Развлечение для детей старшей и подготовительной группы детского сада «Капустные посиделки»
проект (подготовительная группа)

Цель: приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnaya_posidelka_8.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Развлечение для детей старшей и

подготовительной группы детского сада «Капустные посиделки»

Цель: приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Задачи:

1.  Познакомить детей с особенностями бытования осенних календарных праздников (Капустные посиделки).

2.  Разучить музыкально – этнографический материал: песни, , игры, частушки, хороводы.

3.  Создать условия для пробуждения интереса к народной культуре и развития творческих способностей детей.

4.  Способствовать формированию уважительного отношения к народным традициям.

Действующие лица:

Хозяюшка (ведущая праздника),

Ведущий (инсценировки), 4 Зайца, Капуста, Ёж, Дуб.

Реквизит:

Стол

Лавки

Крыто для рубки капусты

Сечка

Капустные пироги

Кочан капусты

Весы

Листья капусты

Атрибуты для шляпок

Одежда для Капусты

Народные костюмы: сарафаны, фартуки, платки, рубахи, лапти.

Ход развлечения

русская изба с бревенчатыми стенами, русской печью, на полу половички. На столе угощения из капусты: салаты, пироги, голубцы …

Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в русскую избу, садятся на стулья. Их встречает Хозяюшка (воспитатель в русском костюме)

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласила я вас, красны девицы, да добры молодцы, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о капустных посиделках.

Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют,

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Он проходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый руб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём, хоровод заведём!

    Русская народная песня     « Я капустицу полола» Хозяюшка: Гости дорогие, я хочу попросить вас о помощи. Помогите нарубить капусты на зиму. Работы много, сама не управлюсь. Поможете? Вот и хорошо... Спасибо на добром слове.

А для начала определим вес кочанов, чтобы правильно посолить капусту. Поиграем с вами в игру.

«Определи на глаз вес кочана» (1 раз)

Педагог пускает по ряду кочан капусты, предлагая детей определить вес, затем проверяется вес на весах. Победитель получает кочан в качестве выигрыша.

Хозяюшка: Я сейчас покажу, как рубят капусту. А для этого мне нужны: фартук, косынка, сечка и корытце. Вот корытце (показывает корытце). Какое оно? Из чего сделано?

Дети: Из дерева сделали, значит оно деревянное.

Хозяюшка: А это-сечка. Она изготовлена из металла. Предметы, сделанные из металла, называются как?

Дети: Железные, металлические.

Ведущая: Этой сечкой рубят капусту, как будто режут ножом. Она металлическая, очень острая, поэтому с ней нужно обращаться аккуратно, осторожно. Посмотрите, как я буду рубить капусту (установка оборудования). Хозяюшка показывает, как надо рубить капусту, приговаривая:

Ты, капуста, и бела, и спела,

И бела, и спела,

И со тыном равна.

А вы хотите мне помочь? (Да). Тогда поиграем с вами в игру. А называется она:

«Солим капусту»

Хозяюшка: Хорошо у вас получается, помощники мои. «Хорошее начало - полдела откачало». А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, мальчики веселой прибауткой да небылицей!

Мальчик 1: Дело было в январе, первого апреля.

Сухо было во дворе, грязи по колено.

Шел высокий господин низенького роста.

Он кудрявый, без волос, тоненький как бочка.( Алеша)

Мальчик 2: Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу конь из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.( Матвей.М)

Мальчик 3: Крыши испугались, сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон!

Чепуха, чепуха, чистая чепуха!( Денис.Н)

Хозяюшка: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

«Капустные частушки»

Девочка 1: Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споем замечательно.( Есения)

Девочка 2: Лето целое старалась


Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.( Милана)

Девочка 3: Барыня сидит на грядке,

Одета в шумные шелка,

Для нее готовим кадки,

Крупной соли полмешка.( Анисия)

Девочка 4: Уродилась я на славу –

Голова бела, кудрява.

А кто любит очень щи –

Там меня всегда ищи.( Оля)

Девочка 5: Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? Капуста!( Аля)

Девочка 6: Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать.( Азалия)

Ведущий: Шире, шире, шире круг.

Каблучков раздался стук.

Подбодрим танцоров наших,

Пусть они резвее пляшут!

Хозяюшка: Я так нарядилась, да и вы постарались. Все, у кого есть в одежде зелёный цвет, прошу выйти ко мне. Ваша задача: сделать из листьев капусты шляпку и продемонстрировать её на своём помощнике.

Проводится конкурс «Шляпки сезона».

Хозяюшка: А теперь устроим состязание. Кто быстрее скороговорку проговорит. Кто же будет состязаться? Наверно те, кому счет выпадет.

Зайчишка - трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит, грызет,

Иди прочь - хозяин идет!

(Считалками выбраны двое ребят, начинаются состязания).

1.Серый зайка, зубки спрячь:

Не капуста это, мяч.

2.Белая и хрусткая,

Зовут меня капусткою.

Дети повторяют скороговорки

Хозяюшка: Молодцы! Вот вам в награду по кочерыжке. Хорошо-то как у нас дело спорится за веселым разговором. А расскажу-ка, я вам сказку. Рассказать вам сказку про гуся...- а она уже вся. А вот ещё  сказка: жил был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу - мочало... не начать ли сказочку сначала? Еще сказочку хотите? Нет? А если настоящую сказку о капусте посмотреть хотите? Тогда удобнее садитесь. Начинаем!

Инсценировка сказки о капусте.

Хозяюшка: Как в народе говорится

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Хозяюшка: А у нас угощенье все вкусное:

Пироги да салаты капустные.

Чаепитие с капустными пирогами.

Хозяюшка: Ну, вот и дело сделали, и повеселились. Спасибо вам за помощь. Заходите на щи из капусты – всегда буду рада гостям.

Хозяйка кланяется гостям. Ответный поклон.

Все участники праздника расходятся под весёлый наигрыш гармошки.

Литература

1. Захарова праздников для старших групп. М.,2004.

2. Галкина -праздник. Мн.,2003.

3. Ворошнина -речевая деятельность детей в детском саду.

П., 1994.

4. Мы совсем уже большие. развития», 2006.

5. Морозова праздники в детском саду. Издательство: АСТ, Сталкер, 2007.

6. Монтессори. Интернет-журнал.

7. Чем развлечь гостей. Выпуск 7, 2006.

 «Солим капусту»

Мы капусту рубим, рубим. Дети стучат ребром ладоней по спине

впереди стоящего ребенка.

Мы капусту мнем, мнем. Дети показывают, как мнут.

Мы капусту солим, солим. Дети показывают, как солят.

Мы морковку трем, трем. Дети показывают, как трут.

Инсценировка сказки о капусте.

Действующие лица: Ведущий, Зайцы, Капуста, Ёж, Дуб.

Ведущий: Как-то осенью, чуть свет пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту.

Заяц 1: Что сидеть одной и грустной?

Суп готовится у нас,

Стол накроем мы для вас!

Ведущий: Капуста ручками всплеснула,

На приглашение улыбнулась…

Капуста: Ах, как славно! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп.

Ведущий: Капуста долго наряжалась,

В сто одёжек одевалась…

Капуста надевает кофты, куртку, всё зелёное.

К обеду лишь управилась…

Наконец отправилась!

С настроением хорошим

Шла капуста по дорожке.

Капуста: Хруп-хруп! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий: А на встречу колюч Ёж.

Ёж: Ты куда это идёшь?

Капуста: Здравствуй, Ёжик! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ёж: К Зайцам на обед идёшь?

Ой, а в суп не попадёшь?

Капуста: Ты колюч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий: И пошла своей дорожкой,

Своей, хвастаясь одёжкой.

Дуб могучий повстречался,

Всё Капусте удивлялся…

Дуб: К Зайцам?! Ну, иди, иди,

Сама в суп не попади!

Капуста: Ты могуч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий: Вот пришла к Зайцам Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста: Добрый день вам, хруп-хруп!

Подавайте, Зайцы, суп!

Ведущий: Ну а Зайцы говорят…

Заяц 1: Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмёт его никто!

Заяц снимает куртку и с ней убегает.

Заяц 2: У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!

Заяц 3: Нарядились-то вы как!

Вы снимайте и пиджак!

Заяц 4: Располагайтесь, отдыхайте

И халатик свой снимайте!

Ведущий: Зря Капуста наряжалась!

С кочерыжкой лишь осталась!

Капуста медленно уходит, опустив голову.

Но Капуста есть капуста!

Ей ли оставаться грустной?

Вновь Капуста к нам пришла!

Ещё что-то принесла!

Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой.

Капуста: Капусту любят все на свете:

Зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне – море!

Гожусь и в щи, и на второе!

Но с капустой пироги…

Это что-то! Раз, два, три!

Снимает салфетку с подноса, на котором лежит капустный пирог.

Ведущий: Пирог вкусный, ароматный,

Будем пробовать, ребята?

За обе щёки уплетайте

Да капусту вспоминайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Масленица – день за днем. Тематическая беседа для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Масленица – день за днем.Тематическая беседа  для детейстаршей и подготовительной группы детского садаВедущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец...

Масленица. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп детского сада

Дети выходят на улицу, их встречают скоморохи.1-ый Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречам, зиму провожаем, весну закликаем!2-й: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!1...

Беседа -развлечение для детей старшей и подготовительной группы детского сада на тему : "Масленница"

Беседа с детьми о том, как на Руси проводили последнюю неделю зимы....

осеннее развлечение для детей старших и подготовительных групп детского сада " Осенний квест"

Осенний квест для старших, подготовительных групп.Программное содержание:Способствовать созданию у детей праздничного настроения.Расширять представления детей о признаках осени, о разнообразии осенних...