"В стране Шахматных фигур" (Досуг для детей 5-7 лет)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Уколова Марина Алексеевна

Досуг "В стране Шахматных фигур" завершает работу кружка "Занимательные шахматы". Данное занятие призвано побуждать у детей старшего дошкольного возраста интерес к шахматной игре через спортивные эстафеты, сказки, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_shahmatnyh_figur._stsenariy.odt30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

(Досуг для детей 5-7 лет)

Составитель: Уколова Марина Алексеевна

Мордово

2021 год

        Цели:  

  • создание условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
  • побуждение у детей  интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты, стихи, сказки, загадки.

        Оборудование: аудиозаписи песен «Гимн шахматистов», «Шахматы», маски-шапочки шахматных фигур, 2 набора шахмат, 2 теннисных ракетки, 2 палки-лошадки, 8 мягких кубов 2 набора букв слова «Слон», 2 картинки «Ладьи», разрезанные на 8 частей картинки «Ферзь» и «Король», 2 обруча,  шахматные значки.

Ход мероприятия:

        Звучит «Гимн шахматистов».

        Ведущий: Здравствуйте, дорогие  ребята! Сегодня мы с вами посетим удивительную страну Шахматных фигур, помогут нам в этом участники кружка «Занимательные шахматы».

        Дети - участники кружка читают стихотворение:

1-й:  Эта чудная игра
        Нам известна с детства.
        Отправляемся! Пора
        В шахмат королевство!

2-й: Там и ныне, словно встарь.
        На высоком троне
        Восседает грозный царь
        В шахматной короне.

3-й: Там отважны и сильны
        Пешки — храбро бьются.
        Там и кони, и слоны
        Доблестно дерутся.

4-й: Ферзь с ладьёй на страх врагам
        Поспевают всюду.
        Кем, не скажете ли нам,
        Выдумано чудо:

5-й: Чёрно-белые поля
        И фигур сраженья.
        Ждёт победа короля
        Или пораженье?

Ведущий: Хотите послушать сказку о том, как появилась игра «Шахматы»?

Дети: Да!

        Ведущий: Когда-то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда-то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может помирить двух братьев. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки — квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой — черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями — слонов — по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки. − Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры. − А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, — сказал Мудрец, указывая на черные фигурки. − Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры. И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.

        А вы дружно живёте в своём королевстве, не ссоритесь?

        Дети: Живём дружно и не ссоримся.

        Ведущий: Хочу представить вам жителей Шахматного королевства.

        «Парад шахматных фигур»

        Участники кружка выходят в костюмах шахматных фигур, делают круг по сцене и становятся в ряд. Ведущий представляет фигуры:

        Пешка.

Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперёд.

На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.

Чтоб могла вступить скорей
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.

А потом — вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.

Если доску всю пройдёт
Пешка до конца -
Ждёт там звание ферзя

Храброго бойца.

Ладья.

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края
Может двигаться она
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди!

Слон.

Слоны поделили свой мир пополам:
Один ходит только по белым полям
И только по чёрным шагает другой
И на цвет, на чужой, ни ногой

Так среди одноцветных дорог
Слоны движутся наискосок.

Конь.

У шахматной лошадки
Коварные повадки

Прыгнет конь. Подковы — звяк!
Необычен каждый шаг:
Буквой
«г» и так и сяк
-Что ни шаг, то зигзаг.

Ферзь.

Ферзь в шахматах,
Можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как слон,

И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад,
А бьёт он и вдаль, и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белой простор

Ферзь очень опасен вблизи и вдали
-Ты больше вниманья ферзю удели.

         Король.

Главнее всех всегда король,
Все слушаться его изволь.
Ведь возглавляет он в бою
Лихую гвардию свою.

Король всегда в начале боя
Стоит отважно в центре строя
Команды отдаёт без спешки,
Его собой прикрыли пешки

         Хотя король имеет власть,
        Без пешек может он пропасть.

        

        Фигуры занимают места среди зрителей

        

        Ведущий: А сейчас Костя, Ульяна и Мила исполнят для вас «Пешкины страдания»

        

ПЕШКИНЫ СТРАДАНИЯ

 Пешки:  Уделите вы нам, гости,

                 Чуточку внимания,

                Пропоём для вас мы с Костей - Ох!-

                 Пешкины страдания.

Костя: Я без дела не болтаюсь

            Не слоняюсь во дворе,

            А прилежно обучаюсь – Ох! -

           Умной шахматной игре.

                 Я сказал вчера ребятам:

                «Все фигуры знаю я!» -

                 Перечислил по порядку: – Ох!-

                 «Король, ферзь, слон, конь, ладья».

Пешки: Пешки — тонкие натуры.        

            Ты нас, Костя, огорчил:

             Перечислил все фигуры, - Ох! -

             А про нас ты позабыл.

 Костя: Нет в словах моих насмешки.

            Зря вы обижаетесь.

             Ведь фигурами вы, пешки, - Ох! -

             Просто не считаетесь.

Пешки: Зря фигуры зазнаются,

             Как медведи во бору.

             Всё ж без нас не обойдутся – Ох! -

                Начинаем мы игру.

                Если нас не потревожить,

                        То фигурам не пройти.

                        Шаг ладья ступить не сможет, - Ох! -

                        Если пешка на пути.

                Кто там пешкам возражает?

                Ты послушать нас изволь!

                 Пешек очень уважают – Ох! -

                Слон и ферзь и сам король.

                         И в игре (куда уж строже!)

                        Соблюдают все закон:

                        Через пешку прыгнуть может – Ох! -

                        Из фигур один лишь конь.

Костя: Мне сказали папа с мамой:

            «Ты не забывай, сынок:

            Пешка ходит только прямо, - Ох! –

             Ну, а бьёт наискосок.»

Пешки: Мы, вообще, не любим спешки,

             Но в борьбу вступить спеша,

            Раз в игре способна пешка, - Ох! -

             Через поле сделать шаг.

                         Пешки – крепкие орешки,

                        Наших хитростей не счесть.

                         У противника мы пешку, - Ох! -

                         На проходе можем съесть.

Хоть мала, невзрачна пешка,

                Но в игре весьма важна.

Доску всю пройдя без спешки, - Ох! -

Может стать ферзём она

Костя: Я прошу у вас прощенья,

    Если в чём-то виноват.

     Заслужила уваженье – Ох! –

     Пешка – маленький солдат!

        

        Ведущий: Ребята, шахматы — это спортивная игра. Она предполагает соревнование, требует воли к победе, взаимного уважения противников, умения красиво выигрывать и достойно проигрывать. Все эти качества мы с вами сможем проявить в шахматных эстафетах.

        1. Эстафета с пешками «Донеси — не урони!»

        Все дети делятся на 2 команды.

        По сигналу дети по очереди на теннисных ракетках несут шахматную пешку, обегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующему участнику команды. Команда победитель эстафеты получает «пешку».

        2. Эстафета «На коне»

        По сигналу, дети по очереди бегут до конуса и обратно, используя палки с головой коня. Возвращаясь, каждый участник команды передаёт «коня» следующему. Команда победитель эстафеты получает «пешку».

        3. Эстафета «Собери слово».

        Каждая команда при помощи мягких кубов с буквами собирает слово «СЛОН». Команда, которая сделает это первой, получает «пешку».

        

        4. Эстафета «Передай фигуру».

        Каждая команда, использует небольшой куб с картинкой «ладьи». Дети стоят в колонне и по сигналу передают куб по верху каждому следующему участнику. В обратную сторону куб передаётся к первому участнику снизу. Повторить 3 раза. По завершении эстафеты, первый участник поднимает куб вверх двумя руками. Команда-победитель получает «пешку».

        5. Эстафета «Разрезные картинки».

        Участники каждой команды получают части разрезных картинок «Ферзь» и «Король». Дети стоят в колонне. По очереди, добегая до обруча, кладут каждый свою часть, стараясь сложить общую картинку шахматной фигуры «ферзь». По завершении эстафеты, та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием, получает «пешку».

        Ведущий: Участники кружка сейчас расскажут и покажут вам сказку «Шахматный теремок».

ШАХМАТНЫЙ ТЕРЕМОК

        На сцене стоит шахматный теремок. Входит Пешка, подходит к теремку.

    Пешка: Не люблю я прыг да скок

                Я иду неспешно,

Бью всегда наискосок,

А зовусь я Пешка.

                Вижу клетчатый домок -

Шахматный теремок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в чёрно-белом живёт?

(Заглядывает в теремок)

                Видно, нет здесь никого.

                Что ж, войду-ка я в него.

                Буду жить да поживать,

                Да друзей здесь ожидать.

(Входит в теремок)

        Подходит  Ладья, стучит в дверь.

      Ладья: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в чёрно-белом живёт?

        Выходит Пешка.

     Пешка: Я Пешка-неспешка. А ты кто?

      Ладья:  Я дальнобойная Ладья,

На башню так похожа я.

         Как танк могучий и стальной,

         Двигаюсь я по прямой,

         Доступны мне любые дали

         На вертикали, горизонтали.

         

     Пешка: Иди, Ладья, ко мне жить.

                  Будем с тобой дружить.

(Пешка и Ладья входят в теремок)

Подходит  Конь. стучит в дверь.

        Конь: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в чёрно-белом живёт?

(Выходят Пешка и Ладья)

     Пешка: Я Пешка-неспешка.

      Ладья: Я  дальнобойная Ладья.

        Вместе: А ты кто?

        Конь:  Я Конь-через поля скакун.

Я шахматный Конь,

          Шустрый, быстрый, как огонь.

        Не мила коню неволя,

        Предо мной простор широк,

        Очень ловко на два поля

        Совершаю я прыжок,

        Замечательный прыжок:

        Два поля - прямо, поле - вбок.

Пешка и Ладья: Иди, Конь к нам жить.

                         Будем с тобой дружить.

(Пешка, Ладья и Конь входят в теремок)

Входит Слон. стучит в дверь.

        Слон: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в чёрно-белом живёт?

Выходят Пешка, Ладья и Конь.

     Пешка: Я Пешка-неспешка.

      Ладья: Я дальнобойная Ладья.

        Конь:  Я Конь-через поля скакун.

      Вместе: А ты кто?

        Слон:  Я Слон - по диагоналям рыскун.

                Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой  слон такой.

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

Пешка,  Ладья и Конь: Иди, Слон к нам жить.

                                     Будем с тобой дружить.

(Пешка, Ладья, Конь, Слон входят в теремок.

Входит Ферзь. стучит в дверь.)

.

        Ферзь: Кто, кто в теремочке живёт?

                 Кто, кто в чёрно-белом живёт?

(Выходят Пешка, Ладья, Конь и Слон.)

         Пешка: Я Пешка-неспешка.

          Ладья: Я дальнобойная Ладья.

         Конь:  Я Конь-через поля скакун.

         Слон:  Я Слон - по диагоналям рыскун.

        Вместе: А ты кто?

        Ферзь: А я Ферзь, самый сильный здесь.

                  Я самый мощный, я — чемпион!

                 Умею ходить, как Ладья, и как Слон.

Пешка, Ладья, Конь и Слон: Иди, Ферзь, к нам жить.

                                     Будем с тобой дружить.

(Пешка, Ладья, Конь, Слон, Ферзь входят в теремок.

Входит Король, стучит в дверь.)

         Король: Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в чёрно-белом живёт?

Выходят Пешка, Ладья, Конь, Слон и Ферзь.)

        Пешка: Я Пешка-неспешка.

          Ладья: Я дальнобойная Ладья.

         Конь:  Я Конь-через поля скакун.

         Слон:  Я Слон-по диагоналям рыскун.

        Ферзь: Я Ферзь, самый сильный здесь.

        Вместе: А ты кто?

        Король: Я Король — боец отважный,

                     Самый главный, самый важный.

                    Хоть обязана вся рать

                    Короля оберегать,

                    Я в бою не подведу,

                    Врукопашную пойду.

                    А ещё с ладьёй я ловко

                    Умею делать рокировку.

                     Посмотреть хотите?

                Все: Да!

        Король: Подойди, Ладья, сюда! (Ладья подходит)

                     Совершу прыжок лихой

                     И укроюсь за ладьёй.

(Король прыгает через Ладью, задевает теремок. Теремок падает)

        Фигуры: Что ж, Король, ты натворил:

                       Теремок наш развалил!

        Пешка: Хоть неловок был Король,

                     Важную сыграл он роль -

                     Теремок разворотил,

                     Его в доску превратил.

                     А доска — большой квадрат,

                Всяк занять здесь место рад.

        Ладья: Встали по краям ладьи.

        Конь: Рядом кони...

        Слон: … и слоны.

        Ферзь и Король: Для Ферзя и Короля

                                Тоже есть свои поля.

        Пешка: Пешки встали впереди.

(Фигуры последовательно занимают свои места)

        Все: Эй, противник! Выходи!

        Ведущий: Настала пора проверить знания и умения участников кружка «Занимательные шахматы».

        1-е задание: «Доскажи словечко» (Дети по очереди договаривают последнее слово):

Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,
А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)

Самый сильный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)

Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)

Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)

Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)

© Copyright: Шнайдер Ирина, 2016

2-е задание: «Расставь фигуры».

Кто быстрее расставит фигуры на шахматной доске. Учитывается скорость, правильное положение доски и фигур.

3-е задание: «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся шахматные фигуры. Дети по очереди опускают руки в мешочек и на ощупь находят фигуры: коня, короля, ладью, слона, ферзя, пешку.

4-е задание: «Кто я?»

Ведущий надевает ребёнку шапочку с геометрической фигурой. Ребёнок не видит, какая у него фигура. Он должен угадать её при помощи вопросов, на которые модно отвечать только «да» или «нет», например:

- Я белая фигура? (Да)

- Я одна в своём войске? (Нет)

- Таких фигур в войске две? (Да)

- Я хожу по вертикали и горизонтали? (Нет)

- Я хожу по диагонали? (Нет)

- Мой шаг похож на букву «Г»? (Да)

- Я — белый конь! (Да)

        5-е задание:  «Кто быстрее?»

        2 набора фигур рассыпаны вперемешку. Кто быстрее соберёт рассыпанные фигуры и аккуратнее сложит их в коробку.

        В заключение участникам кружка «Занимательные шахматы» вручаются значки с рисунками шахматной тематики.

        Дети покидают зал под песню «Шахматы».

        Источники:

  1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу. Пособие для учителя. - Обнинск. Духовное возрождение, 2011.
  2. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  3. https://moluch.ru/archive/117/32530/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В стране шахматных чудес» в старшей группе

На данном занятии педагог даст представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы....

Программа интеллектуального развития "В стране шахматных чудес"

Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память. Анатолий Карпов...

Сценарий шахматного праздника «В стране шахматных чудес»

Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни. Задачи мероприятия: 1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных з...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В стране шахматных чудес"

Конспек ООД по обучению детей игре в шахматы "В стране шахматных чудес"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....

Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»

Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...