Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "
методическая разработка на тему

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  2. Повышать методический уровень работы
  3. Способствовать творческому поиску

Предварительная работа:

* знакомство со специальной литературой и материалами по теме педсовета

* «Домашнее задание» проведение мероприятий с детьми в рамках педсовета

* оформление  мини-избы и стенда «История Саратова», проведение открытого мероприятия с родителями «Посиделки».

* Посещение краеведческого музея, картинной галереи (дети старшего дошкольного возраста)

* анкетирование воспитателей

Проведение педсовета:

  1. Устный журнал « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - старший воспитатель
  2. встреча в «Русской горнице» с Хозяйкой (старший воспитатель)
    выступление «гостей» Ярцевой О.А., Фисенко Н.П.; Евстратова Г.В., Федорова О.В.
  3. Обсуждение проекта решения педагогического совета
  4. Чаепитие

Литература для педагогического совета:

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии  мероприятий.
  2. Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.
  3. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»
  4. А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»
  5. И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
  6. В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
  7. Князева.М .А. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры.
  8. Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша родина Россия»
  9. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  10. « Программа Воспитания и обучения в детском саду» ( под редакцией Васильевой) 

 Ход  педагогического совета:

Зал украшен и обставлен в виде русской избы. На переднем плане печка, скамейка и прялка. Справа стоит стол, накрыт скатертью, самовар посередине ложки разные разложены, за столом выступающий; слева этажерка на ней расположены матрешки альбомы о народном творчестве, поделки детей рядом сидит выступающий . Звучит тихо русская народная музыка

1. «Устный журнал»  - старший воспитатель регламент 5-7 минут (приложение)

2. Входит Хозяюшка

Здравствуйте, дорогие гости!

Милости просим на широкий двор.

 Праздник придет – гостей приведет. Гость на гость – хозяину радость.

Дай Бог тому, кто к нашему дому –

Дорогим гостям, милым детушкам

Наделил бы вас Господь и житьем и бытием, и здоровицем!

Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю

Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю я.

Проходит к печке садится на лавочку.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной страны.

Были хаты, были избы, а потом уж терема.

В наше время все в квартирах, да коттеджах вот дела.

Раньше в светлицы сидели сказки слушали, да пели.

А теперь самой аж страшно….

Ах, как времечко быстро несется.

И сегодня в добрый час поведу для вас я сказ.

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы

Сказывали птицы

Песни да сказки,

Были да небылицы

Одну я переняла

Да вам привезла

Хотите, верьте. Хотите нет

С тех пор прошло, улетело много лет.

В году невесть когда, не весть в каком

Проще сказать не в старь, а нынче.

В славном государстве

Стоит терем расписной

В нем светлиц-то чай 12.

В каждой светлице сидит по две девицы.

Скрип-скрип сапожками

Трень-брень сережками

И по 25 ребят все по лавочкам сидят

Наши детушки в саду

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду

Сладко яблочко в саду!

Дверь в светлицу ты открой.

Да посмотри, что там прячется внутри!

Подходит к этажерке с матрешками и представляет выступающего.

Девочка-клубничка

Румяное личико

Щечки что яблочки,

Носик-курносик

Пуговкой.

Дуйте в дудки бейте в ложки-

В гости к нам пришли Матрешки..

  3. Выступление Ярцевой О.А. проектная деятельность,  в старшей группы по теме «Матрешки»  (реферат прилагается) –  регламент 7 минут,  с творческими заданиям  танец «Мы матрешки») 10 минут

Хозяйка с лавочки берет платочки и раздает  педагогам.

Кому платочки-

В узорах и цветочках?

Красный, желтый, голубой!

Теперь ножками стучите

Да платочками машите!

Ой пляши, пляши, пляши

Больно ножки хороши! (танец)

Хозяюшка собирает платочки.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

А теперь пойдем мы дальше, нужно много нам успеть

Надо, чтоб увидел каждый чудеса, каких не счесть.

Снова в светлицу заходим, что ж нас ждет на этот раз

Подходит к прялке и садится на лавочку, имитируя прядения.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Красивые русские песни поют.

  4. Выступление Фисенко Н.П.  проектная деятельность,  в подготовительной  группы по теме «Лейся песня русская»  (реферат прилагается) –  регламент 5-7 минут 

Хозяюшка, подходя к столу говорит:

Дальше в светлицу идем,

Тут накрыт дубовый стол.

Ремесел очень много на земле, на русской есть

И всех ремесел нам сейчас не перечесть!

Но наши ложки знает целый мир,

Наши ложки -лучший сувенир.

И о ложках здесь сейчас, поведет нам дивный сказ

Девица  Галина, свет Валентиновна.

  5. Выступление Евстратова Г.В. проектная деятельность,  в старшей группы по теме «Ложки»  (реферат прилагается) –  регламент 10 минут с творческими заданиями  маленький оркестр) 15-18 мину

Эй, девицы, не робейте и ладошки не жалейте

Постучите нам на ложках

Поиграйте от души.

Чтобы ноги в пляс пошли!

Красна птица перьем, а человек уменьем.

А мы дальше пойдем.

В тереме  есть  светлица голубая,

Как шкатулка расписная

Праздник там у нас народный

Игровой и хороводный

Проходите, наряжайтесь,

Веселитесь не стесняйтесь!

Любят здесь все поиграть,

себя тешать, и друзей веселить.

  6. Выступление Федорова О.В.  «Народные  игры и забавы в патриотическом воспитании дошкольников», регламент – 5-7 минут.

Недаром говорится, что дела мастера боится.

А еще народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Пока будут жить народные промыслы, излучая истинную русскую красу, не угаснет вера в наш умелый, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину. Россию с ее чудесными задушевными песнями, танцами и задорными частушками.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. А вы, девицы, думайте, гадайте, что здесь – правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленьем.

Тары-бары, растобары

Выпьем чай из самовара

С сухарями, с кренделями

С бубликами вкусными

Сушками, ватрушками.

Танец «самовара» и Хозяюшки.

Посидеть у самовара

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый золотой

Озарят наши лица

Он своего добротой

ПРИЛОЖЕНИЕ

Устный журнал

« Концепция решение задач по нравственно-патриотическому воспитание

дошкольников на базе ДОУ»

      

Академик Д.С.Лихачёв сказал что, «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

         Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

         Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В связи с этим в нашем  ДОУ был оформлен уголок «История Саратова», где можно наглядно используя материал  ознакомить детей  с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

    Помните: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» ( Д.С.Лихачёв)

      Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

         Целью создания  музея  в нашем ДОУ  является приобщение детей к русской национальной культуре: русскому фольклору, который делает речь богаче, разнообразнее;  с прикладным искусством России. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Наблюдения показали, что в детских садах  почти не используются  потешки, поговорки, пословицы которыми так богат русский язык.

                   Многие педагоги опрометчиво считаю, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений не доступны детям и потому упускают их при чтении сказок или пересказывают сказки на современном языке. Зачастую недооцениваем присказки, заклички, народные игры, плохо знаем их наизусть и поэтому не всегда можем воспользоваться ими к месту

К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. И для работы с детьми обязательно нужно иметь книги, альбомы с потешками, пословицами небольшую библиотеку с русскими народными играми.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  1. «Наследие» М.Ю.Новицкой
  2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  3. система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  4. «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  5. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

С этими и другими книгами вы можете ознакомить на выстовке методческой литературы. Используя материал представленный в них поможет более интересно провести занятия по ознакомлению с родным краем, бытом русского народа, в увлекательной форме рассказать о народных праздниках и обрядах.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Хорошо, когда работа с родителями  включает в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств посредством музыкальной деятельности.

 Нравственное воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Оно пронизывает многие стороны жизни ребёнка и тесно связано с эстетическим, умственным и физическим ...

Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа

Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...

Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств

Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств...