Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шахматная интеллектуальная викторина

«В стране шахматных фигур»

 

для детей подготовительной группы

общеразвивающей направленности 6-7 лет

интеграция образовательных областей

(социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие)

Цель:

Прививать интерес к игре «шахматы», создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о шахматах (знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; умение ориентироваться на шахматной доске).

2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.

3. Воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Шахматная интеллектуальная викторина

«В стране шахматных фигур»

для детей подготовительной группы

общеразвивающей направленности 6-7 лет

интеграция образовательных областей

(социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие)

         Воспитатель: Карасева О. Н.

        Учитель-логопед: Князева Н.А.

2023

Цель: Прививать интерес к игре «шахматы», создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о шахматах (знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; умение ориентироваться на шахматной доске).

2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.

3. Воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №18 «Ласточка».

Продолжительность: 40 минут.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Оборудование и материалы: карточки с изображением шахматных фигур на 10 человек (пять белых и пять черных); 2 деревянные шахматные доски и фигуры, мешочек для шахмат 2 шт; пазлы – картинки шахматных фигур; для награждения – медали; детские столики – 4 шт., стулья – 10 шт., мольберт – 2 шт., шахматные доски – 2 шт., фишки – звездочки, мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук, акустическая система, беспроводная мышь; мультимедийная презентация со звуковыми эффектами.

Предварительная работа: беседы об истории шахмат, игры с шахматными фигурами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с шахматными партиями, раскрашивание шахматных фигур, просмотр мультимедийных презентаций и развивающих мультфильмов по вопросу шахматной грамоты.

Ход викторины:

Дети под музыку проходят в музыкальный зал и рассаживаются на свои места.

Слайд №1.

Ведущий 1:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители и все гости нашего мероприятия! Сегодня мы пригласили вас, чтобы совершить волшебное путешествие в страну шахматных фигур.

Ведущий 2:

Ребята начали познавать азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши юные шахматисты пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.

Ведущий 1:

На нашем мероприятии присутствует Лохматов Дмитрий Сергеевич: Кандидат в мастера спорта, судья первой категории, чемпион Алтайского края по быстрым и классическим шахматам, представитель Федерации шахмат Алтайского края, тренер детей, попавших в сборную Алтайского края.

Сегодня мы будем отгадывать загадки, читать стихи, отвечать на вопросы, играть, значит, будет интересно! Надеюсь, что эта встреча подарит всем нам радость и выявит сильнейшего в турнире.

Слайд № 2.

Ведущий 2:А сейчас наши ребята прочтут стихотворения.

(Дети читают стихотворения):

1.

Шахматы — игра, но непростая!

Надо уметь мыслить головой!

И со стула долго не вставая,

Верно, точно, мудро вести бой.


2.

Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

3.

Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

4.

Зовется Шахматной страной
Двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
Двухцветная война

5.

Там обе армии смелы,
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.

6.

Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон какой!

7.

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

Ведущий 1: Ребята, вы готовы пройти сегодня испытания?

Отлично! Молодцы!

Ведущий 2:

Для участия в нашей викторине я предлагаю разделиться на две команды: команда белых и команда черных. Для этого, каждый участник, подходит к столу и выбирает себе свой цвет команды. Ребенок берет фишку, на обратной стороне, которой изображена любая шахматная фигура. Таким образом, дети с белыми фигурами образуют команду белых, а с черными – черных.

Ведущий 1: Викторина будет состоять из 6 испытаний, которые помогут выявить ваши знания и умения, полученные на занятиях по обучению игре в шахматы. За правильный ответ –дается фишка-звездочка. Чья команда наберет больше фишек, та и станет победителем нашей викторины. В добрый путь, ребята! Удачи!

Конкурсы викторины:

Ведущий 2:

1. Задание «Разминка»:

1. Какая страна считается родиной шахмат? (Индия.) Слайд № 3.

2. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (Белые.) Слайд № 4.

3. Как называется игровое шахматное поле? (Доска.) Слайд № 5.

Ведущий 1:

2. Задание «Собери шахматную фигуру».

Слайд № 6.

Перед каждой командой на столах лежат пазлы зашифрованной фигуры. Задача команды, как можно быстрее собрать пазл и правильно назвать фигуру. Кто быстрее всех справится, тот получает фишку.

Ведущий 2:

3. Задание «Доскажи словечко»:

  1. Скоро бой.

И ждет войска

Деревянная (доска).

  1. Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может (пешка).

  1. Играет не простую роль

Его величество (король).

  1. В «шалашах» и в «камышах»

Я услышал слово (шах).

Ведущий 1:

        

4. Задание «Волшебный мешочек».

Слайд № 8.

Правила таковы: Каждый участник команды по очереди должен достать из волшебного мешочка шахматную фигуру и правильно ее назвать.

За каждое правильное выполнение задания команда получает фишку.

Ведущий 2:

«Знатоки шахмат» для зрителей

1.Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

2.Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

3.В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

4.Какой формы шахматная доска? (квадратная)

5.Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

6.Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры).

7.Как ходит и бьёт пешка? (только вперед, наискосок)

8.Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

9.Между какими фигурами на доске стоит конь? (между слоном и ладьей)

10.Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

             11.В какую еще игру можно играть на шахматной доске(Шашки, уголки).

Ведущий 1:

Слайд №17.

5. Задание «Шахматное поле».

Слайд № 9 (пустая шахматная доска)

По команде ведущего, каждый участник по очереди берет любую фигуру, добегает до столика с шахматной доской, и ставит ее на свое место. Задача команд как можно быстрее составить все фигуры на игровое поле. Кто быстрее тот и победит.

Слайд № 10 (доска с расстановкой фигур)

Ведущий 2:

А теперь шахматная переменка!

Слайд № 11

Команды и участники викторины встают в круг и повторяют слова и движения:

Чтобы в шахматы играть(движения руками, словно переставляем фигуры)

Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)

Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)

Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)

По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)

Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)

А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)

Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)

Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук).

Ведущий 1:

И снова мы продолжаем, и последнее задание: БЛИЦ-ОПРОС!!!

Команды поочередно отвечают на вопросы, если команда неправильно отвечает, то ход переходит к другой команде, итак, мы начинаем.

6. Задание

Вопросы блиц – турнира:

Ведущий 1:

1. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? Варианты ответов:

а) Ферзь; б) Король; в) Конь; г) Слон. Слайд №12.

Ведущий 2:

2.Кто ходит, как слон и как ладья? (ферзь). Слайд №13.

Ведущий 1:

3. Назовите шахматную фигуру, которой можно объявить шах? (Король.) Слайд №14.

Ведущий 2:

4.Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию? Слайд №15.

Ведущий 1:

5. Из скольких клеток состоит шахматная доска? Варианты ответов а) 32; б) 64; в) 85.

Слайд №16.

Ведущий 2:

6. Какая фигура всегда остается на доске до конца игры? (Король) Слайд №17.

Ведущий 1:

7. Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии? (Восемь.) Слайд №18.

Ведущий 2:

8. Какая фигура назад не ходит? (Пешка) Слайд №19.

Ведущий 1:

9. Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? (Конь) Слайд №20.

Ведущий 2: Молодцы, ребята! Достойно справились с очередным завершающим заданием.

Ведущие подсчитывают набранные очки обеих команд и подводят итоги викторины.

Слайд №21.

Ведущий 1: Вот и подошла к финалу наша шахматная увлекательно – познавательная викторина. Ребята вы достойно справились со всеми нашими испытаниями. И вы по праву можете называться знатоками шахмат.

(Все дети награждаются медалями).

Ведущий 2:

Вот и подошел к концу наш шахматный праздник

И только мудрость шахмат даст ответ

Твоей душе на множество вопросов,

Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

А есть боец, художник и философ.

 Ведущий 1: Продолжайте постигать шахматную науку и идите к новым вершинам побед. Желаем вам удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стране шахматных фигур МБДОУ «Детский сад № 18» Разработали: Воспитатель: Карасева О.Н. Учитель-логопед: Князева Н.А.

Слайд 2

Шахматная викторина

Слайд 6

СОБЕРИ ШАХМАТНУЮ ФИГУРУ

Слайд 7

Назови шахматную фигуру

Слайд 9

Шахматное поле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интеллектуального развития "В стране шахматных чудес"

Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память. Анатолий Карпов...

Интеллектуальная викторина:"В стране дорожных знаков"

Цель: сохранение жизни и здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения на дороге.Задачи: закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дороге; способствоват...

Интеллектуальная викторина "В стране мультфильмов" для средней группы

Цель: формирование у детей интереса к положительным мультфильмам через игру. Задачи:Расширить знания детей о мире мультфильмов.Способствовать развитию у детей чувства сплочённости коллектива, отв...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....

"В стране Шахматных фигур" (Досуг для детей 5-7 лет)

Досуг "В стране Шахматных фигур" завершает работу кружка "Занимательные шахматы". Данное занятие призвано побуждать у детей старшего дошкольного возраста интерес к шахматной игре ч...

Викторина "В стране шахматных фигур"

Увлекательная викторина позволит детям показать свои знания в мире шахмат....

Интеллектуальная викторина «Занимательная страна математики» с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель: формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах, способствовать развитию познавательной активности.Задачи:Обучающие:- закрепить навыки порядкового счета в пределах дес...