Программа развития детского сада
рабочая программа по теме

Программа Развития для малокомплектного сельского детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_razvitiya.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

       ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ     ДЕТСКОГО САДА

№2 «РУЧЕЕК»

С. Железнодорожный

на 2008-2012г.г.

Редакция 2008 года

             

1. Паспорт программы развития детского сада

       Создание данной программы направлено на адаптацию дошкольного образовательного учреждения к изменяющимся внешним условиям, на развитие потенциала ДОУ, повышение качества использования собственных ресурсов, поиск своих преимуществ.

Настоящая программа определяет концепцию развития МДОБУ и основные направления деятельности по ее реализации        

Нормативно-правовое обеспечение программы развития МДОУ:

-  Конвенция о правах ребенка(05.12.1989г.);

-  Конституция РФ, ст.43;

-  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»№ 124-ФЗ от 27.07.1998г.

-  Закон РФ «Об образовании»;

-  Концепция модернизации российского образования на 2005-2010гг.;

-  Постановление Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008г.»(декабрь 2004г.);

-  Приказ Министерства образования и науки России от 14 июня 2005г. №175 «Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010г.»

-  Комплексная целевая программа развития образования Белорецкого района на 2006-2010гг.;

-  Семейный кодекс РФ;

-  Приказ МО РФ от 07.08.1995г.№443 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

-  Приказ МО РФ от 05.05.2000г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартах дошкольного образования»;

-  социальный заказ

     Сроки реализации программы: 

с сентября 2008года по май 2012года

     Управление программой:

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом МДОБУ,

управление реализацией администрацией МДОБУ.

      2.Информационно-аналитические данные о дошкольном учреждении

                      2.1Общие сведения о дошкольном  учреждении.

    Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 2 «Ручеек» с. Железнодорожный  расположен по адресу:

 453506 Республика Башкортостан, Белорецкий район, село Железнодорожный, ул. Песчаная,   д. 10. 

    Детский сад  является юридическим лицом, имеет печать, штамп, получено свидетельство о государственной регистрации № 191 от 15.06.1999г.

    Детский сад имеет право на ведение самостоятельной образовательной деятельности (лицензия, серия А№145731 регистрационный №119 от 30.12.05г.

    Свидетельство о государственной аккредитации  серия АА № 005823 регистрационный № 63 от 06.05.05г.).

     Детский сад имеет смету расходов, обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления.

 Проектная мощность детского сада 55 детей. Режим работы – пятидневный, 12- часовой  

      В соответствии  с Уставом  детского сада образовательный процесс организован на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под ред.М.Васильевой.

      В работе используется  программа воспитания детей раннего возраста «Кроха»Г.Григорьевой.

      Рождаемость по участку за последние 3 года остается стабильной. В настоящее время группы детского сада все укомплектованы, существует очередность родителей, желающих оформить ребенка  в наше учреждение.

                                           

  Комплектование МДОБУ детьми.

В настоящее время функционирует три группы с фактической наполняемостью 55 детей.

Группы общеразвивающие  -3:

из них для детей  с 2 до 3лет- 1 младшая группа,

                              с 3  до 4 лет-2 младшая группа,

                             с 5 до 7 лет. - разновозрастная

2.2 Кадровые ресурсы 

В детском саду  работают квалифицированные педагоги:

1 -  имеют высшую квалификационную категорию

1- имеют первую квалификационную  категорию

5- имеют вторую квалификационную категорию

2 педагога -  имеют высшее образование

4 педагога – средне - специальное образование

2.3 Материально-техническая база

         МДОБУ №2 «Ручеек» с. Железнодорожный  расположено внутри жилого микрорайона в отдельно стоящем здании, имеет прилегающую территорию, оборудованную участками для прогулок детей каждой возрастной группы, спортивной площадкой.

         В МДОБУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Вся планировка здания МДОБУ  и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Для  возрастных групп имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная.

        Не смотря на трудности экономического характера, в МДОБУ идет активный процесс обогащения предметно-развивающей среды, создаваемой с учетом:

  -  динамичности, стабильности, гибкого зонирования,  индивидуальной комфортности, открытости-закрытости, учета половых и возрастных различий, активности и творчества.

        Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие:

  мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования (аудиоаппаратура), дидактического материала.

       Для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми в МДОБУ созданы  специализированные кабинеты: методический, медицинский, а также все необходимые подсобные и вспомогательные помещения.

      Детский сад оснащен  сканером, копировальной техникой.

        Таким образом, можно сделать вывод, что построение развивающей среды в МДОБУ основывается на принципах, направленных на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечения личностного развития воспитанников.

                                                    2.4. Социальное окружение

     Взаимодействие с субъектами социума МДОБУ осуществляется в целях решения проблем, направленных на стабильное функционирование учреждения.

 Например, взаимодействие с БИРО осуществляется через консультации, семинары, курсы и пр.  с целью повышения уровня квалификации педагогических кадров, оснащение методического кабинета новинками научной и методической литературы.

      Установлено взаимодействие со школой №24,  учителя начальных классов все больше становятся участниками мероприятий в МДОБУ, появляется необходимость в выработке общих подходов, предполагающих отлаженность взаимных отношений школы и детского сада.

         Имеются положительные сдвиги в контактах с учреждениями культуры: библиотекой, мероприятий дворца культуры.

    Мониторинг социума

2.5.Социальный заказ

    Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества ДОУ. Ведущими линиями формирования здоровья ребенка и его полноценного развития является физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие.

     По протоколам педагогических советов, документации наработкам учреждения, беседами с педагогами и администрацией выделяются следующие направления по выполнению запросов социума:

   -охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника,

   -выявление способностей детей, создание условий для их развития,

   -формирование у воспитанников эмоционально-волевых и общечеловеческих ценностей,

-сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания,

-изыскание возможностей для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в развитии,

 -постоянное совершенствование педпроцесса и материально-технической базы.

3.Анализ результатов

образовательного процесса, основных способов их достижений, преимуществ и проблем детского сада

3.1.Результаты образовательного процесса

     Учитывая рекомендации педагогической науки и практику учреждений подобного типа, можно говорить о следующих критериях результативности работы, основанных на построении модели выпускника МДОБУ: состояние здоровья, самообслуживание, воспитанность, личностное и социальное самоутверждение ,ответственность, социальная адаптивность, личностное и социальное самоутверждение, саморегуляция, обученность на уровне требований государственных программ.

      Состав групп по контингенту детей стабилен, всегда имеются желающие посещать МДОУ №2 «Ручеек», что свидетельствует о положительном имидже детского сада.   

Мониторинг результатов  исследования  детей

 2005-2006 уч. г.г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     

                         Умственное                математическое          речевое

                           развитие                        развитие                      развитие  

Мониторинг результатов  исследования  детей

 2006-2007уч. г.г

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

               Умственное              математическое          речевое

        развитие                   развитие                       развитие                                  

 

Мониторинг результатов  исследования  детей

 2007-2008 уч. г.г

                   Умственное              математическое         речевое

        развитие                      развитие                     развитие                                  

 

2006-2007уч.г.-расширение дополнительных бесплатных услуг, оказываемых ДОУ, формирование системы адаптации ребенка к детскому саду, внедрение системы оздоровления детей средствами природы, расширение связей с социумом, формирование системы приобщения детей к народной культуре.

В 2007-2008уч.г.- детский сад выходит на второй этап реализации программы развития. Целью работы стал переход детского сада в режим непрерывного развития. Потребовался более детальный анализ ситуации.

3.2.Характеристика  детей по состоянию здоровья.

  В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:    

- развитие функциональных систем,

- способность организма к сопротивлению   неблагоприятным  воздействиям окружающей среды,

- уровень физического развития, его гармоничность.

  Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта – паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный  «Журнал здоровья». Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.

                                                Физическое развитие.

       Анализ развития физической подготовленности показал, что многие дети правильно выполняют большинство физических упражнений, играют в подвижные игры. Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой,  и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.

          Это достигается благодаря системе оздоровительной работы с учетом

индивидуальных особенностей детей.

          Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми МДОБУ строится с учетом их физической подготовленности. Основой является оценка состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

   Детям с нарушениями речи оказывает помощь логопед.

3.3. Анализ результативности освоения программ.

     Все программы и технологии, используемые в ДОУ:

    - направлены на развитие личности ребенка (свободной, творческой),  

   - оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми.

  - предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира.

    Педагогический процесс в МДОБУ построен на основе реализации «Программы воспитания и обучения детей» под ред.М.Васильевой;«Кроха» - Г.Григорьевой, Д.Сергеевой, Н. Кочетовой

     В качестве расширяющего компонента реализуются современные парциальные программы, методики и технологии.

Степень обученности воспитанников за последние три года стабильно сохраняется на допустимом высоком уровне, составляя по группам от 70 до 80 %. Однако программно-методическое обеспечение требует изменений в плане создания целостной интегрированной системы воспитательно-образовательного процесса.

Развитие игровой деятельности.

          Анализ результатов уровня развития игрой деятельности детей показал некоторую динамику в освоении детьми ведущего вида деятельности. Дети охотно участвуют в совместных играх со взрослыми, проявляют творчество в создании игровой обстановки, к играм- экспериментированию с различными материалами.

      Однако наблюдения за поведением детей в играх показали, что часть детей не умеют согласовывать свою игровую позицию с позицией партнера по игре, часто оставляют общую игру до ее завершения, затрудняются в объяснении правил игры, ведении диалога между партнерами по игре.

      Это обусловлено, на наш взгляд следующими причинами:

      -подменой педагогами в режиме дня игры другими видами  деятельности;

      - авторитарным стилем руководства педагогом играми детей.

Развитие конструктивной деятельности.

       Отмечается положительная динамика в овладении детьми конструктивной деятельностью. Дети проявляют интерес к конструктивной деятельности, что подтверждается результатами освоения детьми требований программы по разделу «Конструирование». В этом помогает использование технологий, направленных на развитие познавательной активности и творчества детей (Парамоновой Л.А.,Сафоновой О.А.).Однако часть педагогов испытывает затруднения в реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода в процессе руководства конструктивной деятельностью детей.

Развитие речевой деятельности.

     Сравнение уровня овладения речевой деятельностью за два последних года выявило динамику ее развития: дети стали более инициативны, общительны, свободно вступают в разговор с взрослыми и сверстниками, имеют богатый словарный запас.

     Полученные результаты были достигнуты за счет: создания условий для речевого развития в группах, учета способностей, особенностей развития детей, проведения индивидуальных занятий с логопедом.

Но все, же есть дети, у которых речевая деятельность недостаточно развита по сравнению с другими видами деятельности. Они испытывают затруднения в произношении отдельных звуков, не регулируют силу голоса, не проявляют инициативу в общении.

Развитие изобразительной деятельности.

       Анализ развития изобразительной деятельности детей выявил высокий уровень. Однако если учитывать требования Госстандарта, то не на должном уровне организована работа по приобщению детей к миру искусства, по использованию разнообразных материалов, нетрадиционных техник изображения.  Дети слабо проявляют самостоятельность в изобразительной деятельности, плохо разбираются в жанрах изобразительного искусства.

Развитие музыкальной деятельности.

       Анализ показателей музыкальной деятельности выявил, что дети стремятся к качественному выполнению заданий, поиску способов их выразительного исполнения. Пение детей выразительно, в процессе движения под музыку дети проявляют творческое отношение к исполнению плясок, игр, хороводов, упражнений.

В процессе музыкальных занятий постоянно решаются задачи нравственного общекультурного воспитания детей. В музыкальном репертуаре сочетаются высокохудожественная народная классическая и современная музыка.

Развитие элементарных математических представлений.

     Анализ развития элементарных математических представлений у детей показал, что дошкольники успешно осваивают программу.

     Этому способствует применение передовых технологий С.Новиковой, А.А.Смоленцевой. Однако работа с детьми недостаточно индивидуализирована с учетом того, что имеются дети, испытывающие затруднения и дети, опережающие в развитии своих сверстников. Недостаточно используется в практике развивающих игр для самостоятельной деятельности детей.

Развитие экологической культуры,

формирование  естественнонаучных представлений.

     Изучение  этого вопроса показало, что дети свободно классифицируют отряды животных, птиц, растений, устанавливают взаимосвязи роста и  жизни живых организмов от среды обитания и особенностей из развития. У детей сформированы основные представления о живой и неживой природе, знаний о роли и значении человека в природе.

     На положительные результаты в экологической дельности повлияло внедрение в практику педагогической работы экспериментирования с живыми и неживыми объектами природы, приемы моделирования.

Много внимания педагоги уделяют вопросам оздоровления детей средствами природы.

    Недостает педагогам применения информационных технологий  для активизации мыслительной деятельности детей

       Управление ДОУ строится на принципах единоначалии и самоуправления.

        Планирование деятельности ДОУ основано на результатах анализа эффективности образовательного процесса. Используются все виды планирования: перспективное, календарное. Все виды планов взаимосвязаны. К планированию привлекаются все члены педагогического коллектива.

        Контроль направлен на реализацию  намеченных планов. Основная функция контроля - предупреждение отклонений от намеченных планов и задач.

        Используются все виды контроля (фронтальный, тематический, итоговый, предупредительный, оперативный).

        Методами контроля являются наблюдение, анализ документации, анкетирование и др.

        В условиях демократизации кроме административного контроля применяется самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка, существует гласность контроля.

        Сбор и анализ информации осуществляется в соответствии с целями и задачами ДОУ. Однако информационное поле требует более четкой, детальной и оперативной обработки, не хватает технических возможностей по формированию сжатой и емкой информации, недостаточно эффективно используется имеющийся ППО, недостаточно используются информационные технологии образовательного процесса, недостаточно широко используются дополнительные услуги для детей, не посещающих детский сад.

        Родители хорошо осведомлены о том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются в ДОУ, какая квалифицированная помощь оказывается, а также, на каких принципах строятся взаимоотношения между педагогами и детьми.

        МДОБУ своевременно реагирует на запросы, обеспечивает комплекс основных и дополнительных средств развития ребенка, определенных в Уставе МДОБУ, Родительском договоре.  

       В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Здесь применяются различные формы изучения семьи, установления взаимоотношений и разнообразная просветительская деятельность, организуются встречи со специалистами различного профиля, лектории, беседы, выставки, проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего воспитания.    

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главный недостаток: бессистемность мониторинговых исследований взаимодействий.

Концепция развития ДОУ

         Обеспечить оптимизацию организации и содержания системы образовательной и оздоровительной деятельности.

       Для выполнения миссии и достижения поставленной цели                                                        необходимо решить задачи:

  1. Внедрить в образовательный процесс современные технологии, обеспечивающие освоение воспитанниками требований Госстандарта.
  2. Продолжить работу по гуманизации и индивидуализации образовательного процесса.
  3. Разработать и внедрить эффективные формы взаимодействия с семьей с целью обеспечения родителям полноценного участия в образовательном процессе.
  4. Развивать кадровый потенциал ДОУ, обеспечив постоянный рост профессионального мастерства педагогов, готовность к реализации современных программ и технологий.
  5. Обеспечить качественное взаимодействие МДОУ с учреждениями социума.
  6. Модернизировать структуру управления на основе модульной системы взаимодействия специалистов.
  7. Создать компоненты макро и микросреды, способствующие эмоциональному благополучию детей, их полноценному физическому и личностному развитию.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, перед начальной социализации ребенка. Приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.

Одним из главных критериев личностного развития детей дошкольного возраста является максимально индивидуализированный подход к каждому ребенку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.

        

Приоритетные направления деятельности и развития ДОУ на 5 лет

(приложение)

Ожидаемые результаты

Реализация Программы развития ДОУ на 2008-2012 гг. предполагает следующие результаты:

  1. достижение повышения качества обучения и воспитания дошкольников;
  2. реализация современных технологий обучения дошкольников;
  3. достижение повышенного уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
  4. создание экологически развивающей среды в ДОУ для успешной работы по экологическому направлению;
  5. физическое совершенствование дошкольников, формирование здорового образа жизни;
  6. укрепление и развитие материально-технической базы.
  7. Совершенствованию форм семейного воспитания детей;
  8. Изучению и обобщению опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского сада.

Пример образовательной программы детского сада с перечислением используемых программ, предоставляемых услуг, анализом педагогического состава итд....

Образовательная программа детского сада комбинированной направленности

Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, которая обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группе комбинированной направленности обязательная час...

Основная общеобразовательная программа детского сада

Основная общеобразовательная программа детского сада...

Программа детского сада

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияДетский сад комбинированного вида № 18 «Петушок» г. Гурьевска...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Образовательная программа детского сада

Образовательная программа составлена в соответствии с ФГТ...

Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе

Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе (от 3 до 4 лет) на 2014-2015 учебный год...