Литературная викторина по произведениям С.Я.Маршака
материал (старшая, подготовительная группа)

Рисова Татьяна Львовна

Данный досуг является итоговым продуктом большого литературного проекта. Он даёт возможность детям в игровой форме закрепить свои знания творчества детского классика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_marshaku_dlya_zhurnala.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Я. МАРШАКА

Досуг для детей речевых групп старшего возраста.

Сценарий музыкального руководителя ГДОУ д/с №15 Петроградского района Рисовой Татьяны Львовны

Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению как основе фундамента личностной культуры.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о творчестве С.Я.Маршака.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие памяти и речи.
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры поведения.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.

Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть стихов и сказок С.Я. Маршака, просмотр диафильмов, мультфильмов по произведениям С.Я. Маршака, подготовка выставки рисунков и творческих работ к сказкам (детские и совместные работы детей и родителей).

Действующие лица (взрослые):

Почтальон

Дама

Рассеянный

                (стук в дверь)

Воспитатель:        Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

                (открывается дверь, входит Почтальон)

                        Это он, это он….

Дети хором:        Ленинградский почтальон!

Почтальон:        Здравствуйте, дети!

…………………………………..

                А откуда вы меня знаете?

Воспитатель:        Вы пришли к нам из книги замечательного писателя – С.Я.Маршака.

Почтальон:        Совершенно верно! А ребята знают, как называется эта книга?

…………………………………...

                Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы, посылки и газеты. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма, посылки и телеграммы адресованы в одно и то же место: Санкт – Петербург, ул. Профессора Попова, д. 33.

Воспитатель:        Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма, посылки и телеграммы, которые ты принёс.

Почтальон:        Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака.

        (достаёт первый конверт)

                А вот и первое задание.

                                Инсценированное стихотворение.

(Почтальон хвалит детей)

Почтальон:        У меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения С.Я. Маршака, вы мне поможете прочитать телеграмму полностью.

  1. Бегемот разинул рот: булки просит ….. (бегемот)
  2. Воробей просил ворону вызвать волка к ….. (телефону)
  3. Гриб растёт среди дорожки, - голова на тонкой … (ножке)
  4. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как ……. (долотом)
  5. Жук упал и встать не может. Ждёт он, кто ему …. (поможет)
  6. Иней лёг на ветки ели, иглы за ночь …… (побелели)
  7. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный …. (грыз)
  8. Мёд в лесу медведь нашёл, - мало мёды, много …… (пчёл)
  9. Панцирь носит черепаха, прячет голову от …….(страха)
  10. Роет землю серый крот – разоряет …… (огород)
  11. Таракан живёт за печкой, - то-то тёплое ……. (местечко)
  12. Ученик учил уроки – у него в чернилах ……. (щёки)
  13. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему ….. (бока)
  14. Эта кнопка и шнурок – электрический …… (звонок)

Почтальон:        (достаёт маленький свёрток; разворачивает его с помощью нескольких детей и достаёт колечко)

                Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича. Давайте с ним поиграем!

Игра «Колечко»

(дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой»; Почтальон говорит слова

                Покатилось, покатилось Олино колечко,

                Покатилось, покатилось с нашего крылечка,

                Покатилось колесом, притаилось за кустом.

                Колечко, колечко, выйди на крылечко!

 и оставляет колечко у кого-то из детей; ребёнок, у которого колечко оказалось, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое они повторяют под музыку)

(в зал входит Дама)

Дама:        Добрый день, ребята, здравствуйте, Почтальон. Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». До сих пор я не могу получить свой багаж!!!

Почтальон:        Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. (вывозят тележки с предметами)

Игра-аттракцион «Багаж»

(дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала; Дама сверяет соответствие отобранных предметов «зелёной квитанции», забирает своё имущество и прощается с детьми)

Почтальон: (достаёт следующий конверт с заданием) Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке, который не любил песни, которые ему пела перед сном его мама, поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку.

  1. –Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.        (Утка)

  1. –Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.        (Жаба)

  1. –Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.      (Лошадь)

  1. –Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.       (Свинка)

  1. –Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло.      (Курица)

  1. –Мяу-мяу, спи мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать!       (Кошка)

        7. А чью песню не смог услышать мышонок?      (Щука)

(Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием)

Почтальон:        А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи С.Я. Маршак.

(Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети рассказывают стихи о них)

  1. СЛОН                                        2. ЖИРАФ

Дали туфельки слону.                        Рвать цветы легко и просто

Взял он туфельку одну                        Детям маленького роста,

И сказал: - Нужны пошире,                Но тому, кто так высок,

И не две, а все четыре!                        Нелегко сорвать цветок!

3.ВЕРБЛЮД                                4.СОВЯТА

Бедный маленький верблюд:                Взгляни на маленьких совят -

Есть ребёнку не дают.                        Малютки рядышком сидят.

Он сегодня съел с утра                        Когда не спят, они едят.

Только два таких ведра!                Когда едят, они не спят.

5.ЗЕБРЫ

Полосатые лошадки,                        Разлинованы лошадки,

Африканские лошадки,                        Словно школьные тетрадки,

Хорошо играть вам в прятки                Разрисованы лошадки

На лугу среди травы.                        От копыт до головы.

(Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием)

Почтальон:        Удивительное дело, но в этом конверте всё написано на английском языке. Вы знаете, что С.Я. Маршак знал много иностранных языков и занимался тем, что переводил для наших ребят прекрасные стихи разных народов? Давайте сейчас вспомним английские народные песенки в переводе Маршака!

Английские народные песенки в переводе С.Я. Маршака. Инсценировки.

(Почтальон хвалит детей и предлагает детям распаковать следующую посылку, - в ней находится мячик)

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Хором:        Мой весёлый, звонкий мяч,

                Ты куда помчался вскачь?

                Жёлтый, красный, голубой,

                Не угнаться за тобой!

        Раз, два, три – беги!!!

(дети передают мяч из рук в руки по кругу; тот, у кого мяч остановился с концом предложения, разворачивается и держит мяч на вытянутых руках перед собой; дети, стоящие справа и слева от мяча, встают спина к спине и по команде  оббегают круг и стараются взять мяч первым)

Почтальон:        Это письмо очень давно шло к вам в детский сад. В нём были написаны герои произведений С.Я. Маршака, но из-за того, что письмо долго шло, часть имени стёрлась, и вам предстоит восполнить то, что уже никак не прочитать.

  1. Усатый -……. (полосатый)
  2. Ванька - ……..(Встанька)
  3. Сорок четыре весёлых …….. (чижа)
  4. Петя -……. (попугай)
  5. Умный ………(мышонок)
  6. Рассеянный с улицы …… (Бассейной)

 

(в зал входит Рассеянный)

Почтальон:        О, а вот и он сам пожаловал к нам ! Какая приятная встреча!!!

Рассеянный:        Глубокоуважаемый вагоноуважатый!

                        Вагоноуважаемый глубокоуважатый!

                        Во что бы то ни стало мне надо выходить.

                        Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

Почтальон:        Ребята, кажется наш Рассеянный опять всё перепутал!

                Уважаемый Рассеянный с улицы Бассейной! Вы находитесь не в трамвае! Вы пришли в детский сад! Мы очень рады, что вы к нам зашли, потому что наши ребята прекрасно знают и любят произведения С.Я. Маршака, а историю о Вас наши ребята прекрасно знают из книжки этого замечательного писателя!

Рассеянный:        В моей жизни всё время происходят странные истории. Я всё время всё путаю и забываю. Я очень рассеянный человек – это правда! А ваши ребята знают много произведений Маршака?………. Я очень люблю сказку про Доктора Айболита!

Почтальон:        Рассеянный, вы что-то опять перепутали! Про доктора Айболита написал Корней Чуковский. Ведь и другие писатели писали для детей!

Рассеянный: Я хочу попросить вас помочь мне разобраться, какие ещё произведения написал Самуил Яковлевич, а какие написаны другими авторами. Если я назову произведение Маршака, вы хлопайте в ладоши, а если я назову произведение, которое написал кто-то другой – топайте ногами.

«Кошкин дом».

«Муха Цокотуха»

«Двенадцать месяцев»

«Дядя Стёпа»

«Усатый – полосатый»

«Мойдодыр»

«Багаж»

«Красная Шапочка»

«Сказка о глупом мышонке»

(Рассеянный хвалит детей и благодарит их)

Рассеянный: (обращается к Почтальону) А что за сумка у Вас на плече?

Почтальон:        Так ведь я же Почтальон из книги Маршака ……. (дети) «Почта»!

А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы её откроем,  все вместе с ребятами станцуем весёлый танец.

                                Общий танец.

(Почтальон достаёт посылку и вместе с Рассеянным раздаёт детям призы и подарки; прощаются с детьми и уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание п...

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание п...

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «познание» в подготовительной группе....

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель викторины закрепление знаний детей о творчестве С.Я. Маршака....

Презентация к литературной викторине по произведениям С.Я. Маршака "Веселая карусель"

Презентация к викторине по произведениям С.Я. Маршака на тему: "Веселая карусель"...