Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб - всему голова"
материал (старшая, подготовительная группа)

Лаукарт Ирина Владимировна

Х

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

       Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста.

Дети входят в зал под русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я».

Выстраиваются на полукруг.

 

Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на

                      праздник! Без гостей и праздник не праздник.

Ведущий 2: Ох, и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к

                      нам пришли из глубокой старины.

Ведущий 1: А вот чему будет посвящен наш праздник, вы сами          

                     скажете, отгадав загадку.

РЕБ 1:  Комковато, ноздревато,

РЕБ 2:  И губато, и горбато,

РЕБ 3:  И кисло, и пресно,

РЕБ 4:  И красно, и кругло,

РЕБ 5:  И легко, и мягко,

РЕБ 6:  И твердо, и ломко

РЕБ 7:  И черно, и бело,

ВСЕ:    И всем людям мило.

Ведущий 2: Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом  

                      хлебе.

Ведущий 1: Издревле хлеб берегли, в его честь слагали гимны, говорили о

                      нем, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб – батюшка.

Ведущий 2: С тех незапамятных времен дошел до нас обычай встречать

                    дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом доброго,  

                    мирного труда, символом достатка и счастья. И этим счастьем

                    спешат поделиться со всеми.

Ведущий 1: В старину  каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили  

                      князьям и боярам, царям и помещикам. Побежденные города  

                      подносили завоевателям хлеб-соль.

Ведущий 2: В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки,

                      воплощал жениха и невесту.

                      «Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы.

Ведущий 1: Святое отношение к хлебу является одним из главных

                     достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб надо  

                     вложить много труда: вспахать землю, посадить семена,

                     волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она  

                     излишней.

Ведущий 2: Вот и мы с вами пойдём землю пахать, да хлеб сажать.

Дети исполняют хоровод «Земелюшка-чернозём».

Ведущий 1: А пока наш хлебушек растёт давайте-ка, добры молодцы,  

                      приглашайте на танец наших красных девушек,

                      погуляем да потанцуем.

Дети исполняют русский плавный танец «Выйду ль я на реченьку».

Ведущий 2: Мы и не заметили за танцами, как наш хлебушек вырос,                  

                      заколосился. Не хочется ему в поле стоять, да колосом махать…

Девочки исполняют песню «Говорило аржаное жито».

Ведущий 1: А потом приходила пора убирать налитые колосья.

                    В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу».

                    Солнце поднимается, заря разгорается,

                   А наши жницы на поле идут, поют, заливаются…

Девочки исполняют песню «Жнивная».

Ведущий 2:  Первый сжатый сноп называли «именинником». С него

                     начиналась осенняя молотьба, его соломой кормили больную

                     скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для

                     людей и птиц, его украшали цветами, несли в дом с песнями и    

                     ставили в красный угол под  иконами.

Ведущий 1: К Успению оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба.

                    Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому

                    силку, а кто сеял – тому две, а кто жал - тому все».

Ведущий 2: По старому общерусскому обычаю на поле оставляли

                    небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их  

                    лентами - «завязывали бороду» и приговаривали:

                    «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Ведущий 1: Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть

                     земле силу, потраченную ею на выращивание урожая.

Ведущий 2: Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой,                                  

                     свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Девочки выносят сноп, украшают его лентами, поют: «Уж мы вьём…»

                             

Ведущий 1: Вот и убрано наше поле. Теперь можно отдохнуть. Ведь не  

                      даром в народе говорят: «Кто трудился от души – веселись,

                      играй, пляши!»

Дети играют в «Плетень».

Ведущий 1: В старину существовало много примет, поверий, обрядов и

                    обычаев, связанных с хлебом.

Ведущий 2: Солнце закатилось – не начинай новой ковриги, а то хозяйство

                     расстроится; а уж если начал в этот час резать хлеб, то горбушку

                     не ешь, а после ужина опять приставь к начатой ковриге.

Ведущий 1:  Хлеб из рук выпадает – значит, гость торопится.

Ведущий 2: Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного из членов

                    семьи.

Ведущий 1: Хлеб, испечённый в страстную пятницу, привязывали льняным

                    шпагатом к притолоке и этот «страстной» хлеб исправно не

                    пускал в дом злых духов.

Ведущий 2: В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, вылепленный

                    в форме кораблика. Пока он цел, никакая беда не грозила

                    ушедшему в море.

Ведущий 1: А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа

                    о хлебе!

Дети читают по очереди: Каравай хлеба не свалится с неба.

                                       Пот на спине, так и хлеб на столе.

                                       Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

                                       Худ обед, коли хлеба нет.

                                       Много снега – много хлеба.

                                       Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

                                       Хлеб в закромах – счастье в домах.

                                       Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.

                                       Хлеб всему голова.

                                       Покуда есть хлеб да вода – всё – не беда.

                                       Каков у хлеба, таков и у дела.

Ведущий 1: А теперь давайте попробуем отгадать загадки. Все они тоже о

                      хлебе. Загадки нам будут загадывать наши гости.

Родители загадывают детям загадки.

Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен.

Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.   (Хлеб)

Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят.     (Колос)

Всем нужен, а не всякий сделает.     (Хлеб)

Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят.     (Снопы)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.    (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я, будет целая семья.    (Зерно)

Кольцо не простое, кольцо золотое!

Блестящее, хрустящее, всем на загляденье!

Ну и объеденье!       (Баранка, бублик)

Не море, а волнуется.       (Поле)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят.    (Каравай)

Ведущий 2: Наши далекие предки почитали каравай не только как

                      обрядовый  круглый хлеб с украшениями, но и как  

                      мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай,

                      вернувшийся с неба, видел там месяц, звёзды и многое другое.  

                      Игра «Каравай, где бывал?», в которую играли

                      дети в прошлые века, пришла к нам из седой старины.

Дети играют в игру «Каравай, где бывал?»

Ведущий 1: К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому  

                    караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное.

Ведущий 2: Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый

                    человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша,

                    прижимая к груди. 

Ведущий 3: Есть семьи где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой

                    его целуют.

Ведущий 4: Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения

                    к нему.

Ведущий 5:  В народе говорят: «Есть хлеб – будет и песня!»

                     Так давайте все вместе споём весёлые частушки!

Дети исполняют частушки.

Говорим и скажем снова, повторим, как дважды два:

Хлебушек всему основа и, конечно, голова!

Сколько рук его растило, сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила и здоровье, и тепло!

Если пахнет в доме хлебом, если вкусен хлебный квас,

Радость будет за обедом, хлеб в деревне просто класс!

Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем говорим о том, о сём.

Из пшеницы золотистой хлеб уложен горочкой.

До чего же он душистый хлеб с хрустящей корочкой!

Хороши к обеду плюшки, хлеб, батоны и ватрушки!

Всех накормит тёплый хлеб, лучше хлеба в мире нет!

Свежий хлеб – вот это блюдо! Ароматен, вкусен он!

Всем, кто создал это чудо благодарность и поклон!

РЕБ 1:  Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.

РЕБ 2:  Он на блюде расписном с узорчатым рушником.

РЕБ 3:  Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим!

Дети исполняют песню «Каравай»

Выходит девочка. В ее руках рушник с караваем.

Ведущие вместе:  А теперь милости просим к нам на чаепитие!

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых

Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея  дошкольного учреждения...

Методическая разработка конспекта досуга для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова»

Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб -всему голова".

Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»

Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»Авторы: педагог-психолог Королёва К.С.Учитель-логопед Ильина И.А.Слайд 1Организационный моментП...