград завершилась большим успехом Красной Армии. Противник потерпел поражение. Они потеряли 800 тысяч человек, 2 тысячи танков, 10 тысяч минометов и 3 тысячи самолетов.
- Немецкая армия во главе с фельдмаршалом Паулюсом была вынуждена сдаться в плен. 
- 2 февраля фашисты бежали!
- Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей. Она стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны.
- Давайте с вами ребята еще раз повторим и запомним даты начала и окончания Сталинградской битвы.
Битва за Сталинград началась 17 июля 1942 и закончилась нашей победой 2 февраля 1943 года.
Давно закончилась война,
Но память русская жива.
И каждый знает, стар и млад:
Победу одержал солдат.
И в дальних городах, и в близких
Стоят солдатам обелиски. 
Аня Костенко.
- А теперь, ребята, давайте послушаем военную песню «Сталинград» (автор: Анна Вилена).
- О чем эта песня? (слушаю ответы детей).
- Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма. А так же — символом решающего сражения, способного определить всю будущую судьбу его участников.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Когда началась Сталинградская битва?
- Как проходил захват города?
- Какие качества помогли советским воинам отстоять свой город?
- Сколько дней длилась Сталинградская битва?
- Чем закончилась Сталинградская битва?
- Прошло 75 лет… Город – герой Волгоград, такое звание он получил за героизм и мужество его защитников, заново отстроенный, красуется на берегу реки Волги.
- Хочу закончить наше занятие еще одним прекрасным стихотворением.
Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь!
Волгоград – наша гордость и слава! 
В. Костин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Победы.

Для детей подготовительной группы литературно-музыкальная композиция "Экскурсия в мини-музей боевой славы"....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дядя Стёпа - полицейский"

Литературно-музыкальная композиция создана по мотивам произведения С. Михалкова "Дядя Стёпа - милиционер". Предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на закрепление знаний детей...

Литературнно- музыкальная композиция "Память вечна".

Литературнно- музыкальная композиция "Память вечна"....

Сценарий литературно- музыкальной композиции в старшей дошкольной группе по теме : « Давайте вспомни о блокаде»

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны. ...

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего подготовительного возраста.

Целью мероприятия является приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии....

Литературно-музыкальная композиций "Память сердца" 23 февраля

мы отмечаем замечательный праздник – День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность каждого мужчины: защищать Родину и свой народ. Этот праздник напо...

Сценарий литературно – музыкальной композиции посвященной Дню защитника Отечества для старшей группы

Цель:Создавать праздничное настроение, вызывать эмоциональный подъем.Задачи:способствовать гармонизации детско-родительских отношений;формировать понимание важности и необходимости защиты своей р...