Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения
статья по теме

Всякая экспериментальная деятельность в учреждении является зоной повышенного педагогического риска.

 Для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся,  у всех субъектов педагогического процесса должен быть серьезный мотив заинтересованного участия.

 Чтобы решить непростую и актуальную  проблему, необходимо в условиях эксперимента,грамотно спланировать и организовать методическую и психологическую работу, способствующую активизации  творческой деятельности  педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teskt.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности

дошкольного учреждения

С 2010 года МБДОУ «Детский сад № 26 «Журавушка» города Междуреченска имеет статус областной экспериментальной площадки по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей в ДОУ».

Всякая экспериментальная деятельность в учреждении является зоной повышенного педагогического риска.

Мы хорошо понимаем, для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся,  у всех субъектов педагогического процесса должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Поэтому свою работу, как старший воспитатель и педагог-психолог, старались выстроить таким образом, чтобы эксперимент стал средством развития учреждения и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для  повышения профессиональной компетентности педагогов.

На I этапе организации эксперимента обозначилась главная цель - это становление педагога-экспериментатора, обладающего компетентностью, креативностью, готового к созданию и использованию инноваций.

Чтобы решить непростую и актуальную  проблему, необходимо было в условиях эксперимента грамотно спланировать и организовать методическую и психологическую работу, способствующую активизации  творческой деятельности  педагога.

Поэтому свою партнерскую деятельность старшего воспитателя и педагога-психолога выстроили по следующим направлениям:

  1. выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной деятельности и удовлетворённости психологическим микроклиматом (беседы, анкетирование, наблюдение);
  2. психолого-педагогическое сопровождение педагогов (работа методического объединения, консультации, упражнения, тренинги);
  3. психолого-педагогическое просвещение и образование  родителей.

В первые месяцы эксперимента у нас возникла необходимость определить уровень готовности педагогов к экспериментальной деятельности путем бесед, наблюдений, анкет по темам «Готовность педагогов к экспериментальной деятельности» и «Психологический микроклимат в коллективе».

К сожалению, анализ анкетных данных по вопросам рационально используемого времени и об удовлетворённости работой в экспериментальных условиях показали низкий процент (56%). Весьма распространенным ответом среди педагогов было  предпочтение откладывать всё на «потом» и считать инновацию  дополнительной нагрузкой, которая требует затрат личного времени и сил.

Чтобы поддержать интерес педагогов, повысить мотивацию к экспериментальной деятельности нами были проведены индивидуальные беседы, консультации и упражнения для регуляции психического состояния, самооценки и профессиональной значимости участников эксперимента.

Хорошим стимулом послужило использование таких форм работы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия или «мозговая атака» по наиболее важным вопросам.

Самые положительные результаты повышения психологической активности педагогов показали тренинги «Путешествие в мир взаимопонимания» и «Путь к себе», направленные на развитие внутренних резервов, личностного самораскрытия, приобретения внутреннего и внешнего комфорта, уверенности.

На протяжении первого года эксперимента была организована работа методического объединения «Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента», в ходе которого  рассматривались  основные подходы к решению психолого-педагогических задач программы эксперимента  с целью расширения знаний о значимости и актуальности проблемы профилактики и коррекции психоречевых нарушений у детей.

Новой формой исследовательской деятельности нашего дошкольного учреждения является Научно-методический совет.  Именно НМС позволяет интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов, в комплексе решать основные практические задачи  с помощью мастер-классов, творческой группы,  ПМПК.

Важное место в содержании работы Научно-методического совета занимает анализ педагогической деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий учителя-логопеда, старшего воспитателя, педагога-психолога,  обобщение опыта воспитателей младших групп, которое получило высокую оценку экспертов кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО.

Построенное таким образом психолого-педагогическое сопровождение  педагогического  коллектива  под руководством старшего воспитателя и педагога-психолога позволило включить  большинство педагогов в этот процесс и получить положительные результаты:

  1. по окончании первого этапа анкетирование показало высокий порог уровня готовности педагогов к экспериментальной деятельности – 100%;

    в дошкольном учреждении:

  1. создана научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности;
  2. создана единая система мониторинга речевого развития детей;
  3.  с помощью сайта, открытых занятий, мастер-классов, бесед, консультаций повысилась заинтересованность родителей в вопросах профилактики и коррекции речевого нарушения у детей.

Именно такой системный подход работы старшего воспитателя и педагога-психолога, ориентированный на повышение профессиональной компетентности педагогов позволил нам за короткое время создать коллектив единомышленников для эффективной экспериментальной  деятельности дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения педагога в рамках реализации ФГТ

Представлена проектная деятельность старшего воспитателя, направленная на сопровождение воспитателя в рамках освоения и реализации ФГТ....

Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста

В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...

Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...

Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

Успех педагогов в профессионально й деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологическог о здоровья. Здоровый и эмоционально б...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.   Педагогическая деятел...