Фольклорное развлечение "Колядки"
материал (средняя, старшая группа)

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornoe_razvlechenie.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное развлечение «Колядки»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

- Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

Под музыку выходят дети. Садятся на стульчики.

Входит хозяюшка.
Хозяюшка.

Здравствуйте ребята. Я хозяюшка-забавушка.

Слышала, что у вас сегодня праздник. А я праздники больше всего люблю, вот и пришла к вам повеселиться. Да только ели дошла, метель, то какая, мороз. Снегу намело. Что то я замерзла. Давайте согреемся.

Игра-согревалочка.

Вроде бы подвигались, а все равно холодно. А давайте зимушку задобри, песенку  споем.

Песня «Зимушка-зима»

Хозяюшка.

Дети, а вы знаете, что елочку впервые украсил и нарядил Ангел в день Рождества маленького Христа.
И вот уже 2000 лет люди в этот день наряжают рождественскую елку. Вот и у вас она есть — нарядная, красивая, яркая! А вы ребята здесь на праздник собрались? А что празднуете? А вы знаете, что это за праздник такой колядки?  А давайте послушаем…

На лавочках сидят девочки и бабушка, занимаются рукоделием.  Бабушка обращает внимание, что дети скучают.

Бабушка: А что это вы, дети притихли да приуныли? Давайте-ка, я вам что-нибудь расскажу про свою молодость, как мы жили в старину.

Дети обрадовано предлагают:

Внук 1. Ой, как хорошо-то, бабушка!  Расскажи, нам сказку!

Внучка 2. Нет, лучше как вы раньше веселились, праздники праздновали, игры играли.

Бабушка: Ну что ж, садитесь поближе да слушайте внимательно.

Много лет назад на Руси отмечали в январе  три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками. Святки всегда праздновали очень весело.

  На Святки хозяйки в каждом доме пекли пироги, готовили угощения.

Ребята надевали маски, наряжались. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом пели песни. Да не простые песни, а колядки. Колядки-это пожелание хозяевам всего хорошего.  А хозяева за это дарили ряженым пироги, пряники, сласти, деньги. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие. Эх, хорошее время было. А ведь сейчас то не ходит уже детвора!

Внучки: А вдруг бабушка все таки придут…

Хозяюшка. А и, правда, ребята, давайте сходим.

Стук в дверь. Входят дети с хозяюшкой,  поют колядку

Колядка

1 реб. : -Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

2 реб.: Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем. Счастья будет вам горой, урожая воз большой.

3реб. : Чем вы нас, хозяюшки, одарите?

 Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока иль кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривеннички на прянички?

4реб. : Тетенька добренька,

Подай что-нибудь сдобненькое:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

5 реб. : Подай, тетушка, подай, матушка,

Лепешечки с дырочкой,

Пирожка с начиночкой.

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Бабушка: Вот спасибо вам ребята. В дом скорее заходите. Вот для вас угощения приготовила. Давайте поиграем, повеселимся, да награжу вас вкусностями. Становитесь в кружок.

Игра-хоровод

Хозяюшка: Спасибо бабушка за интересную игру. А не порадовать ли нам бабушку веселым представлением?

Сценка «Медведь и коза»

Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой, Повесели гостей немножко.

Медведь. Давай, Коза, покажем, Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза. Выходи плясать, Медведь, я частушку буду петь. Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.

Медведь. Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза. Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.

Коза. А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь, Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха.

Медведь. Ах, Коза ты, Козочка, серенькая розочка. Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза. Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой. Мы с тобой шутили, народ повеселили.

Бабушка: Козочка-коза, острые рога покажи-ка, как девицы на праздник собираются. А ты, Миша – как парни чубами похваляются (пантомима) .

Хозяюшка: 

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

Петь частушки помогайте

Частушки

Бабушка:

Ой, какие гости молодцы. Загадаю я вам загадки. А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Загадки

Хозяюшка:

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

В танец так и просятся!

Танец под русскую народную песню «Варенька»

Хозяюшка, Внук и внучка выходят в центр зала.

Хозяюшка: Вот спасибо дорогие, чем же еще бабушку порадуем?

Внучка1: Есть обычай на Руси

Хочешь бабушку спроси

В полночь выходил народ

Да из собственных ворот

В руках валенок держали

Через плечо его бросали

Внучка2:Куда носом упадет

Там и миленький живет

Если полон будет снегом

Знать жених будет с телегой

И богатство жениха

Хватит им на все века.

Хозяюшка: Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать?

(Достаёт горшочек, бьёт в бубен, звучит цыганская музыка, заходят две цыганки)

Танец цыганочек

1 цыганка: Мы, колядовщики,

Пришли гадать, прославлять,

Хозяев величать!

Хозяюшке — житья сто лет!

А детушкам - здоровье!

2 цыганка: И наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством.

Хозяюшка: За руки беритесь, в круг скорее становитесь. (водят хоровод.)

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

Цыганочки подносят детям горшочек, дети достают по 1 предмету из горшочка.

Бабушка рассказывает.

-Вата - тебе, мягкая жизнь достанется.

-Монетка- к достатку, жить будешь богато.

-Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

-Кусочек спички– щепка деревянная к крепкому здоровью.

-Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

-Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

-Бусы – подарок будет.

-Колокольчик – счастье, удача ждёт.

Хозяюшка: А знаете, есть такая народная примета- кто на Рождество чихнёт, тот здоровым весь год проживёт! Кто болеть не хочет- чихнём-ка разок все вместе? Три-четыре- «Апчхи! »

Все чихают

Хозяюшка: Дай Вам Бог здоровья!

(вносит тазик с водой) Снегу маленько я растопила.

 КтоРождественским снегом умоется, тот от болезней исцелится!

(бежит по залу, брызгая на детей)

Хозяюшка: А ещё есть такая примета- если снежинку поймаешь, и желание загадаешь, то оно непременно исполнится!

Вот сколько снежинок к нам сегодня залетело.  Возьмите по одной. Загадывайте желания!

Пора нам ребятки к другим людям в гости идти. Давайте бабушке колядку еще споем.

Колядка

ДЕТИ  ВМЕСТЕ

Спасибо этому дому, пойдем к другому!

(Дети под музыку уходят из зала) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...