План-конспект открытого занятия "Сказочные образы М.П. Мусоргского. Картинки с выставки."
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Vohrameeva Svetlana

План-конспект открытого занятия

«Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»

Цель: Воспитание музыкальной культуры у дошкольников, посредством ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского
  • закреплять навыки восприятия музыкального произведения
  • учить анализировать увиденный образ, выделяя характер объектов
  • учить различать средства музыкальной выразительности

 

Развивающие:

  • формировать образное восприятие музыки
  • развивать связную образную речь, воображение, творческие способности
  • развивать навыки сотрудничества, умение создавать коллективный образ
  • побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, мимике, инсценировке, в игре на музыкальных инструментах (фортепиано)
  • развивать цветовое восприятие музыки
  • формировать умение отобразить воображаемый образ посредством предлагаемого прикладного материала (разрезные картинки, газовые платки)

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и отзывчивость к музыке
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к классическим музыкальным произведениям разных народов мира
  • воспитывать навыки культурного и организованного поведения

 

Предварительная работа:

Знакомство с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, знакомство с портретом композитора, знакомство с прикладным материалом (разноцветные платочки), пластическая импровизация с цветными платочками

 

Материалы: портрет композитора М.П. Мусоргского, запись голоса Компьютера, загада к пьесе «Старый замок», иллюстрация к пьесе «Балет невылупившихся птенцов», пазлы (разрезанная иллюстрация к пьесе «Избушка на курьих ножках»), набор газовых платков, фонограмма частей произведения: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок», целый фрагмент со всеми перечисленными частями, музыкальный инструмент фортепиано, демонстрационная доска

Используемые технологии:

  • технология развития процессов восприятия
  • технология проблемного обучения
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология двигательной импровизации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

План-конспект

интегрированного занятия по восприятию музыки

в подготовительной группе

Тема: «Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»

Музыкальный руководитель: 

Вохрамеева Светлана Рудольфовна

                                                         

Используемые технологии:

  • технология развития процессов восприятия
  • технология проблемного обучения
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология двигательной импровизации

                                               

Санкт-Петербург

2023 год

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений

Цель: показать возможности творческого похода в восприятии музыки, с использованием дидактического материала

Содержание:

1. Проведение открытого занятия «Сказочные образы М.П. Мусоргского. Картинки с выставки» с детьми 6-7 лет

2. Проведение мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных учреждений

3. Подведение итогов

План-конспект открытого занятия

«Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»

Цель: Воспитание музыкальной культуры у дошкольников, посредством ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского
  • закреплять навыки восприятия музыкального произведения 
  • учить анализировать увиденный образ, выделяя характер объектов
  • учить различать средства музыкальной выразительности

Развивающие:

  • формировать образное восприятие музыки
  • развивать связную образную речь, воображение, творческие способности
  • развивать навыки сотрудничества, умение создавать коллективный образ
  • побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, мимике, инсценировке, в игре на музыкальных инструментах (фортепиано)
  • развивать цветовое восприятие музыки
  • формировать умение отобразить воображаемый образ посредством предлагаемого прикладного материала (разрезные картинки, газовые платки)

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и отзывчивость к музыке 
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к классическим музыкальным произведениям разных народов мира
  • воспитывать навыки культурного и организованного поведения

Предварительная работа: 

Знакомство с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, знакомство с портретом композитора, знакомство с прикладным материалом (разноцветные платочки), пластическая импровизация с цветными платочками

Материалы: портрет композитора М.П. Мусоргского, запись голоса Компьютера, загада к пьесе «Старый замок», иллюстрация к пьесе «Балет невылупившихся птенцов», пазлы (разрезанная иллюстрация к пьесе «Избушка на курьих ножках»), набор газовых платков, фонограмма частей произведения: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок», целый фрагмент со всеми перечисленными частями, музыкальный инструмент фортепиано, демонстрационная доска

Используемые технологии:

  • технология развития процессов восприятия
  • технология проблемного обучения
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология двигательной импровизации

Ход деятельности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организация обучающихся перед НОД

Дети заходят в зал, рассаживаются

Мотивация

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, был ли кто-нибудь из вас на выставке картин?

  -Было ли так, что какие-то картины вам понравились больше всего? Расскажите.

Воспитатель берет портрет композитор М.П. Мусоргского

Вот и русский композитор Модест Петрович Мусоргский, который тоже жил здесь в Петербурге, однажды пошел на выставку картин. И некоторые из картин произвели не него такое впечатление, что, придя домой, ему захотелось самому нарисовать понравившиеся ему картины. Но только не кистью и красками.

-Ребята посредством чего может создать картины композитор? Что он использует вместо кисти и красок?

-Да он захотел нарисовать эти картины посредством музыки, на фортепиано. Он сочинил музыкальное произведение на каждую картину, собрал их вместе и назвал Сюита «Картинки с выставки». Сюита   - это когда несколько маленьких произведений объединено в одно большое под одним названием.

-Хотите узнать, что у него получилось, какие картины произвели на него особенное впечатление?

-Да

Дети рассказывают о своем опыте

-Музыкальный инструмент

-Да

Выявление и постановка проблемы

Звучит голос Робота: «Внимание, говорит компьютерный Робот. Произошел сбой компьютерной системы. В системе появился вирус, который повредил и перепутал все названия в сюите М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Помогите восстановить систему, вернуть названия пьесам и воссоединить их с музыкой. Вам помогут подсказки, которые лежат в конверте» 

Дети слушают

Целеполагание

- Как интересно!  Я никогда не возвращала названия музыкальным пьесам, а вы возвращали?

Хотели бы вы попробовать?

- Нет

-Да

Планирование будущей деятельности

- Как нам это сделать?

-Кто хочет открыть конверт?

-Перечислите, что же там за подсказки

- Вот только непонятно, как нам пригодятся картинки, пазлы, загадка?

- Хорошо, как мы будем действовать дальше?

-Посмотрим, что лежит в конверте

Один из детей открывает конверт и достает содержимое

-две скрепленные, картинки, пазлы, загадка

-мы сможем по ним разгадать названия пьес

-расставим подсказки на доски и начнем расшифровывать названия

Реализация плана

Воспитатель обращается к первой подсказке (два скрепленных скрепкой изображения, на одной из которых вылупляющиеся птенцы, на второй балерина и танцовщик)

-Думаю, что здесь зашифровано название одной из пьес. Давайте разберем. Что здесь изображено?

-Какие есть предположения?

-Что может означать то, что картинки скреплены между собой?

-Попробуйте предложить свои варианты

-Предлагаю выбрать один вариант

Воспитатель переходит ко второй подсказке (пазлы)

-Что будем делать со второй подсказкой?

-Что получилось?

-Что это значит?

-Посмотрим следующую подсказку. Название следующей пьесы зашифрована в загадке.

Воспитатель читает:

Вот старинный дом огромный

Стены, башни, ров кругом.

Здесь когда-то танцевали,

Короли вели прием.

А теперь стоит забытый

Весь во мхе и одинок.

Переставишь ударение

Превратится от в замок. (Замок)

-Согласна. Это старый замок. Поздравляю, вы разгадали названия всех трех пьес.

-Что мы будем делать дальше?

-Что нам для этого нужно?

Воспитатель включает первый фрагмент «Балет невылупившихся птенцов»

-К какому из названий подходит эта музыка?

-Как вы это определили?

-А какой темп быстрый, медленный или средний

-В каком регистре будет звучать музыка в низком, среднем или высоком?

-Хотите проверить эту версию на пианино?

 -Предлагаю сесть за инструмент и изобразить балет птенцов на пианино

-А как бы звучала на пианино, музыка «Избушка на курьих ножках»?

-В чем отличие?

 

-Что делаем дальше?

Воспитатель включает первый фрагмент «Избушка на курьих ножках»

-К какому названию подходит эта музыка?

-По каким признакам вы это определили?

-А может быть эта музыка походит к названию «Старый замок»?

-Как мы можем это проверить?

Воспитатель включат третий фрагмент «Старый замок»

-К какому названию больше походит эта музыка?

-По каким признакам вы это определили?

-Вы уверены, что это так? Может быть, чтобы удостовериться попробовать подвигаться под эту музыку? А в помощь вам вот эти газовые платочки. Они очень легкие, воздушные. Принимают любую форму и с ними легко импровизировать.

Воспитатель включает музыку «Старый замок»

- А теперь вот эта музыка.

Воспитатель включает фрагмент «Избушка на курьих ножках»

-Какое решение вы принимаете? Как распределите музыку?

-Поздравляю, вы вернули название и музыку всем трем пьесам

-Уважаемый компьютер, ребята исправили ошибки вируса?

Компьютерный Робот: Благодарю. Система восстановлена. Теперь я могу сказать названия всех трех музыкальных картин. Первая музыкальная картина называется «Балет невылупившихся птенцов», вторая – «Избушка на курьих ножках», третья – «Старый замок».

И вы, ребята сможете услышать музыку Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» без всяких сбоев, вы это заслужили.

- Ну что, ребята, прослушаем целиком всю музыку, которую композитор создал под впечатлением от выставки?

Мы можем не только послушать музыку, но и представить эти картины в своем воображении.

Воспитатель включает фонограмму со всеми фрагментами

Дети расставляют подсказки на демонстрационную доску

-На одной картинке птенцы, которые вылупляются из яйца, на другой балет

-Что-то про птенцов и балет

-Слушать музыку

-Это одно название

-Балет птенцов и т.д.-Балет птенцов

-Нужно их собрать

Дети собирают из пазлов картинку, но которой изображена избушка на курьих ножках

-Избушка на курьих ножках

-Название второй пьесы «Избушка на курьих ножках»

-Замок

-Соединять названия с музыкой

-Послушать музыку и найти ее название

Дети слушают

-Балет птенцов

- музыка веселая легкая, похожа на птенцов

-Быстрый

-Высокий

-Да

Желающий ребенок импровизирует на пианино

Ребенок импровизирует

-Другой характер, более тяжелый, резкий

-Слушаем следующую музыку

Дети слушают фрагмент

-Избушка на курьих ножках

-Музыка резкая, зловещая

- Может быть

-Послушать следующую музыку

Дети слушают третий фрагмент

-Эта музыка больше подходит к старому замку

-Она более спокойная, тихая

Дети двигаются и импровизируют под музыку с газовыми платочками

Дети танцуют, по окончании музыки дети возвращаются на места

-Первая –это «Старый замок», вторая - «Избушка на курьих ножках»

-Ура!

Дети слушают музыку от начала до конца

Оценка и рефлексия

- Ребята, у нас получилось вернуть названия музыке?

- Как мы это делали?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что было трудным?

-Если вы пойдете на концерт послушать классическую музыку, сможете вы узнать эти произведения?

- Эту музыку любят во всем мире, часто исполняют в концертных залах в нашем городе. Вы можете пойти на концерт и послушать музыку М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

- А теперь нам пора возвращаться в группу.

-Да

-Мы разгадали названия, послушали музыку и нашли к какому названию какая музыка подходит

Дети прощаются и уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...

НОД (слушание музыки, подготовительная группа) М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Материал рекомендуется использовать в качестве конспекта для проведения занятия по слушанию музыки для старших дошкольников с целью ознакомления с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки&raqu...

Конспект по слушанию музыки Старший возраст Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки"

Конспект НОД по слушанию музыки в детском саду, старший возраст....

конспект интегрированного занятия Мусоргский "Картинки с выставки"

quot;Прогулка", "Баба яга", "гном", "Старинный замок"Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского;Развивать музыкально-творческ...

М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"

quot;Всего себя подай людям – вот, что теперь надо в искусстве".М.П. Мусоргский«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским М. П. под впечатлением от выставки произведений ху...