Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГТ
методическая разработка по теме

Докина Екатерина Геннадьевна

Сценарий+справка темат.контроля+протокол педсовета (протокол без шапки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоги тематического контроля по определению эффективности организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Справка

 В МДОУ детский сад комбинированного вида №19 «Пчёлка» в период  12.11.2012 по 23.11.2012 года  был проведен тематический контроль по  теме: «Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГТ» с целью определения эффективности организации предметно-развивающей среды. Проверку осуществляли заведующая Клюшина А.В., старшие воспитатели Докина Е.Г. и Туркова Н.В. Тематический  контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие  вопросы:

  1. Оценка профессиональных умений воспитателя;
  2. Оценка   создания условий:

• в группе

• в метод. кабинете

• в ДОУ;

  1. Оценка планирования работы;
  2. отношение родителей к решению данной проблемы.

Использовались следующие  формы и методы контроля:

  1. анализа предметно-развивающей среды  в группе (с точки зрения компетентности воспитателя при ее создании);
  2. анализ предметно-развивающей среды в группе;
  3. анализ плана воспитательно-образовательной работы;
  4. анализа наглядной информации для родителей;

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Оборудованы – и материально, и технически – все обследованные помещения ДОУ: отдельные и хорошо оснащены кабинеты методиста, логопеда, а также залы, музыкальный и спортивный. В кабинетах тифлопедагогов и психолога проводится ремонт. Практически во всех группах есть магнитофоны; созданы условия для физического и эстетического развития детей – имеется в виду оформление групп на высоком уровне. В то же время в некоторых группах наличествует избыток декоративных элементов, не имеющих прямого отношения к жизни детей (картины, плакаты, фотографии), и недостаточно деталей интерьера, касающихся самих детей (фотографии самих детей, их родителей, продукты детского творчества и пр.). Во всех групповых помещения и игровых комнатах четко выделены учебные зоны. Однако данные зоны жестко определены и не допускают трансформации. Отсутствие или недостаточное количество легких ширм, полифункциональных предметов лишает пространство динамичности, столь необходимой при дефиците площади.

Все обследованные группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Однако набор кукол в большинстве групп однообразен, преобладают крупные куклы-девочки. Крайне мало или вовсе не представлены куклы-мальчики, младенцы, «разновозрастные куклы» или куклы, моделирующие разные профессии. Ролевая атрибутика, облегчающая принятие ролевой позиции в игре, также бедна и однообразна. Наблюдается острый дефицит ролевой атрибутики для мальчиков (фуражки, пилотки, воротнички и пр.), что обедняет игру и не позволяет мальчикам полноценно включится в ее содержание.

Особенно слабо представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Дефицит материала данного вида затрудняет, а порой делает невозможной режиссерскую игру, весьма значимую для дошкольников.

Игры с правилами также представлены в недостаточном количестве и в основном отличаются излишним дидактизмом. Недостаточно используются традиционные игры по правилам: лото, домино, «бродилки», настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений. А ведь все игры имеют исключительное важное значение для формирования у детей произвольности нормативного поведения. Вместе с тем в избыточном количестве представлены пазлы, развивающее значение которых весьма сомнительно.

Отсюда вывод: материальное оснащение для игровой деятельности нуждается в особом внимании. Однако в отличии от этого все обследованные группы ДОУ хорошо обеспечены материалом для продуктивной деятельности (для изобразительной деятельности, для поделок, разнообразными конструкторами.

Разными видами материала представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература, образно-символический материал (картинку, схемы, карты) и материал для учебной деятельности. В то же время ощущается дефицит материала для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни: свободного падения, вращения, качения и пр. Речь идет о специальных динамических игрушках: катапультах, волчках, желобах, кувыркунчиках и пр. между тем данный материал  способствует не только познанию физических свойств предмета, но и развитию мелкой моторики, целенаправленности и чувства собственного движения.

Во всех обследованных группах в достаточном количестве представлены книги для детей. Однако это преимущественно издания 80-90-х годов прошлого столетия, многие из которых не только морально устарели, но и в довольно ветхом состоянии. Крайне мало в наличии современной детской литературы, отсутствует периодические издания для детей. Что касается дидактических материалов: картинок, схем для учебной деятельности, они имеются в достаточном количестве и нередко ее превышают. Также в достаточном количестве представлены материалы для физического развития. Спортивный зал и группы оснащены современным оборудованием и тренажерами. В ряде групп выявлены затруднения в доступе к материалу для самостоятельной игры: игрушки расположены в малодоступных для детей местах, спрятаны в закрытые коробки, шкафы, на верхние полки стеллажей. Разумеется это существенный недостаток в организации предметной среды ДОУ: блокирует инициативу детей и препятствует самостоятельной игре.

Обобщая полученные данные отметим: главная проблема организации предметной среды ДОУ – недостаток материала для самостоятельной деятельности детей, а также его недоступность, сочетающиеся с обилием развивающих игрушек и материала.

 



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Предметно-развивающая среда  ДОУ в соответствии с ФГТ»

Подготовила старший воспитатель:

Докина Екатерина Геннадьевна

2012

Цели:

  1. Определить понятие «предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности;
  2. активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.

Вступительное слово заведующей:

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это? (ответы воспитателей).

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).

Практическая часть.

  1. Педагогический сундучок: особенности предметно-развивающей среды.

В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы:

- Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)

- От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

- Перечислите,  основные принципы предметно-развивающей среды. (Комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатства сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности, опережающего развития, динамичности-статичности среды.)

- Перечислите, основные центры в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

- Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?

- Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).

- Средствами наглядности служат?...(натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;

 изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы,  чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т.д.)

- Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ. (ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ,  ВАРИАТИВНОСТЬ, и др.)

Мы перечислили особенности развивающей предметной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева)

  1. Особенности оборудования педагогического процесса.

В представленных проектах воспитатели предприняли попытку описать предметно-развивающую среду детского сада. (Воспитатели защищают свои проекты.)

Аналитическая часть.

  1. Итоги тематического контроля.
  2. Итоги презентации предметно-развивающей среды.
  3. Отчеты воспитателей «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию предметно-развивающей среды».

Заключение.

На этом педсовете мы постарались обратить ваше внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в дошкольном учреждении. Желаем вам творчества в этом направлении.



Предварительный просмотр:

Повестка дня:

  1. Итоги решения предыдущего педсовета (Заведующая МДОУ Клюшина А.В.)

Практическая часть (Старший воспитатель Туркова Н.В.)

  1. Особенности организации педагогического процесса (Воспитатели)
  2. Отчеты воспитателей «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию предметно-развивающей среды» (Воспитатели Аджиева А.М., Сухова И.А.)
  3. Итоги тематического контроля (Старший воспитатель Докина Е.Г.)
  4. Решение по итогам педсовета

     По первому вопросу слушали заведующую Клюшину А.В., которая отметила, что все вопросы вынесенные на прошлом педсовете выполнены.

Затем старший воспитатель Туркова Н.В. провела деловую игру «Педагогический сундучок». Каждому воспитателю предлагалось из «сундучка» вытянуть один вопрос и ответить на него. Если педагог затруднялся с ответом, то остальным воспитателям разрешалось ему помогать. Эта игра создала положительный настрой в коллективе и помогла педагогам включится в тему педсовета.

     По второму вопросу выступили воспитатели групп №11 и №12 с презентациями проектов создания предметно-развивающей среды  в соответствии с ФГТ. Воспитатель группы №11 (Агабалаева Х.Г.) представила свой проект в виде плана-схемы на котором были отмечены те моменты, которые не соответствую Федеральным требованиям и которые необходима изменить. Так же она описала механизм преобразования своей группы.

Воспитатель группы №2 (Чижова Ю.А.) представила проект своей группы в виде макета. Она рассказала об особенностях планирования пространства для детей с нарушением зрения.

     По третьему вопросу заслушали отчеты воспитателей групп №4 и №10. Аджиева А.М. - воспитатель группы №4 описала свой опыт работы с родителями по созданию предметно-развивающей среды. Рассказала о методах и приемах включения родителей в процесс создания дизайна группы. А Сухова И.А. – воспитатель группы №10 для детей с нарушением зрения осветила вопрос особенностей игры детей с нарушением зрения и необходимости моделировать предметную среду в соответствии с потребностями таких ребятишек. Рассказала как они в своей группе решают эту проблему с помощью родителей.

     По четвертому вопросу слушали старшего воспитателя Докину Е.Г., которая подвела итоги тематической проверки «Особенности создания предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ». Она рассказала, что в некоторых группах наличествует избыток декоративных элементов, не имеющих прямого отношения к жизни детей (картины, плакаты, фотографии), и недостаточно деталей интерьера, касающихся самих детей (фотографии самих детей, их родителей, продукты детского творчества и пр.). Все обследованные группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Однако набор кукол в большинстве групп однообразен, преобладают крупные куклы-девочки. Особенно слабо представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Главная проблема организации предметной среды ДОУ – недостаток материала для самостоятельной деятельности детей, а также его недоступность, сочетающиеся с обилием развивающих игрушек и материала.

Решение педсовета:

  1. Создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Для этого необходимо:

           - обогатить и разнообразить состав образных игрушек – кукол     мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

           - обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

           - расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты мужских ролей;

          - создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;

          - пополнить дефицит маленьких кукол разного пола и возраста, а также предметов «кукольной жизни» (дома, мебель, одежда, элементы ландшафта, транспорт и пр.), соразмерных образным игрушкам.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

Срок: до конца учебного года.)

  1. Расширить состав традиционных игр с правилами для дошкольников.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп,

  Срок: до конца учебного года.)

  1. Обогатить предметную среду ДОУ материалами для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни, - катапультами, волчками, желобами, кувыркунчиками и пр. (Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, старшие  воспитатели, заведующая МДОУ. Срок: до конца учебного года.)
  2. Обновить состав детских книг в ДОУ – пополнить современными изданиями детской поэзии, прозы и познавательной литературы; обогащение библиотеки современными периодическими изданиями для детей.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, старшие  воспитатели, заведующая МДОУ. Срок: до конца учебного года.)

  1. Создать предметную среду ДОУ, более гибкой и динамичной, дающее         возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми).

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, старшие  воспитатели, заведующая МДОУ.

     Срок: по мере финансирования)

  1. Снять затруднения в доступе к игрушкам и материалам для самостоятельной деятельности детей.  

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

 Срок: до конца недели.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГТ

в статье приведены рекомендации по организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ....

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...