Создание сетевой модели познавательно-речевого развития в ДОУ
презентация по теме

Таланова Светлана Михайловна

Формирование коммуникативных компетентностей участников образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание сетевой модели

познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста.

Актуальность темы.        

        Концепция содержания непрерывного образования определяет познавательно – речевую компетентность  ребёнка как развитие его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на  возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций.

        Анализ сложившейся практики показывает, что процесс и результативность познавательно – речевого взаимодействия педагогов с детьми не способствует необходимому сегодня уровню развития  выпускника детского сада.

        Поэтому необходимо совершенствовать педагогические методы и приёмы, направленные на организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей; на  развитие природной детской любознательности; на поощрение детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений.

        Необходимым условием повышения уровня познавательно – речевой компетентности ребёнка мы предполагаем создание сетевой модели взаимодействия: участие в проектной деятельности (где познавательно-речевое развитие проходит через все виды детской деятельности: игра, труд, изо, музыка, театр и т.д. ,в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями).Американский педагог Джон Дьюи считает, что с помощью «метода проектов» дети приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия. Знания, приобретённые в ходе реализации проекта, становятся достоянием  личного опыта ребёнка.

        Таким образом,  актуальность создания сетевой модели проектной деятельности по познавательно- речевому  развитию заключается в том, что содержание деятельности  становится движущей силой, где цели детей и взрослых совпадают, что и определяет эффективность познавательно – речевого процесса, повышает компетентность выпускника дошкольного учреждения.

        Объект исследования: организация познавательно- речевого общения детей дошкольного возраста.

        

        Предмет исследования: уровень развития познавательных интересов, речевой функции на базе обогащённого сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта детей.

        

        Цель: создать сетевую модель, обеспечивающую познавательно- речевую компетентность воспитанника ДОУ.

        

        Задачи:

-изучить систему познавательно- речевого развития в ДОУ;

-определить условия эффективности функционирования сетевой модели;

-обеспечить методическое сопровождение;

-активизировать взаимодействие с родителями.

        Ожидаемые результаты:

- внедрение модели «Музей одного образа», «Художественное чтение»;

-оснащение игровых зон для развития речевой функции, воображения и становления произвольности предметных действий;

-обогащение форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

        Гипотеза:

Если:

определить условия для эффективного взаимодействия детей и инициировать познавательную и речевую активность при общении детей со сверстниками и взрослыми,

То в результате получим:

-уверенность ребёнка в своих силах, открытость внешнему миру;

-инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

-способность ребёнка к познанию, фантазии, воображению;

-желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

 

Теоретико-методологическая основа исследования:

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.);

-Концепция дошкольного воспитания (1989 г.);

 -Джон Дьюи «Метод проектов»

Методы исследования:

-анализ нормативно – правовых документов, методической литературы;

-педагогическое наблюдение;

-изучение практического опыта;

-психолого-педагогическая диагностика.

Сроки:

2006 -2009 год

Этапы:

Первый этап: ( подготовительный 2006-2007 уч.г.) –  организовали проведение педсовета «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития»,

 отметили уровень готовности педагогов, уровень активности родителей, уровень развития детей; сделав анализ существующего опыта разработали и утвердили план мероприятий.

Второй этап (практический 2007-2009 уч. г.) – реализация проекта.

Третий этап (обобщающий 2009 г.) – подведение итогов и выявление результативности.

Состав участников:

подготовительная и средняя группа – 35 детей,  4 педагога, родители.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Критерии

Показатели

Информационно- методическое обеспечение

-наличие информационного инструментария;

-наличие перспективного планирования;

-наличие диагностических материалов;

-учебно- методические пособия

Сформированность мотивационной готовности участников образовательного процесса

-уровень активности педагогов;

-уровень активности родителей;

-уровень развития детей.

Психологический климат

-умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка.

Прогноз возможных негативных последствий

Негативные последствия

Способы устранения

Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса

Индивидуальная работа со всеми участниками процесса, формирование мотивации через моральное стимулирование

Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы

Организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации

Недостаточное материально-техническое обеспечение

Обеспечение материально-технической базы

Статус: муниципальный

Форма представления результатов:

-отчёты по завершению каждого этапа на заседаниях педагогического совета;

-методические занятия;

-методические рекомендации;

-выступления на семинарах, конференциях;

План мероприятий

по реализации проекта

Создание сетевой модели познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Подготовительный этап

Изучение и анализ нормативной, методической, научной литературы; анализ существующего опыта.

2006 г.

сентябрь-декабрь

Заведующая, старший воспитатель

Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития»

-анализ перспективного планирования;

-результаты диагностического обследования;

-анализ предметно-развивающей среды

2007 г.

январь

Старший воспитатель

Определение участников проекта

2007 г.

январь

Заведующая, старший воспитатель

2.

Практический этап

Разработка  и утверждение перспективных планов;

утверждение циклограммы деятельности.

2007 г.

июнь-август

Воспитатели,        старший

воспитатель

Методическое совещание с участниками проекта

2007 г.

август

Старший

воспитатель

Реализация проектной деятельности:

 «Музей одного образа»

«Приобщаем детей к книге»

2007-2009 г.

Воспитатели

Круглый стол «Познавательно-речевая компетентность воспитанника»

2007-2009 г.

(2 раза в год)

Воспитатели

Методическое занятие

«Наши любимцы кошки»

2007 г.

ноябрь

Воспитатели

(средняя группа)

Методическое занятие по сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

2007 г.

декабрь

Воспитатели

(подгот.группа)

Педсовет «Поиски возможных подходов к познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста»

-взаимодействие с детской библиотекой;

-коллективное творчество с семьями воспитанников.

2008 г.

(август)

Воспитатели

SS – анализ «Изучаем потребности детей, педагогов и  родителей» (по методике Л.Свирской)

2006-2009 г.

(1 раз в год)

Старший воспитатель

Методическое объединение

«Правильная речь и грамматика русского языка»

2008 г.

(декабрь)

Заведующа,

старший воспитатель

Методическое занятие «Снежная королева»

2008 г.

(декабрь)

Воспитатели (подготов.группы)

Методические рекомендации:

-«Зависимость психического развития ребёнка от развития его речи»;

-«Зависимость развития речи ребёнка от уровня организации речевой среды»;

-«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыкально – театрализованной деятельности»;

-«Языковые средства речевого развития»;

-«Игры, развивающие литературный вкус у детей дошкольного возраста»;

-«Творческие задания».

2008 - 2009г.

(декабрь-март)

Психолог, муз.рук.,воспитатели

Методическое объединение

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»

2009 г.

(январь)

Заведующая,

старший воспитатель

Методические рекомендации:

- «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»;

-«Психологическое сопровождение дошкольников путём сотрудничества с родителями по вопросам речевого развития»;

-«Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».

2009 г.

(январь)

День диагностики, регулирования и коррекции

2009 г.

Заведующая

3.

Обобщающий этап

Защита опыта реализации проектной модели

2009 г.

март

Старший воспитатель,

воспитатели

Презентация педагогического опыта

«Создание сетевой модели познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста»

2009 г.

(апрель)

Воспитатели,

муз.рук.

Подготовка отчёта с описанием опыта работы

2009 г.

Воспитатели

Распространение педагогического опыта через публикации материалов и выступления на семинарах и конференциях.

2009 г.

Старший воспитатель. воспитатели


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание сетевой модели познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста

Слайд 2

Цель: Создать сетевую модель, обеспечивающую познавательно- речевую компетентность воспитанника ДОУ

Слайд 3

Задачи: -изучить систему познавательно- речевого развития в ДОУ; -определить условия эффективности функционирования сетевой модели; -обеспечить методическое сопровождение; -активизировать взаимодействие с родителями

Слайд 4

Ожидаемые результаты : -оснащение игровых зон для развития речевой функции, воображения и становления произвольности предметных действий; - внедрение модели «Музей одного образа», «Художественное чтение»; -обогащение форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Слайд 5

Гипотеза: Если: определить условия для эффективного взаимодействия детей и инициировать познавательную и речевую активность при общении детей со сверстниками и взрослыми, То в результате получим: -уверенность ребёнка в своих силах, открытость внешнему миру; -инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; -способность ребёнка к познанию, фантазии, воображению; -желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Слайд 6

Теоретико-методологическая основа проекта: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.); Концепция дошкольного воспитания (1989 г.); Джон Дьюи «Метод проектов»

Слайд 7

Методы исследования: -анализ нормативно-правовых документов, методической литературы; -педагогическое наблюдение; -изучение практического опыта; -психолого-педагогическая диагностика

Слайд 8

Первый этап Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития»

Слайд 9

Уровень готовности педагогов к организации познавательно-речевого общения с детьми

Слайд 10

Уровень познавательно-речевого развития детей

Слайд 11

Уровень активности родителей

Слайд 12

Второй этап (практический 2007-2009 уч. г.) – реализация проекта. Проектная деятельность «Художественное чтение» «Музей одного образа»

Слайд 13

Методическое сопровождение Поиски возможных подходов к познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста Правильная речь и грамматика русского языка Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей День диагностики, регулирования и коррекции

Слайд 14

Третий этап (обобщающий 2009 г.) Критерии: Информационно- методическое обеспечение. Сформированность мотивационной готовности участников образовательного процесса. Психологический климат в ДОУ. Показатели: наличие плана мероприятий; наличие диагностических материалов; учебно- методические пособия; уровень активности педагогов; уровень активности родителей; уровень развития детей; умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка.

Слайд 15

Негативные последствия Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса. Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации проекта. Недостаточное материально-техническое обеспечение. Способы устранения Индивидуальная работа со всеми участниками процесса Формирование мотивации через моральное стимулирование Организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации Обеспечение материально-технической базы

Слайд 16

Уровень готовности педагогов

Слайд 17

Уровень развития детей

Слайд 18

Уровень активности родителей

Слайд 19

Форма представления результатов: -отчёты по завершению каждого этапа на заседаниях педагогического совета; -методические занятия; -методические рекомендации; -выступления на семинарах, конференциях; -распространение педагогического опыта.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...