Конспект Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года. Весна в музыке П.И.Чайковского»
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыденко Надежда Евгеньевна

Музыкальная гостиная
«Весна в музыке П. И. Чайковского»

Цель: Продолжать знакомить с  творчеством композитора  П.И. Чайковского – «Времена года». «Март «Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. «Белые ночи»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представлен

на районный семинар

 музыкальных руководителей

13 апреля 2022 г.

Конспект

Организованной образовательной деятельности на тему:

«Путешествие по временам года. Весна в музыке П.И.Чайковского»

Подготовил

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МДОУ «ДС № 28»

Н.Е.Давыденко

г. Благодарный

2022 г.

Музыкальная гостиная
«Весна в музыке П.И.Чайковского»

Цель: Продолжать знакомить с  творчеством композитора  П.И. Чайковского – «Времена года». «Март «Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. «Белые ночи»

Образовательные задачи: Формировать  интерес  к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности.
Формировать умение различать темп, динамику, ритм, характер музыкального произведения.

Развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание.

Коммуникативные задачи: воспитывать чувство такта, умения доброжелательно взаимодействовать в музыкальной деятельности.

Воспитательные задачи: развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивать музыкально-творческие способности,

Формировать музыкальную культуру через восприятие классической музыки.

Интеграция областей:  художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, синтезатор, презентация, фонограмма песни «Становится весною тепло», аудио, видео записи с произведениями П.И. Чайковского, иллюстрационный материал на весеннюю тему.

Атрибуты: музыкальные инструменты (колокольчики, треугольник), подснежники, зелёная ткань.

 
                                                  Ход мероприятия.

Музыкальный руководитель встречает детей, которые заходят в музыкальный зал и встают около стульев.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами не одни. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети здороваются с гостями)

А теперь поприветствуем друг друга.

Дети поют упражнение – приветствие «Добрый день»

Музыкальный руководитель: Присаживайтесь на стульчики.  Я пригласила вас в музыкальную гостиную, где нас ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью.

Музыкальный руководитель: Вы любите музыку? Я еще не встречала человека, который равнодушен к музыке. Но у каждого человека свои музыкальные предпочтения.

-А какая музыка вам нравится? (ответы детей) Вот какие разнообразные музыкальные вкусы у вас.

-А кто может сказать, что нужно сделать для того чтобы полюбить музыку? Конечно, для того, чтобы полюбить музыку, нужно ее слушать. А если внимательно слушать музыку, то непременно поймёшь, о чём она рассказывает. Музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, она тоже рассказывает, но только не с помощью слов, а с помощью звуков. Музыка - настоящая волшебница! Она может передавать любое настроение человека, может рассказать нам сказки или показать даже целые картины. Кто же сочиняет музыку?

Дети: Музыку сочиняют композиторы.

Музыкальный руководитель: Портрет какого композитора мы видим на экране?

Дети: Это русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем слушать музыку композитора П. И Чайковского. Он очень любил наблюдать за природой. Мог часами смотреть, как течет весенний ручеек или падает первый пушистый снежок, как летит журавлиный клин или как распускаются весной почки на деревьях. Петр Ильич сочинил музыку про осень, лето, зиму, весну.  Все музыкальные пьесы поместил в один музыкальный альбом. Как называется этот альбом?

Дети: Музыкальный альбом называется «Времена года»

Музыкальный руководитель: Сколько пьес вошло в музыкальный альбом?

Дети: В музыкальный альбом «Времена года» вошло 12 пьес.

Музыкальный руководитель: Каждое время года прекрасно по - своему.

(в корзинке лежат 4 клубочка разных цветов)  Некогда солнышку в небе лениться, есть у него разноцветные спицы. Пряжа цветная на дне сундука, ровно четыре волшебных клубка. Трудится солнышко без остановки, каждому времени вяжет обновки. Пряжа у солнышка разного цвета - жёлтая пряжа для жаркого лета, в разноцветную будет осень одета, белую пряжу наденет зима, а для  весны ярко зелёная припасена,  разные платья меняет земля.

Какой же клубочек мне выбрать? А выберу я сегодня ярко зелёный клубочек. Как вы думаете почему?

Дети: Потому, что сейчас время года весна.  

Музыкальный руководитель: Правильно. Вместе с музыкой П.И. Чайковского предлагаю отправиться в путешествие по весне. Назовите первый месяц весны.

Дети: Первый месяц весны - март.

Музыкальный руководитель:  Март – это ранняя весна,  природа уже готовится к пробуждению! Послушайте, как красиво пишет об этом наш русский поэт В. А. Жуковский.

                           

                         Ребёнок читает стихотворение «Жаворонок»

Юля: На солнце тёмный лес зардел, 
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины 
Поёт, на солнышке сверкая: 
- Весна пришла к нам молодая, 
Я здесь пою приход весны!

 Музыкальный руководитель: Жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. «Март. Песня жаворонка»  так называется пьеса из цикла «Времена года». Щебечущие трельки - это только часть песни, они напоминают пение жаворонка. А какая по характеру сама песня? Послушаем произведение П.И.Чаковского «Март. Песня жаворонка».          

Дети: Музыка светлая, нежная, спокойная, весенняя.                            

 Музыкальный руководитель: Молодцы! А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении? Как звучат эти птичьи трели?

Дети: Звонко, робко, высоко, нежно.

 Музыкальный руководитель: Вот так, музыка передаёт пение жаворонка, приветствующего весну и солнце. Мы с вами тоже умеем петь. Предлагаю исполнить знакомую песню композитора Лазаревского «Становится весною тепло»

                    Исполнение песни «Становится весною тепло»

Музыкальный руководитель: Вот и отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. И птиц заливистая трель нас извещает, наступил….

Дети: Апрель.

Музыкальный руководитель: Спешит, торопится весна. И вот лесу появились первые цветы.                  

 «Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна»

Скажите, ведь, правда, что это весна?».

 Что же это за чудо цветок, который не боится холода и снега.                                             Дети: Это подснежник.                                                                                                                

Музыкальный руководитель: (имя ребёнка) расскажет нам о подснежнике.

Катя:  Он появился раньше всех голубоватый, нежненький,

Когда в лесу еще был снег и назван был подснежником.

И пусть порою дождь сечет, и снег порою падает,

А он цветет, себе цветет и  нас весною радует

Музыкальный руководитель: Расскажем все вместе про подснежник.                                                                                          

                               

                     

                 Логоритмическое упражнение «Подснежник»

 Я РОДИЛСЯ! Я РОДИЛСЯ!  Дети прикасаются ладонями к груди и приподнимают руки вверх 2 раза.

СНЕГ ПРОБИЛ, складывают ладони пред грудью в «бутон» и поднимают руки на уровень глаз.

НА СВЕТ ЯВИЛСЯ! Раскрывают «Бутон», раздвинув пальцы в стороны.

УХ, КАКОЙ ТЫ СНЕГ КОЛЮЧИЙ, грозят указательным пальцем.

ТЫ ХОЛОДНЫЙ, СНЕГ, И ЗЛЮЩИЙ.    Скрещивают руки на груди и растирают ладонями плечи.

О МОРОЗАХ ЗРЯ МЕЧТАЕШЬ, водят указательным пальцем вправо – влево.

ОЧЕНЬ СКОРО ТЫРАССТАЕШЬ, машут ладонями движением от себя.

УПЛЫВЁШЬ ПОТОКОМ В РЕЧКУ, делают волнообразные движения руками.

И НЕ СКАЖЕШЬ НИ СЛОВЕЧКА! Прижимают указательный палец к губам.  (А. Матутис)

Послушайте музыкальный фрагмент,  отгадайте, как называется эта пьеса?

Дети: Музыка называется «Апрель. Подснежник»

Музыкальный руководитель: О чём рассказывает музыка?

Дети: Музыка рассказывает, что расцвёл первый весенний цветок  подснежник, наступила весна, дует лёгкий весенний ветерок.

Музыкальный руководитель: Как звучит музыка?

Дети: Музыка звучит плавно, красиво, нежно, ласково.

Музыкальный руководитель: Что хочется делать под эту музыку?

Дети: Танцевать.

Музыкальный руководитель: Это возможно в музыкальной гостиной. Девочки будут танцевать с подснежниками, а мальчики возьмут зелёную ткань и сделают весеннюю полянку.

                          Танцевальная композиция  «Весенняя фантазия»

Музыкальный руководитель: Я думаю, что настало время для загадок. Лёша спешит загадать нам загадку:

Леша: Солнце стало вдруг теплей, зажурчал в лесу ручей.

Время года называй – в нём цветущий месяц….

Дети: Май!

Музыкальный руководитель: И мы перенесёмся в славный город Петербург. Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге.  В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Это  когда   долго стоит светлый,  ясный день, потом начинает смеркаться, а ночи всё нет и нет. Послушайте стихотворение Надежды Поляковой «Белые ночи»

Илюша: Петербургский май – предвестник лета.

С белыми ночами дружит май.

Будто лампочки дневного света

Над Невой включили невзначай.

Белой ночь спать совсем не хочешь.

Не стихает город за окном.

Потому, что можно белой ночью

Делать всё, как будто это днём.

Одну из своих пьес композитор П.И. Чайковский  посвятил знаменитым «белым ночам». Пьеса таки называется «Май. Белые ночи».  Музыка «Мая» не рисует тебе никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней - настроение. Можно слушать  прекрасную музыку и мечтать  о чём - нибудь  хорошем.  

                                Слушание пьесы «Май. Белые ночи»

Музыкальный руководитель: Весне посвящают свои стихи поэты, композиторы сочиняют прекрасную музыку, а художники пишут картины. Я хочу пригласить вас в мою картинную галерею. (дети проходят к картинам). В картинной галерее все картины о весне. Вам надо распределить картины согласно названиям прослушанных сегодня музыкальных произведений. «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»

                                               Дети выполняют задание.

 

Музыкальный руководитель: Вот мы и побывали в музыкальной гостиной.

 Назовите музыкальные произведения, которые мы с вами сегодня слушали. Кто композитор? А если вы придёте домой, о каком произведении вам бы хотелось рассказать своим родителям? Что вам больше всего понравилось в музыкальной гостиной.

Ответы детей: Дети отвечают на вопросы

Музыкальный руководитель: Музыка в душе каждого человека пробуждает самые добрые чувства. Тот, кто любит музыку никогда не совершит плохого поступка. Мне очень понравилось, что вы были чуткими и внимательными и смогли увидеть в музыке красоту весеннего подснежника, услышать трели жаворонка и даже немного помечтать. В знак нашей встречи хочу подарить вам вот такие весёлые нотки и пожелать вам того, чем радует нас музыка: добра, солнечного тепла,   красоты, здоровья, радости, нежности, улыбок,  весеннего настроения..

Музыка вдруг смолкла. Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит, и будет долго еще звучать для каждого из нас.

Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. До свидания, ребята. До новых встреч.

 

               Анализ музыкального занятия в старшей группе

                       «Весна в музыке П.И.Чайковского»

  1. Общие сведения о занятии.
  1. Старшая группа №7, дети 5- 6 лет, музыкальный руководитель Давыденко Н.Е.
  2. Тема занятия: «Путешествие по временам года. Весна в  музыке П.И.Чайковского».
  3. Цели занятия:

Образовательные:

Формировать  интерес  к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности.
Формировать умение различать темп, динамику, ритм, характер музыкального произведения.

Развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание.

Коммуникативные задачи: воспитывать чувство такта, умения доброжелательно взаимодействовать в музыкальной деятельности.

Воспитательные задачи: развивать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивать музыкально-творческие способности,

Формировать музыкальную культуру через восприятие классической музыки.

Интеграция областей:  художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, синтезатор, презентация, фонограмма песни «Становится весною тепло», аудио видео записи с произведениями П.И. Чайковского, иллюстрационный материал на весеннюю тему.

Атрибуты: музыкальные инструменты (колокольчики, треугольник), подснежники, зелёная ткань.

При выборе темы для занятия, мною были учтены возрастные особенности детей, а также умственная, физическая и эмоциональная нагрузки.

Тип занятия:  тематическое, в форме «Музыкальной  гостиной».

Структура занятия.

1. Приветствие

Упражнение - приветствие «Добрый день»

2. Беседа

Проводилась беседа с детьми о музыке: дети отвечали на поставленные вопросы (какую музыку они предпочитают, кто сочиняет музыку), дети слушали информацию о творчестве П.И.Чайковского «Времена года»

3. Слушание

Для слушания использовались следующие музыкальные произведения П.И. Чайковского: «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»

4. Пение

Дети исполнили знакомую песню В. Лазаревского «Становится весною тепло»

Пение сопровождалось игрой на колокольчиках

5 Музыкально – ритмические движения

Была исполнена танцевальная композиция «Весенняя фантазия»

С использованием атрибутов: подснежники, ткань.

6. Дидактическая игра: «П.И. Чайковский и весна»

Изложение материала

Весь Материал старалась излагать чётко, ясно.

В диалогах  постоянно опиралась на знания детей, поясняла спорные вопросы,   разъясняла каждое из заданий.

Итог занятия

Подводя итоги,   обобщила всё изученное на занятии, попросил детей рассказать о том, что им больше всего понравилось.

Материал.

Во время образовательной деятельности  был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен для детей, была использована наглядность: презентация, видеоматериал,  фото на весеннюю тему, атрибуты.

Методы работы на занятии.

На занятии   были использованы следующие группы методов и приёмов. Словесный (беседа),

Наглядный (презентация, картины, атрибуты).

Практический (исполнение распевки, песни, игра на музыкальных инструментах, исполнение танцевальной композиции, чтение стихов)

Игровой ( логоритмическая игра «Подснежник»)

Во время  беседы с воспитанниками, опиралась на знания, приобретённые ими ранее. Наглядные методы обучения использовались в ходе почти всех заданий.

Анализ деятельности детей на занятии.

Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом.

Анализ деятельности руководителя.

Постаралась  ответственно подойти к подготовке занятия.

Тщательно подобран музыкальный репертуар. Использовался наглядный материал в виде презентации, картин, атрибутов. Использовались характерные для музыкального занятия виды музыкальной деятельности. Дети с удовольствием участвовали во всей предложенной педагогом деятельности и с охотой выполняли задания.

Выводы по занятию.

Занятие было проведено   с учетом поставленных целей и задач, однако был использован минимальный материал по теме П.И.Чайковский  «Времена года», так как тема достаточно обширная и сложная для детского осмысленного восприятия музыкальных произведений.  Я считаю, что  занятие прошло с интересом для детей, были усвоены данные понятия, изучен весь представленный педагогом материал.

                                                  Для рефлексии

 

   У вас есть три кружочка красного, жёлтого и зелёного цветов.

Вы можете поднять кружок любого цвета и высказать своё мнение:

Красный – если вы удовлетворены, практикум был полезен,  вы сможете это использовать в своей работе.

Жёлтый   -  если практикум был интересен, вы принимали активное участие, вам было достаточно комфортно.

Зелёный   – если пользы от практикума вы  получили мало, вам это не пригодится.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».

Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми в старшей группе Тема: «Путешествие по временам года»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект открытого урока музыки в средней группе детского сада по теме « Путешествие по временам года ».

Использование разных видов деятельности (пение, прослушивание музыки, танцевальную, игровую, речевую). Закреплять полученные знания, умение создавать игровые образы. Развивать музыкальные и артистичес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года» для детей старшей группы (Познавательное развитие)

Данный материал предназначен для детей старшего возраста и направлен на систематизацию знаний детей о сезонных изменениях в природе, жизни животного и растительного мира в разное время года....

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...