Консультация для воспитателей ДОУ "Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ. "
консультация по теме

Железцова Елена Юрьевна

Консультация для воспитателей ДОУ. Из истории возникновения проектов, классификация проектов, виды проектов, этапы работы над проектом. СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура детского проекта.

Этап проекта.

Деятельность педагога.

Деятельность детей.

Первый – постановка проблемы (Целеполагание)

Формулирует проблему (цель) одновременно определяет продукт проекта.

Входят в проблему.

Второй – обсуждение проблемы, принятие задач, планирование деятельности.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Совместное составление плана:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать;

Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость). Распределяют обязанности.  Совместное составление плана.

Третий – реализация проекта.

Помогает в решении задач. Направляет на поиск решений, на экспериментирование, продуктивную, исследовательскую деятельность.

Оказывает практическую помощь.

Ищут решение задачи. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

Четвертый – презентация.

Готовится к презентации, проводит ее.

Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности.

Пятый - подведение итогов.

Выявление причин успехов и неудач.

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.


Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации

Возрастные особенности планирования проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Уровни развития  проектной деят.

Возрастные особенности.

Алгоритм деятельности взрослых.

Подражательно-

исполнительский уровень.

(с 3,5 – 4 до 5 лет)




 Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяет ребенку в полной мере проявить самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно-исполнительском уровне. Как показывает практика, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые взрослым. Этот интерес обусловлен тем, что эти задания удовлетворяют потребностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

     Участие в проекте на «вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

     Первый шаг – интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

     Второй шаг – постановка цели проекта, его мотивация.

     Третий шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

     Четвертый шаг – совместное движение взрослого и детей к результату.

     Пятый шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

     Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, например: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!». Это помогает ребенку понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.


Развивающий уровень проектирования

(конец 5 года – 7 лет)




Прежде всего, это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). Это также опыт разнообразной совместной деятельности, требующей от детей умения согласовывать свои  действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого сверстников. Иными становятся отношения с взрослыми: дошкольник реже обращается к ним с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Развиваются самоконтроль и самооценка – дети способны достаточно адекватно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников.

 В этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Более того, не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, а также исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов.

     Первый шаг – выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

     Второй шаг – совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

     Третий шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта.

     Четвертый шаг – выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого.

     Пятый шаг – обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

      Шестой шаг – совместное определение перспективы развития проекта.


     Как видно, на втором этапе активность взрослого снижается. Он не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. Очень важно, чтобы взрослый был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их, в том числе и за счет включения в этот процесс собственных целей и задач.


Творческий

(на завершении дошкольного периода)





       Третий – творческий – этап развития проектной деятельности характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию, детерминированным их познавательным и личностным развитием. К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. 

 Первый шаг – постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон.

 Второй шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

 Третий шаг – планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.

     Четвертый шаг – выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу.

     Пятый шаг – обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

     Шестой шаг – определение перспективы развития опыта.

Пример разработки детских проектов в разновозрастной группе(5 – 7 лет) по теме «Кошки».


Ключевые вопросы воспитателя на каждом этапе проекта

Этапы проектной деятельности

Мотивирующие вопросы

Выбор темы

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можем это сделать?

Сбор сведений

Что нового мы узнали? Что нового мы услышали, увидели, сделали? Что у нас получилось? Что еще нам необходимо узнать?

Выбор проектов

Почему именно этот проект вы выбираете? Что именно хотите получить? Что необходимо для этого проекта?

Реализация проектов

Что получилось? Что не получилось? Какая необходима помощь? Что еще нужно?

Презентация

Кого мы пригласим на презентацию? Как мы это будем делать? Что мы узнали? Что у нас получилось?


Пример запуска проектной деятельности на первом этапе с детьми разновозрастной группы (5 – 7 лет)

Общая тема – «Городской транспорт», подтема – «Метро»

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как можно найти ответы на свои вопросы?

  • Метро – это поезда ездят в туннели, очень быстро
  • Это чтобы быстро ездить по городу
  • В метро можно ездить на поезде на любую остановку, но только по городу
  • В метро есть телевизор, сиди и смотри, а в поездах есть полки, на которых спят. Метро ходит по городу, а поезда ходят в другие города
  • Почему назвали метро
  • Отцепляют ли вагоны, кто убирает в вагонах
  • Почему метро под землей
  • Что такое – «Метро»
  • Зачем его строят
  • Как его строят. Как роют землю, делают туннели
  • Кто самый главный в метро
  • Было ли раньше метро
  • Где делают поезда для метро

  • В книгах
  • Сходить на экскурсию и покататься на метро
  • Спросить у мамы или у папы
  • В энциклопедии
  • Сходить в метро и увидеть
  • Спросить у тех, кто работает в метро
  • Спросить у друга

В качестве проекта – создание общей книги «Как я путешествовал в метро». Каждая семья представила собственную страницу с рисунками, стихами, загадками, сказками, рассказами о метро собственного сочинения и ответами ребенка на вопросы: «Что мне понравилось в метро? Что меня удивило в метро?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ. Е.Ю. Железцова м етодист ММЦ

Слайд 2

МЕТОД ПОЯВИЛСЯ В США В 20-Е ГОДЫ Х I Х ВЕКА; ОСНОВОПОЛОЖНИКИ – АМЕРИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИ Д. ДЬЮИ И У. КИЛПАТРИК; ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ БЫЛА «ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» ДЖОНА ДЬЮИ; МЕТОД ПРОЕКТОВ НАШЕЛ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, БЕЛЬГИИ, ИЗРАИЛЕ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ И МНОГИХ ДРУГИХ СТРАНАХ; МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ И В РОССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С.Т. ШАЦКОГО, В.Н. ШУЛЬГИНА, М.В. КРУПЕНИНА, А.С.МАКАРЕНКО И ДР . ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Слайд 3

Уильям Херд Килпатрик -американский педагог. (1871-1965) Родоначальники метода проектов Джон Дьюи- американский философ и педагог (1859-1952) Станислав Теофилович Ша́цкий — русский и советский педагог (1878-1934). Мария Васильевна Крупенина -русский и советский педагог (1892-1950).

Слайд 4

Преимущества проектного метода

Слайд 5

Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации , Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Проект - это "пять П":

Слайд 6

ПРОЕКТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 7

РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАДАЧАМИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В Д/У

Слайд 8

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ; РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:

Слайд 9

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО: ВХОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОБЛЕМНУЮ ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ (ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА); АКТИВИЗАЦИЯ ЖЕЛАНИЯ ИСКАТЬ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ); ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ). ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО, А ЗАТЕМ И САМОСТОЯТЕЛЬНО; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ; РАЗВИТИЕ ЖЕЛАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, ВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ БЕСЕДЫ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 11

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТЫ В ДОУ КЛАССИФИЦИРУЮТ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ: ПО ТЕМАТИКЕ (ТВОРЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ИГРОВЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ); ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И ФРОНТАЛЬНЫЕ); ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ (КРАТКОСРОЧНЫЕ, СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ); ПО ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Слайд 12

ТВОРЧЕСКИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА); ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (ДЕТИ ПРОВОДЯТ ОПЫТЫ, ПОСЛЕ ЧЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ОФОРМЛЯЮТ В ВИДЕ ГАЗЕТ, КНИГ, АЛЬБОМОВ, ВЫСТАВОК); РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ (ЭТО ПРОЕКТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР, КОГДА РЕБЯТА ВХОДЯТ В ОБРАЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ, ПО-СВОЕМУ РЕШАЯ ПОСТАВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ); ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАНННЫЕ (ДЕТИ СОБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ И РЕАЛИЗУЮТ ЕЕ, ОФОРМЛЯЯ ГРУППУ, ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛКИ И ПР.) ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (РЕЗУЛЬТАТ ОРИЕНТИРОВАН НА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ) ВИДЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Слайд 13

ВЫБОР ТЕМЫ (ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СБОР СВЕДЕНИЙ ВЫБОР ПРОЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПОСТИЖЕНИЕ НОВОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Слайд 14

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап Выбор темы. Составление вместе с детьми плана предстоящей познавательной деятельности. 3. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию (модель «3х вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим знать? Что мы узнали?) . 4. Формулирует задачу ( нежёстко ). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 5. Создает условия для реализации познавательной деятельности . 6. Помогает спланировать деятельность. 7 . Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.

Слайд 15

3 этап 8 . Практическая помощь (по необходимости). 9 . Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. 4 этап 10. Создает условия для осуществления детских замыслов. 8. Продукт деятельности готовят к презентации . 5 этап 11. Создает условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Слайд 16

Работа над проектами предполагает активное сотрудничество с родителями. В результате этого сотрудничества осваиваются новые способы деятельности, успешнее идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Слайд 17

ГЛУБОКО ИЗУЧИТЬ ТЕМАТИКУ ПРОЕКТА; ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СОВМЕСТНОГО ПЛАНА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД ПРОЕКТОМ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ДЕТСКУЮ ИНИЦИАТИВУ; ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА ТЕМАТИКОЙ ПРОЕКТА, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМЕ; СОЗДАЙТЕ ИГРОВУЮ МОТИВАЦИЮ, ОПИРАЯСЬ НА ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ И ИХ ЭМОЦИАНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК; ВВЕДИТЕ ДЕТЕЙ В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, ДОСТУПНО ДЛЯ ИХ ПОНИМАНИЯ С ОПОРОЙ НА ДЕТСКИЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ДЕТЕЙ; ТАКТИЧНО РАССМАТРИВАЙТЕ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЕТЬМИ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО НА ОШИБКУ И НЕ БОЯТЬСЯ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО И РЕГУЛЯРНО РАБОТАЙТЕ НАД ПРОЕКТОМ; В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ СОЗДАВАЙТЕ АТМОСФЕРУ СОТВОРЧЕСТВА С РЕБЕНКОМ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Слайд 18

Исследовательские: «Какие предметы и объекты тонут, какие плавают?» «Как узнать, откуда сегодня дует ветер?» Творческие: «Конструирование и ручной труд» Мягкая игрушка Игровые: « Любим сказки» «Сказочная птица» Информационные: «Питание и здоровье» «Времена года» Примерные темы мини-проектов в д /у:

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " ИКТ - компетентность педагога - важная составляющая его профессионализма"

Консультация для воспитателей ДОУ разработана с целью разъяснения важности и необходимости использования ИКТ- технологий в работе....

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»

Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

Представляю вашему вниманию консультацию для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника». В работе раскрыто построение  содержания опытно-...

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!&r...

Консультация "Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании"

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидатель...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...