Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"
методическая разработка на тему

Нестерук Евгения Анатольевна

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.

Содержание данной разработки позволяет старшему воспитателю в работе с педагогами ДОУ актуализировать знания и умения воспитателей в образовательной области "Физическая культура" с использованием активных форм взаимодействия: решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, блиц-опроса. Теоретическая часть включает  методическое сопровождение по обучению дошкольников технике основных движений: ходьбы,бега,прыжков, метания. Материал практической части позволяет организовать самопроверку знаний педагогов в области "Физичекая культура", методике обучения детей основным движениям, проведению подвижных игр в разных возрастных группах.

Представленный материал предназначен для старших воспитателей в организации методического сопровождения педагогов по вопросам физического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya-praktikum_fizo.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» № 5 («ЁЛОЧКА»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ»

НЕСТЕРУК Е.А.

старший воспитатель

г. Воркута

  1. Теоретическая часть.

Глубокие социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в последнее время, привели к кризисным явлениям во многих областях систем образования, в том числе в области физического воспитания дошкольников. Суть кризисных явлений заключается в обострении противоречия между необходимостью совершенствования физической культуры как основы улучшения состояния здоровья детей в отсутствии у педагогов потребности воплощения в реальной действительности принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы.

В настоящее время умственное воспита ние детей, как правило, осуществляет ся на фоне подавления их двигатель ной активности, т.е. существует реальный разрыв между физическим воспитанием и всей остальной системой образования (И.М. Козлов). Чтобы решить данную про блему, по мнению М.Борисовой (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, Московский государственный педагогический университет, Институт педагогики и психологии образования), необходимо, во - первых, изменить отношение общества к физической культуре, т.е. рассматривать ее действительно как часть системы образова ния, и, во-вторых, создать условия, чтобы сам педагог стал носителем положительно го отношения к освоению физкультурных ценностей, т.е. физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, по скольку именно он приобщает детей к дви гательной деятельности, раскрывает твор ческие возможности и способности каждо го ребенка и может реально осуществлять взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.  

Педагогу действительно принадлежит первостепенная роль во всей воспитательно-образовательной работе в дошколь ном учреждении, в том числе в области фи зического воспитания. Под влиянием личности воспитателя по физической культуре развивается потреб ность в движении, интерес к физическим упражнениям. Чтобы служить «личным примером» в процессе овладения физкуль турными знаниями и связанными с ними умениями и навыками, составляющими ценностную основу физической культуры, педагог сам должен иметь хорошую физи ческую подготовленность, т.е. владеть не обходимыми, причем постоянно усложня ющимися, двигательными умениями и на выками в основных движениях (ходьба, бег, лазанье, перелезание, ползание, прыж ки с места, с разбега в длину, в высоту), спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, катание на вело сипеде), подвижных и спортивных играх (баскетбол, волейбол, футбол и др.).

Только в этом случае воспитатель будет выполнять свою социализирующую функ цию, т.е. осуществлять передачу детям зна ний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу любого направления воспитательного процесса. Это требует со здания условий для приобщения детей к двигательной деятельности, организации процесса воспитания по определенной сис теме, выбора наиболее целесообразных средств, форм и методов работы в конкрет ных условиях, раскрытия творческих воз можностей и способностей каждого ребен ка, реального осуществления взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.

Чтобы успешно решать основные задачи физического воспитания, воспитатель дол жен владеть необходимым объемом знаний о месте физической культуры в здоровом образе жизни и способах сохранения здо ровья, об анатомо-физиологических и психологических особенностях функцио нирования детского организма, о технике выполнения того или иного физического упражнения, методическим инструмента рием проведения всех форм работы по фи зическому воспитанию.

Техника выполнений обычной ходьбы.

По ложение корпуса прямое, плечи расслабле ны и расправлены, немного отведены назад и вниз, голова приподнята (зрительный контроль пути на 2-3 м от ног), живот под тянут. Движения рук и ног согласованы, при шаге правой ногой ребенок делает мах левой рукой вперед, а при шаге левой - правой рукой. Ровный, свободный, энергичный, ритмичный шаг, с перекатом на носок, слегка разворачивая стопы наружу. Правильная осанка, дыхание ритмичное, спокойное, носом или ртом.

Техника выполнения бега с отведением назад согнутой в колене ноги.

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога по сле толчка отводится назад (пяткой надо стараться достать ягодицу).

Техника выполнения прыжка в длину с места.

Первая фаза - стать прямо, ноги парал лельно на ширине ступни; полуприсев, от вести руки назад.

Вторая фаза - с энергич ным движением рук вперед—вверх оттолк нуться двумя ногами вперед-вверх.  Третья фаза - полет. Вынести прямые ноги вперед. Руки совершают движение вперед-вниз-назад до

отказа; одновременно производит ся наклон корпуса вперед, голова прибли жается к коленям.

Четвертая фаза - при земление. Вначале земли касаются пятки почти прямых ног, затем происходит пере кат на всю ступню с одновременным сгиба нием ног, руки при этом опускаются вниз. При выходе из положения приземления ре бенок продолжает естественное (как при ходьбе) движение руками.

Однако целью занятий физической культурой в настоящее время считают ук репление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение зна ниями о функционировании своего организ ма и способах его защиты (И.А. Аршавский, Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, С.А. Коз лов, В.Т. Кудрявцев); поэтому интерес к фи зическому развитию, к совершенствованию собственных двигательных навыков («эмоциональное переживание определенной потреб ности») является одним из условий процесса формирования определенного набора потреб ностей в иерархии. Такие потребности наибо лее благоприятны для физического развития и здоровья, а в этом процессе, именно взрослый выступает в качестве побуждающего мотива деятельности (стрем ление ежедневно заниматься физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием).

Вообще, решение социально-педагогиче ских задач физического воспитания сво дится к формированию у детей потребностно-деятельностного отношения к физичес кой культуре, а также интереса к освоению физической культуры.

Отсутствие интереса можно объяснить только одним - недостаточной организаци ей педагогического процесса, основанного на творчестве самого воспитателя. Неслучайно П.Ф. Лесгафт считал, что чем менее разнооб разны движения у ребенка, тем менее ловко сти и грациозности мы у него встретим.

Таким образом, физическое воспитание дошкольника в полной мере зависит от взрослого, который через собственную мо тивацию, содержание учебного материала, методы и приемы обучения создает усло вия для занятий физическими упражнени ями и формирует потребность в них. В та ком диалектическом понимании взаимо обусловленности процессов физического вос питания и развития под влиянием роли взрослого заключается важная исходная педагогическая позиция дошкольного физичес кого воспитания.

II. Практическая часть.

  1. Решение педагогичес ких ситуаций.

Воспитатель первой младшей группы приготовил для игрового задания «Догони мяч!» столько мячей, сколько детей в груп пе. Правильно ли он поступил?

В средней группе в начале года была ор ганизована игра «Кто кого перегонит?». «Молодец, Владик! Обогнал Сережу», - сказал воспитатель. Сережа заплакал. О чем забыл воспитатель?

Воспитатель старшей группы сказал: «Молодцы, дети!   Все хорошо прыгали. Только Света еще не умеет прыгать пра вильно». Как вы отнесетесь к такой оценке?

Показывая детям, как надо подлезать под дугой, воспитатель задел привязанный к ней колокольчик. «Видите, я задела коло кольчик, потому что я большая. А вы под лезайте так, чтобы колокольчик не звенел».
Как вы оцениваете такой показ?

Воспитатель говорит детям старшей группы: «До середины скамейки будете ид ти на носках, а дальше по-разному, кто как умеет». Как вы думаете, какие основания есть у воспитателя для постановки задачи в такой форме?

  1. Разгадывание кроссвордов

(актуализация знаний педагогов в вопро сах физического воспитания.

А

По горизонтали. 2. Комплекс упражнений, способствующих предупреждению утомления. 3. Разновидность детских игр. 4. Иг ра с прыжками в старшей группе. 5. Пособие, используемое на финише в соревнованиях по бегу. 8. Летнее спортивное упражне ние, 9. Основное циклическое движение. 11. Один из видов бега в старшем дошкольном возрасте.

По вертикали. 1. Спортивная игра (старшая группа). 2. Способ организации детей на физкультурном занятии. 6. Предмет, ис пользуемый в качестве цели при обучении детей прокатыванию мяча. 7. Один из видов основного движения. 10. Один из видов основного движения(бросание предмета).

Ответы. По горизонтали. 2. Физкультминутка. 3. Подвижная. 4. Классы. 5. Ленточка. 8. Плавание. 9. Ходьба11. Челночный. По вертикали. 1. Баскетбол. 2Фронт альный. 6 Кегля. 7. Лазанье. 10. Метание.

Б

По горизонтали. 10. Подвижная игра - это сложная, эмоционально окрашенная деятель ность, которая предполагает результат или выпол нение двигательной... 11. Один из видов нагрузки в подвижных играх. 12. Какие подвижные игры являются традиционным средством воспитания любви к Родине, представления о смелости, лов кости? 13. Подбирая подвижные игры для детей, нужно учитывать их двигательный... 14. Один из видов элементарных подвижных игр. 15. Способ распределения- ролей в народных подвижных иг рах. 16. Основное движение в игре «Воробышки и автомобиль». 17. Способ выбора водящего в по движной игре. 18.... определяют весь ход подвиж ных игр, регулируют взаимоотношения детей в иг ре. 19. Двигательное содержание подвижной игры «Охотники и утки». 20. Игра способствует одному из видов воспитания с точки зрения разносторон него развития детей.

По вертикали. 1. Возрастная группа, начиная с которой проводят народные игры. 2. Подбирая подвижные игры для детей, нужно учитывать их...3. В младшей группе широко используют игры -...

4.Кто играет ведущую роль в игре с детьми млад шей группы? 5. Что часто сопровождает народные

подвижные игры? 6. Что часто сопровождает на родные подвижные игры? 7. Один из словесных
методов, который может сопровождаться показом. 8. Двигательное содержание игры «Классы» или
«Зайцы и волк». 9. Основное движение в подвиж ной игре «Пожарники».

Ответы. По горизонтали. 10. Задача. 11. Малая. 12. Народные. 13. Опыт. 14. Сюжетные. 15. Же ребьевка. 16. Бег. 17. Считалка. 18. Правила. 19. Ме тание. 20. Эстетическое. По вертикали. 1. Средняя. 2. Кругозор. 3. Забавы. 4. Воспитатель. 5. Потешки. 6. Попевки. 7. Объяснение. 8. Прыжки. 9. Лазанье.


  1. Блиц-опрос «Методика обучения основным движениям»

Вопрос

Возрастная группа

Мл.гр.

Ср.гр.

Ст.д.в.

С какой возрастной группы дается ходьба на наружной стороне стопы?

+

С какой возрастной группы используется бег с высоким подниманием колен?

+

С какой возрастной группы детей обучают прыжкам через короткую скакалку?

+

В какой возрастной группе детей учат лазать по гимнастической стенке приставным шагом?

+

С какой возрастной группы вводится метание в горизонтальную цель?

+

С какой возрастной группы используется упражнение для равновесия «Пистолетик»?

+

С какой возрастной группы используется ходьба с разным исходным положением рук?

+

С какой возрастной группы детей обучают прыжкам в длину с разбега?

+

С какой возрастной группы используется набивной мяч в упражнениях с бросанием, ловлей?

+

С какой возрастной группы обучают лазанью по канату?

+

С какой возрастной группы используется лазанье по гимнастической стенке по диагонали?

+

С какой возрастной группы используется ходьба на носках?

+

С какой возрастной группы используется ходьба скрестным тагом?

+

Для какой возрастной группы используется игровое упражнение «Великаны и карлики»?

+

С какой возрастной группы используется бег змейкой между предметами?

+


  1. Блиц-опрос «Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах»

Утверждение

ответ

Да

Нет

Подвижная игра - это игра, в которой есть правила и в которой активные действия играющих выра жаются в движениях

+

Спортивные игры являются одним из видов подвижных игр

+

Подвижные игры способствуют эстетическому воспитанию дошкольников

+

В младших группах используются все виды подвижных игр

+

В подвижных играх детей младшей группы используются все разновидности основных движений

+

В подвижных играх детей средней группы действует три-четыре правила

+

В подвижных играх детей средней группы используются основные движения со всеми разновидностями

+

В подвижных играх детей средней группы используется элемент ловли

+

В подвижные игры детей старшего дошкольного возраста вводятся элементы спортивных игр

+

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста действует четыре-пять правил

+

В подвижные игры детей старшего дошкольного возраста вводится элемент увертывания

+

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно проводить знакомые игры

Для детей среднего дошкольного возраста могут быть использованы игры-аттракционы

+

В средней группе воспитатель руководит игрой со стороны

+

В физкультурных досугах могут быть использованы игры всех видов

+

Усложнением подвижной игры может быть ее проведение в природных условиях

+

В основную часть физкультурного занятия может быть включена игра малой подвижности

+

В подвижных играх детей среднего дошкольного возраста используются командные соревнования

+

Время сбора на игру зависит от погоды

+

В старшем дошкольном возрасте используются игры-эстафеты

+

Литература:

Ж-л «Здоровье дошкольника» № 2-2009 г.

М.Борисова «Роль воспитателя в освоении дошкольниками знаний о физической культуре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках.

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках....

Консультация- практикум для педагогов на тему:"Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Консультация - практикум "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"...

Консультация для воспитателей:" Деятельность воспитателя по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе"

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей её развития, умение правильно объяснять ...

Особенности развития у дошкольников основных движений на занятиях

Педсовет №5 от 20.03.14.гМДОУ  детский сад общеразвивающего вида№26 «Василек»...

освоение детьми основных движений

Образовательная  область: физическое  развитие.Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «...

Тема: «Освоение детьми основных движений».

Образовательная  область: физическое  развитие.Интеграция  ОО: «Познавательное   развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «...

Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация-практикумдля педагогов«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»...