Выступление на районной педагогической августовской конференции
статья по теме

Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_modernizacii_doshkolnogo_obrazovaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги модернизации дошкольного образования:

опыт, проблемы, задачи.

Выступление на августовской районной конференции.

МАДОУ №1 «Лесная полянка»

2012 год

        Слайд общий

    Если у меня спросят, какое время в жизни человека самое счастливое, я не задумываясь отвечу: «Детский сад, и не потому что я работаю заведующей, а потому что именно эта пора наполнена ощущением радости, света, тепла, постоянного удивления и познания.-   Детский сад – это особое время в развитии человека.

Слайд президент и дети

   Неудивительно, что сегодня, когда на устах у всех разговоры о модернизации системы образования, заговорили и о самой первой ступени –дошкольное образование.

 Впервые в истории Российского образования разработаны Федеральные государственные требования . Это пока единственный основополагающий документ нормативно- правовой базы системы дошкольного образования.

     Педагогическим коллективам дошкольных учреждений страны, в условиях вариативности образования, представлен сегодня большой спектр образовательных программ, от выбора которых напрямую зависит, каким будет расти новое поколение дошколят, каким будет их развитие, уровень интеллектуальных способностей, как будут сформированы необходимые базовые качества личности будущего гражданина.

Слайд Программа 

Педагогами нашего дошкольного учреждения были проанализированы возможности ряда программ и принято решение о переходе деятельности учреждения на работу по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» авторы которой  Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. На первый план данной программы выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что очень важно для признания самоценности дошкольного периода детства. Данная программа реализуется

 по десяти областям.

Работа по новой программе позволила пересмотреть деятельность  дошкольного учреждения в свете современных условий. Сегодня ведущими понятиями нашей работы стало следующие:                    Игра – интеграция – отношения

(слайд Игра – интеграция – отношения)

Наш неписаный девиз: «Игра – дело серьёзное». Именно через игру маленький человек познаёт мир, учится общению, развивается, обучается, воспитывается. Во что же мы играем?....  

Предпочтение отдаём ролевым и деловым играм. Удивляют и радуют нас малыши, когда активно включаются в игры. Сказку «Колобок» двухгодовалые воспитанники не просто слушают, а с удовольствием показывают, перевоплощаются в героев сказки. А ведь за этим перевоплощением огромный труд души и ума маленького человека, еще не умеющего говорить!

- интеграция образовательных областей  - важный сдвиг в структуре программного материала. Ведь образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, рассказывает о том, что узнал, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, исследует и обсуждает. Наш коллектив разработал схему интеграции образовательных областей. Так педагоги в образовательной деятельности  активно используют: мультфильмы, музыку, литературу, презентации, сюрпризы, фокусы, опыты, игровые моменты, появление сказочных героев, решение проблемных ситуаций, поиск, творческие  мастерские, встречи с интересными людьми.  

-  согласно федеральным требованиям выстраивается и новый уровень отношений между взрослыми и детьми  это один из ключевых моментов ФГТ. Способ организации детских видов деятельности – не руководство взрослого, а совместная деятельность взрослого и ребенка. «Со-трудничество»- это труд вместе: трудимся в познании мира, трудимся в общении друг с другом; трудимся, создавая рисунки, поделки, аппликации, трудимся играя.

     Среди разных методов дошкольного образования приоритетное место в нашей системе занимает исследовательская и проектная деятельность .

Слайд.

 Именно эти методы помогают достигать эффективных результатов. Юные исследователи с интересом занимаются на участке: наблюдают, сажают, выращивают, учатся сравнивать, делать первые выводы.

    Проектная деятельность позволяет реализовывать комплексно- тематический принцип ФГТ. ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов,  а усвоение  образовательного материала в процессе подготовки и проведения  каких-либо интересных событий. Проектная деятельность – хороший помощник в этом. В коллективе осуществляются краткосрочные (1 – 2 дня) проекты и долгосрочные (неделя и больше). Так например: праздники для детей – это события , к которым надо готовиться, это цепочка интересных дел. Поэтому если встречаем осень, то успеваем её и нарисовать, и песню о ней выучить, и подарки природы собрать, и о традициях народа узнать. Выход такого проекта – «Осенняя ярмарка».

ФГТ, определяя цель дошкольного образования, одновременно дают нам свободу выбора ведущих направлений. Наше учреждение упор делает на два направления – «Семья» и «Здоровье».

слайд

      Именно семья - основа нравственного, интеллектуального и физического здоровья ребенка. Участие родителей в воспитательной деятельности ДОУ – требование времени, обязанность и необходимость для успешного развития дошкольника. Наряду с традиционными формами мы внедряем новые формы сотрудничества. Эффективной формой считаем мастер классы с участием родителей или с участием  родителей и детей, педагогические проекты с участием родителей .  Родители стали активными участниками проектов: «Мамина неделя», в период реализации которого,  родители могли принять участие в образовательной и игровой деятельности  группы, присутствовать при проведении  режимных моментов, познакомиться с организацией питания в ДОУ.  С большой пользой прошли педагогические проекты  «Православные праздники на Руси» «День матери», «Мы – читающая семья?»,  «Зеленый огонек», «День семьи, любви и верности».

Особое направление в работе с родителями  - папы, и хотя   собрания, по-прежнему посещают  мамы, зато на праздниках мы с гордостью отмечаем присутствие пап. Как не порадоваться, когда в группе сразу 24 папы! Нельзя не отметить, что и повседневную посильную помощь нам оказывают мужчины.

     Направление «Семья» находится в тесной взаимосвязи с направлением «Здоровье». Единство требований воспитателя и родителей, взаимная заинтересованность в успешном развитии ребёнка, своевременные консультации родителям - позволили нам повысить показатели здоровья наших воспитанников: значительно снизилась заболеваемость среди детей, малыши легко адаптируются к условиям детского сада, хорошие показатели посещаемости и наполняемости групп. Добиться таких показателей мы смогли только при тесном взаимодействии с семьей.

     Внедрение новшеств в нашу жизнь помогает не только меняться, но и высвечивают трудности процесса.

Слайд

Полученное ранее образование недостаточно для реализации ФГТ. Современному воспитателю необходимо совершенствовать  свою базу, причём в короткие сроки, чтобы не отстать от времени, а лучше суметь  опередить его.

    - Другой проблемой является  отсутствие опыта по составлению рабочих программ сразу по 10 образовательным областям. Надеемся  организовать данную работу через районные и методические объединения.

Модернизация дошкольного образования не исчерпывается реализацией ФГТ.

 С 2012 года наше учреждение работает и в новых финансово-хозяйственных условиях в режиме автономного учреждения. Это вопрос очень интересный, потому что связан с финансами и самостоятельностью, а как сказал великий Пушкин, «Без денег и свободы нет!». Главное требование этого направления – научиться считать свои финансы, стать хозяином. Для образовательного учреждения – это новое образовательное пространство, которое предстоит ещё осваивать. Тем не менее, опыт прошедшего периода позволяет сделать следующие наблюдения. Чтобы добиться успеха в режиме автономии учреждения, необходимо преодолеть существующие противоречия:

слайд

- с одной стороны самостоятельность учреждения – с другой, зависимость от централизованной бухгалтерии. Выход: идеальный вариант бухгалтерия в каждом образовательном учреждении, да еще и бухгалтер с опытом работы. Но пока это только мечта, поэтому будем жить в тех условиях, какие есть.

- с одной стороны, учреждению даны права на самостоятельное распределение средств – с другой, мы профессионально недостаточно компетентны в финансовых вопросах. Необходимо обучение руководителей, совершенствование их работы через обмен опытом, организацию круглых столов, семинаров, курсов.

- с одной стороны, необходимость внедрения платных услуг в образовательные учреждения – с другой, менталитет общественности, наших родителей, не готовых платить за развитие и образование. Это значит, что предстоит огромная информационная и разъяснительная работа с общественностью, СМИ.

     Общий вывод только один: плюсов у режима автономии учреждения немало, но до их идеального воплощения трудный  путь. Впрочем, Николай Рерих сказал: «Благословенны трудности, ими растём». А от себя добавлю, что успешность автономии, как и любого дела, зависит от всего коллектива. Вот когда каждый из коллектива и все вместе научатся экономить, когда капающая вода или бесполезно горящая лампочка будет волновать и директора, и воспитателя, и нянечку, тогда и деньги прибудут, и копейка рубль сбережёт. Я благодарна всему своему коллективу, который на данном этапе сработал безупречно. Хвалиться не буду, но благодаря автономии мы значительно поправили свою материальную базу. (можно слайд с новой мебелью показать)

      Время не стоит на месте, оно выдвигает свои требования, и если это «время выбрало нас зажигать души свечи», то пусть и в нас не гаснет желание дарить малышам радость общения и познания, творить, выдумывать, пробовать. Напомню слова мудрого Конфуция: слайд  «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Перспективы развития системы дошкольного образованияв рамках ФГТ...

Выступление на секции воспитателей Августовской конференции работников образования «Система работы ДОУ по подготовке к участию в грантовых конкурсах»,

Выступление на секции воспитателей Августовской конференции работников образования «Система работы ДОУ по подготовке к участию в грантовых конкурсах»,...

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».

Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....

Выступлените на районной педагогической конференции

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, форм...