Развлечение "Кудесы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudesy.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Кудесы»

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Задачи: 

- Дать понятие о старинном празднике Кудесы (Ефремов день (10 февраля).

- Развивать речь детей через частушки, потешки, активизировать словарь.

- Воспитывать любовь к русским народным праздникам, народным играм.

Материал: убранство русской избы, деревянные ложки, балалайки, трещотки, зерно на подносе, разноцветные ленты.

Ход развлечения

Звучит музыка. Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле). 

Воспитатель (в образе хозяюшки):  Здравствуйте! Милости прошу, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы знаете, как называется этот угол?

Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.

Воспитатель: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами».

Вот и вас сегодня на зимние посиделки приглашаю вас! На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. Спят рыбы подо льдом. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, загадки позагадывать, шутки да прибаутки порассказывать.

Снег на полях,
       Лед на реках,
       Вьюга гуляет…
       Когда это бывает?

Дети отгадывают загадку и читаю свои.

Дети:
У окон побывал -
Все окна разрисовал.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Он пушистый, серебристый.
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Двор в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла зима.

Воспитатель:
Сколько же у зимы братьев-месяцев? Как они называются? (дети отвечают.)
Что приносит нам декабрь?
(Новый год, праздник елки)
Что празднуем в январе?
(Рождество)
С какими попевками ходят по дворам колядовщики?

Дети:
Каляда - каляда
Седая борода.
Открывай сундучок,
Доставай пятачок, деткам на чаек.

Кто не даст пирога,
Уведем корову за рога.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.

Воспитатель: Как называется сейчас зимний месяц? Февраль. Его в народе называют февраль-враль. Один день тепло, другой холодно. Февраль зиму выдувает. У февраля два друга, метель, да вьюга.

И в этом зимнем месяце тоже есть народный праздник. Называется он – кудесы. Это праздник домовых. Вы знаете домовёнка Кузю? Так в феврале у всех домовят праздник. В этот день люди хлопали свои перины, подушки. Дарили друг другу маленькие венички из перьев. Нельзя было плакать в подушку, так как слезы впитывались в перо и снились людям плохие сны.

Воспитатель (достает перо):
Вот пушинка, как снежинка,
И воздушна и бела.
Но в отличие от снега,
Не растает здесь она.
Обходит всех детей.

- Подуйте ребята на пушинку. Какая она? (легкая, воздушная)
Февраль - последний месяц зимы. Какие зимние забавы радовали детей? (
Горки, санки, лепка из снега фигур)
Взрослые и дети радовались зиме, называли её ласковыми, красивыми словами.

- Сейчас мы поиграем в игру «Колокольчик» (Дети, звеня, передают колокольчик и придумывают названия зиме - серебристая, волшебная, снежная и т.д.)


Воспитатель: Ну, а какие же посиделки без самовара?
Я иду, иду.
Самовар в руках несу.

   А что подавали к чаю, мы сейчас узнаем.

Игра «Самовар» (название кондитерских изделий).


Воспитатель: Спасибо вам ребята, повеселили вы меня. Так чей сегодня праздник? (домовят)
- В нашей избе тоже живёт домовенок. Наверное, он спит. Давайте похлопаем в ладоши, и он проснется.
Появляется домовёнок Кузя. 


   
 Домовой:  Здравствуйте ребята и все гости. У меня сегодня праздник, а я уснул.
Я всю ночь не спал - готовился к празднику: перышки из подушек теребил,
потом красил, да букетики мастерил.

Домовой:

Я - дед домовой,

Громко топну я ногой,

Засвищу, застучу,

Всё вокруг расколочу.

Воспитатель: «Что ты, что ты, домовой, мы помиримся с тобой. Смотри домовой, сколько здесь малых деток, они хотят развеселить тебя.

 Воспитатель: 

«Мы возьмём желанные

Ложки деревянные

И сыграем мы сейчас

Пляску русскую для Вас». (Игры на музыкальных инструментах.)

Домовой: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рад! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной,

  Что сидишь ты под водой?

  Выйди на минуточку,

  Поиграем в шуточку!

  На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.

  Домовой: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружка,

А всего одна игрушка.

 

2. Три струны, а звук какой

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Это русский инструмент.

 

3. Обувь делали крестьяне

Для себя конечно сами.

Как назвать её нам, дети

Поскорее нам ответьте.

Воспитатель: А сейчас мы проведём игру «Перебери крупу»

Дети:

Дедушка домовой,

Мы хотим играть с собой,

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

Домовой с нами играл,

Но, наверное, устал.

Домовой, посиди,

На ребят погляди,

А мы тебя повеселим,

Позабавим, рассмешим.

Воспитатель: Вот девчата - тараторки, тараторят на задворках, (девочки исполняют частушки) 

Частушки:

1.  Эх, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2.  Эх, топни нога,

Топни правенькая,

Всё равно плясать пойду

Хоть и маленькая.

3.  Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна иду плясать,

Нас идут четыре.

Воспитатель: домовой как тебе понравилось на нашем празднике?

Домовой: Ой, спасибо, ублажили

И конфетами угостили.

Буду в доме вашем жить,

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать.

Дети и Домовой вместе пьют чай.

Дети приглашают Домового в гости.