НОД (слушание музыки, подготовительная группа) М. Мусоргский «Картинки с выставки»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Маленькая Елена Ивановна

Материал рекомендуется использовать в качестве конспекта для проведения занятия по слушанию музыки для старших дошкольников с целью ознакомления с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки». В ходе занятия используются ИКТ для демонстрации видео- и аудиоматериалов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_slushaniyu_muzyki.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОД (слушание музыки, подготовительная группа)

Тема: М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель: Используя ИКТ познакомить дошкольников с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи:

- приобщать детей к музыкальному искусству, способствовать становлению культуры личности, развитию музыкальных способностей;

-воспитывать культуру слушания музыки, формировать у детей интерес и активизировать желание слушать классическую музыку;

- обогатить музыкально-слуховые впечатления и представления;

-побуждать детей давать словесную характеристику услышанным произведениям, используя музыкальную терминологию;

- развивать слуховое внимание и музыкальную память;

- раскрывать творческий потенциал, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.

Ход мероприятия.

Зал оформлен, как выставка детских рисунков по произведениям  

М. П. Мусоргского. У центральной стены – экран для просмотра видеоматериала. Под музыку в зал входит художник.

Художник: Здравствуйте, ребята, я – художник. А вы знаете, чем занимаются художники?

Д: Рисуют картины.

Х: Правильно. Мои друзья – кисти, краски и мольберт. А нарисовать можно всё, что видишь вокруг. Я рисую природу – и тогда получается пейзаж, я рисую людей – получается портрет, я могу нарисовать осенние фрукты и овощи – и тогда получится натюрморт.

Мне очень хочется, чтобы мои картины видели другие люди, но не знаю, как это сделать.

-ребята, давайте поможем художнику советом, что он должен сделать, чтобы его работы увидели другие люди?

Д: Устроить выставку.

-правильно, нужно выставить картины в выставочном зале, и тогда любой желающий сможет их увидеть.

Видео  «Выставка»

Х: Спасибо, ребята, я так и сделаю. И обязательно приглашу вас на выставку своих работ.

-И в нашем зале мы тоже устроили выставку, на которой представлены работы наших детей. Мы обязательно её посетим, но

немного позже.

-А сейчас мы хотим пригласить тебя на выставку другого художника.

Эта выставка необычная, так как состоялась она очень давно.

 А отправимся мы на эту выставку вместе с М. П. Мусоргским.

Х: А кто же этот Мусоргский и чем он занимался?

Д: Композитор, сочинял музыку.

- да, был такой композитор, он тоже мог изобразить в своих музыкальных произведениях картины природы, сказочного персонажа, настроение человека …

Х: Он тоже умел рисовать?

-нет, всё это он изображал с помощью…

Д: Звуков.

-Так вот, однажды отправился М/П на выставку, где были представлены работы художника Гартмана. Мусоргский переходил от рисунка к рисунку и внимательно их рассматривал. Рисунки  так ему понравились, что, придя домой, Мусоргский решил сочинить музыку о том, что увидел на выставке.

Давайте  посмотрим, какие рисунки увидел композитор.

Слайд «Эскиз костюмов цыплят»

Этот рисунок имеет непосредственное отношение к театру.

Х: Меня тоже часто приглашают в театр.

- ребята, давайте подумаем,  для чего в театре нужен художник?

Д: Художник рисует декорации.

-правильно, если действие происходит в лесу, в замке или на берегу реки, художник может нарисовать декорации.

Д: Придумывает костюмы.

- каждому персонажу нужен свой костюм. Перед тем, как костюм шить, художник должен его придумать и нарисовать. Это будет называться эскиз. Так вот, первый рисунок – это эскиз костюма. Как вы думаете, чей это костюм?

Д: Цыплёнка.

- да, это костюмы цыплят: жёлтые шапочки, а внизу остатки скорлупы;

Глядя на этот рисунок, композитор представил себе цыплят, которые  только что вылупились, но уже пытаются танцевать, это получается у них неуклюже и забавно. Он назвал свою пьесу «Балет невылупившихся птенцов»

Давайте послушаем, как Мусоргский изобразил забавный, смешной танец маленьких цыплят.

(слушают «Балет невылупившихся птенцов»)

- что можно сказать о музыке?

Д…………….

- музыка лёгкая, весёлая, изображает комичный, беспорядочный танец, неуклюжие подпрыгивания и взмахи крыльев;

2ч более сдержанная – цыплята осматриваются вокруг, рассматривают друг друга; снова начинают танцевать.

Переходим к следующей работе.

 Слайд «Избушка Бабы-Яги»

Как вы думаете, что здесь изображено?

Д…..часы.

-Это часы в виде домика. Раньше были популярны часы с кукушкой. (слайды)

Если есть кукушка, значит, для неё нужен домик. Поэтому часы с кукушкой имеют форму…

Д… домика.

Каждый час открываются дверцы, появляется кукушка и кукует определённое количество раз.

Посмотрите внимательно на наш рисунок, чей домик напоминают эти часы?

Д…..избушку Бабы Яги.

-правильно, рисунок так и называется «Избушка Б/Я».

Но Мусоргский сочинил пьесу не про часы и не про избушку, а про того, кто в ней живёт. Как вы думаете, кто это?

Д…….

- правильно, Баба-Яга; а кто же она такая?

Д……….

- да, это сказочный персонаж – старая колдунья, которая живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Какой характер у  Б/Я?

Д………..

- Скажите, Бабу Ягу всегда изображают злой?

Д………….

-иногда она бывает смешной и забавной, как, например, в мультфильме «Летучий корабль» (видео)

- Но чаще баба-Яга бывает вот такой… (видео)

-А сейчас мы послушаем музыку и поймём, про какую бабу-Ягу сочинил музыку М. Мусоргский (слушают «Избушка на курьих ножках»)

-что вы можете сказать о характере Б/Я?

Д……….

- а какой характер у музыки, изображающей Б/Я?

Д………….

- верно, музыка грозная, чёткая, ритмичная, властная, мощная, страшная; яростная мелодия, сметающая всё на своём пути, звучит низко, зловеще; «кляксы» - небрежность; Б/Я вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа, Баба села в ступу и полетела, помелом машет, свистит, злится. В середине мелодия звучит тихо, таинственно, настороженно – Б/Я затевает что-то недоброе,  колдует, шепчет, возится. И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале.

Продолжаем осмотр выставки.

 Слайд «Старый замок»

-что изображено на этом рисунке?

Д: Замок.

-верно, это – старинный замок. Раньше он был обитаем. Может быть, там жили король и королева, проходили красивые праздники и балы, на которых танцевали старинные танцы принцы и принцессы…

 А теперь он пуст, заброшен и только ветер гуляет по пустым залам.

(слушают «Старинный замок») – показать руками движение ветра (движения плавные, мягкие)

-какую музыку вы услышали?

Д………….

-музыка спокойная, печальная, мелодия красивая, протяжная, певучая. В середине музыка немного меняется, становится более светлой, как воспоминание о былых временах. Постепенно всё затихает, замок погружается в сон.

-Давайте подойдём ещё к одному рисунку.

Слайд «Богатырские ворота»

Как вы думаете, что здесь изображено?

Д…………

-это богатырские ворота

Как вы думаете, почему они называются «богатырские»?

Д….

-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, кто такие богатыри?

Д….

-Это воины, которые защищали русскую землю от врагов.

Слайд «Три богатыря»

-Богатырь должен быть высокого роста и обладать недюжинной силой.

-Как одевались богатыри, из чего состояли доспехи?

(кольчуга – рубашка из металлических колец, шлем,  щит; и оружие -  копьё, меч, булава)

А теперь посмотрите на рисунок, что напоминает верхняя часть ворот?

Д…….

Она напоминает богатырский шлем.

А теперь посмотрите, как украшена другая арка, на что это украшение похоже?

Д…..

-Когда русские красавицы наряжались, они надевали очень красивый головной убор, который называется кокошник.

(слайды)

Теперь вы догадались, на что похожа верхняя часть этих ворот?

Д……

-Обратите внимание, какие большие эти ворота. Даже всадники на конях кажутся маленькими фигурками по сравнению с ними. Действительно богатырские ворота.

А М. Мусоргский представил, что у городских ворот проходит народный праздник, торжество и даже колокольный звон отобразил в музыке.

Давайте послушаем.

-Что вы можете сказать о музыке, которую услышали?

Д…………

 - музыка торжественная, величественная, неторопливая, громкая;

 звучит  широкая песенная мелодия.

Вторая тема – тихая, спокойная, отстранённая, напоминает пение в храме.

2ч – колокольный звон ещё больше подчёркивает торжественность момента. Музыка звучит радостно, светло, ликующе.

-Эта пьеса завершает цикл «Картинки с выставки».

И мы с вами заканчиваем наше воображаемое  путешествие по выставке работ художника Гартмана.

Но сначала давайте вспомним, какие работы художника мы увидели, и какие произведения композитора М. Мусоргского мы услышали.

Д………..

-эскиз костюмов цыплят / «Балет невылупившихся птенцов»

- часы «Избушка Бабы-Яги» / «Избушка на курьих ножках»

 или «Баба-Яга»

- Замок / «Старый замок»

- Городские ворота/ «Богатырские ворота»

А весь цикл называется «Картинки с выставки», и сочинил его композитор М. П. Мусоргский.

- подумайте и ответьте,  какой рисунок и какая пьеса вам запомнились больше всего; почему.

-ребята, подумайте, музыка Мусоргского изображает только то, что нарисовано, или … ?

Д…………..

- почему так происходит?

Д………….

- потому, что композитор выразил в музыке своё впечатление от работ художника, эти рисунки разбудили фантазию композитора, он придумал, какая история может скрываться за каждым изображённым объектом и об этом сочинил музыку.

- А из ваших работ, которые находятся на нашей выставке, видно, что музыка разбудила вашу фантазию. Давайте подойдём и посмотрим, что вы нарисовали.

(обратить внимание детей на рисунки, поинтересоваться, почему выбрали тот или иной сюжет, что показалось самым интересным, что больше всего впечатлило)

А тебе, художник, какая пьеса понравилась больше всего?

Художник – «мне понравилась…..», и мне очень захотелось это нарисовать.

- ну, что же, художник, не будем тебя задерживать, занимайся своим любимым делом, а мы будем ждать твои работы.

(художник прощается, уходит)

 -ушёл художник, и наша выставка закрывается;

Но я надеюсь, что она не последняя, потому что мы будем знакомиться с другими музыкальными произведениями и вы сможете нарисовать то, о чём вам рассказала музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...

Конспект по слушанию музыки Старший возраст Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки"

Конспект НОД по слушанию музыки в детском саду, старший возраст....

конспект интегрированного занятия Мусоргский "Картинки с выставки"

quot;Прогулка", "Баба яга", "гном", "Старинный замок"Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского;Развивать музыкально-творческ...

М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"

quot;Всего себя подай людям – вот, что теперь надо в искусстве".М.П. Мусоргский«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским М. П. под впечатлением от выставки произведений ху...