Рабочая программа "Театральные ступеньки"
рабочая программа по теме

Немчинова Светлана Владимировна

Система работы ДОУ с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №6 СЕЛО ГРАЧЕВКА ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Работа с одаренными детьми

ПРОГРАММА

«Театральные ступеньки»

с.Грачевка 2010г.

“Неодаренных детей не бывает, все воспитанники – одаренные! Но в условиях неправильного воспитания одаренность может вообще не открыться или утратиться”.

                               Н.А.Крылова.

Актуальность проблемы

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики.

В связи с этим функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения высоко одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном, надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Л.А.Венгер, Ю.З.Гильбух, Н.С.Лейтес, Г.В.Бурменская) посвящены рассмотрению понятия «одарённый ребёнок», выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

         

Психолого-педагогические аспекты работы

с одаренными детьми.

Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет просто невозможно. Следовательно, никаких специальных усилий и действий для ее выявления не нужно осуществлять. А когда она проявится, даст о себе знать, заранее никто сказать не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать. Как показывает опыт – детская одаренность столь неоднозначна и по своим проявлениям, и по особенностям развития, что никакая диагностика и максимальный учет всех воздействующих на развитие ребенка факторов не позволяют построить точный прогноз относительно достижений в дальнейшей жизни.

В настоящее время научный поиск еще не завершился. Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований – не только и не столько для последующей жизни достижений, но для полноценного проживания ребенком этого великолепного и чрезвычайно важного возрастного периода – дошкольного детства.

“У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим”. Детей обычно не тревожат мысли о прошлом и о будущем. То, что происходит сейчас, сегодня, - вот предмет их радости и огорчений. И чтобы радости от познания мира и себя, от ощущения собственных возможностей и успешности познания было больше, нужно помочь ребенку реализовать все то, что дают дошкольные годы для развития детского творчества, детской одаренности. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли важно во время их заметить и поддержать.

По мнению А.М.Матюшкина специальные виды одаренности проявляются в отдельных областях деятельности (художественной, музыкальной, литературной, театральной, математической и т.д.).

В психологии в настоящее время сложилось представление об одаренности как структурном, динамическом образовании, включающем в качестве основных компонентов высокий уровень развития интеллекта и творческих способностей, а также определенные личностные качества. Эти компоненты – ядро различных моделей одаренности, представленных в работах зарубежных и отечественных исследователей (Д.Б.Богоявленская, Л.А.Венгер, Н.С.Лейкес, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков).

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречия с традиционной концепцией развития ребенка-дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям

Все это обусловливает актуальность нашей работы.

Цель работы:

  • изучить проявления одаренности у детей дошкольного возраста и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
  • создание в МДОУ детский сад №6 с.Грачевка условий, способствующих интеллектуальному и творческому развитию детей.
  • каждому одаренному ребенку найти для себя возможность реализовать свое дарование.

Задачи:

  • изучить литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности с древних времен по настоящее время;
  • раскрыть в полном объеме понятие одаренности
  • показать особенность развития одаренных детей

  • рассмотреть методы диагностики одаренности

  • выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей

  • составить проект программы работы с одаренными детьми.
  • сформировать социокультурную элиту, которая станет определять будущее села.

Гипотеза:

      Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если

  • учитывать психолого-педагогические особенности развития одаренных детей;
  • если в работе с дошкольниками реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности;
  • разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми, способствующую развитию интеллекта и креативности.

Теоретическая и практическая значимость:

данная программа может быть использована ДОУ района для работы с одаренными детьми.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МДОУ

Детский сад №6 с.Грачевка

___________С.В.Паршикова

«___»______________2010г.

ПРОГРАММА

“ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ”

(для детей 3 – 7 лет)

.

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с группой одаренных детей с 4 до 7 лет.

Ее использование требует от педагогов не только высокой квалификации, но и знание психологии одаренных детей.

В основу программы “Театральные ступеньки” положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Программа “Театральные ступеньки” рассчитана на 3 года занятий с детьми.

Программа реализуется через занятия в театральной студии “Теремок”. Подбор в группу одаренных детей осуществляется с ярко выраженными творческими и артистическими способностями. Исполнители (участники) данной программы: специалисты высшей квалификационной категории детского сада.

Цель программы “Театральные ступеньки”:

  • обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач: 

  • создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  • знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  • освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  • улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Основное содержание программы

Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:

  • Актерское мастерство
  • Сценическая речь
  • Сценическое движение
  • Массовая работа        
  • Основы грима
  • История театра
  • Прикладное искусство
  • Этикет

В плане хорошо видно, как от года к году меняется нагрузка, заканчиваются одни и добавляются другие разделы по мере освоения программы.

Учебный план на 3 года

№ п/п

Наименование темы предмета

1 год

2 год

3 год

1

Актерское мастерство        

44

38

40

2

Сценическая речь                        

32

30

30

3

Сценическое движение                

30

28

26

4

Массовая работа        

24

18

16

5

Основы грима

4

8

6

6

История театра                        

6

8

6

7

Прикладное искусство                

8

12

8

8

Этикет

6

8

8

9

Постановка спектакля        

56

62

73

10

Индивидуальная работа                

__

6

5

                                 

ВСЕГО ЧАСОВ:

210

218

218

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план составлен на тот объем времени, который предусмотрен программой.

1 ГОД

“ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (ТЕНЕВОЙ ТЕАТР)

Цели и задачи:

  1. Продолжать формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Использовать в свободной и совместной деятельности детей знакомые виды театра, познакомить с новым видом театра (теневой).
  3. Совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя игры-импровизации.
  4. Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.
  5. Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра (кулисы, репетиция, осветитель, художник-декоратор, режиссер, гример).

Методы и приемы обучения:

  • Слушание детской оперы “Волк и семеро козлят” муз Красева
  • Просмотр музыкального фильма “Мама”
  • Чтение русской народной сказки “Волк и семеро козлят”
  • Знакомство с теневым театром и приемами кукловождения
  • Заучивание песен, стихов, потешек, чистоговорок
  • Изготовление эскизов декораций для теневого театра№

№ п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Игра «Угадай, что делает коза?»

Игра на развитие памяти “В магазине зеркал”

                                                                                                                   Этюды на выразительность жестов:

  • “Иди ко мне” М.Чистякова
  • “Уходи” М.Чистякова


Этюд на сопоставление разных характеров

  • “Три характера” муз. Кабалевского

                                                           

Мимическая игра “Передавалки” И.Петрова

  (передача мимики)

                         

Упражнение “Расскажи стихи А.Барто с помощью               жестов и мимики”


Театрализованная игра “Веселые превращения” И.Петрова

2.

Сценическая речь

Упражнения над голосом в движении

“1, 2, 3, 4, 5, будем дружно мы играть”


Чистоговорки: “Козлик” М.Картушин


 Упражнение на координацию движения и речи            “Васька-козел”, Я.Аким


Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин


Упражнение на развитие интонационной выразительности  “Я очень люблю свою маму”


Упражнение “Придумай другой конец сказки”

3.

Массовая работа

Этюды с настольными куклами на основе хорошо    знакомых русских народных сказок: “Колобок”, “Теремок”

4.

Прикладное искусство

Рассматривание литографий известных художников


Выставка эскизов декораций к сказке “Волк и семеро  козлят”

5.

История театра

Викторина “А знаешь ли ты?” (виды настольных          театров и театрально-игрового оборудования)

        

                   

АВТОРСКАЯ СКАЗКА “СКАЗКА О ХРАБРОМ ЦВЕТОЧКЕ”

(спектакль с участием родителей)

Автор Е.А.Меженникова

Цели и задачи:

  1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
  2. Совершенствовать звуковую культуру речи, пополнять и активизировать словарь детей, включая основные части речи (глаголы, существительные, прилагательные, наречия и др.), побуждать использовать их для обозначения действий и характеристики персонажей, учить использовать в речи новые слова-термины (актер, занавес, зрительный зал, сцена, аплодисменты), а также яркие и точные слова и выражения.
  3. Развивать умение следить за развитием действия в драматизации.
  4. Создавать благоприятные условия для импровизации детей на музыкальных инструментах.
  5. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства.

Методы и приемы обучения:

  • знакомство с произведением “Сказка о храбром цветочке” автор Е.А.Меженникова;
  • отгадывание кроссворда “Цветы”;
  • сочинение загадок о цветах;
  • Изготовление и выставка цветов из бросового материала
  • Подбор музыкального материала к произведению “Сказка о храбром цветочке”        

№ п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Этюд на выражение основных эмоций “У пчелки хвори”


Этюд на развитие эмоций “Дождик, дождик, лей, лей!”


Психогимнастика:

  • “Цветок” М.Чистякова


Имитационное упражнение “Пойми меня»

2.

Сценическая речь

Дыхательные упражнения: “Аромат цветов”


Чистоговорка “Ах, трава-мурава”


Заучивание стихов способом зарисовки “Подснежник” В.Берестов


Пересказ сказки методом моделирования “Цветик-семицветик” В.Катаев

3.

Сценическое движение

Имитационное упражнение “Дискотека кузнечиков”


Танцы-фантазии:

“Танец цветов” муз. Е.Гомоновой

2 ГОД 

“КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД”

(кукольный спектакль)

Автор В.Корнилов

Цели и задачи:

  1. Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, к активному участию в театрализованных играх.
  2. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность.
  3. Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей: закреплять правильное произношение слов и словосочетаний.
  5. Формировать умение правильно использовать в речи специальные термины: артисты, спектакль, сцена, занавес, зрительный зал, режиссер, осветитель, костюмер, художник-декоратор.
  6. Продолжать развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных произведений и характеристике сказочных героев; формировать интонационную выразительность в пении.
  7. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения благодаря заучиванию наизусть авторских произведений, а также использованию метода зарисовки.
  8. Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения).

Методы и приемы обучения:

  • знакомство со сказкой братского поэта В.Корнилова “Колобок на новый лад”;
  • сравнить произведение В.Корнилова с р.н. сказкой “Колобок”;
  • домашний конкурс “Придумай свою сказку про Колобка”;
  • сочинение стихов по заданному ритму “Колобок - румяный бок”, “Лиса-коса”, “Тропинка-паутинка”;
  • выставка рисунков по сказке В.Корнилова.

№ п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Разыгрывание мини-сценок:

  • “Лиса” И.Петрова


Игра “Продолжи фразу и покажи”


Разыгрывание стихотворного текста “Уронила белка шишку” В.Шульжик

2.

Сценическая речь

Логопедическая гимнастика:

  • “Тропинка” М.Картушин


Помоги закончить поговорки:

  • “Хитрый как…”

3.

Сценическое движение

Игра с имитацией движений “Кто как ходит?”


Динамическое упражнение “Зайкина зарядка” М.Картушина


Игра: “Кто лучше покажет”

4.

Массовая работа

Креативная гимнастика “Художественная галерея”


Ритмический танец “Лесная зверобика”

5.

Прикладное искусство

Изготовление настольного театра по сказке «Колобок»

6.

История театра

Беседа: знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.)

7.

Основы грима

Нарисуй портрет Колобка

8.

Этикет

“Вежливые слова” Э.Мошковской – спектакль с участием родителей

Спектакль “СНЕГУРОЧКА” 

А.Островский

Цели и задачи:

  1. Продолжать формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, используя для этого все пространство.
  2. Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.
  3. Продолжать развивать с помощью театрализованных игр ведущие психические процессы (внимание, восприятие, память, воображение, эмоциональную отзывчивость).
  4. На знакомом материале использовать метод моделирования.
  5. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации.

Методы и приемы обучения:

  • сравнить русскую народную сказку “Снегурочка” и сказку А.Островского “Снегурочка”;
  • просмотр кинофильма режиссера Роу “Снегурочка”;
  • прослушивания музыкальных эпизодов из оперы Римского–Корсакова “Снегурочка”;
  • музыкальная игра-ребус “Оркестр”;
  • режиссерская игра “Подбери музыку”.

№ п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Мимические упражнения “Снеговик” Л.Олиферовой


Имитационное упражнение “Глухая бабушка”


Мини-сценка “Полянка”


Этюд на развитие эмоций, движений, жестов “Ручеек” М.Чистякова

2.

Сценическая речь

Заучивание стихов способом зарисовки:

  • “Зима” И.Суриков
  • Дидактическая игра “Угадай кто?”
  • Русские народные заклички

Логопедические упражнения:

  • “Горка”


3.

Сценическое движение

Динамическое упражнение “На дворе мороз и ветер” А.Ануфриева


Проговаривание стихотворения с движением «Мы слепили снежный ком» О.Высотская


Ритмическая игра “Метелица” р.н.п.


“Танец снежинок” Муз.Вивальди “Зима”


Придумай и составь танец “Весны и птиц” по пиктограммам на музыку Римского - Корсакова

3.

Массовая работа

Хороводная игра Снежная баба” И.Демьянов


Б.н.игра “Мороз”


Игра на внимание Снежная баба” М.Картушина


Игра с воображаемым предметом


Игра с движением “Мы погреемся немного”


Р.н.игра “Гори, гори, ясно”

4.

Прикладное искусство

Рассматривание иллюстраций художника Васнецова к опере Римского – Корсакова “Снегурочка”


Выставка детской работ “Приди весна с милостью”

5.

История театра

Беседа – викторина “Театр” (Виды театра: драматический, оперный, театр сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д.; чем они похожи и чем отличаются)


КВН “История русского костюма”

6.

Этикет

КВН “Правила поведения в театре”

        

                

3 ГОД

“КРАСАВИЦА КУБАНЬ”

(музыкальная сказка)

Цели и задачи:

  1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  2. Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность.
  3. Побуждать детей радоваться успехам сверстников, воспитывать коммуникативные качества.
  4. Продолжать обогащать словарь детей словами-терминами (бутафор, рампа, софит, ложа, бельэтаж, партер, фойе, оркестр, дирижер, увертюра).
  5. Поощрять стремление детей использовать музыкальные инструменты в музыкальных сказках.

Методы и приемы обучения:

  • знакомство с работами ставропольского художника П.Гречишкина;
  • рассматривание иллюстраций р.Кубань;
  • конкурс детских стихов посвященных реке Кубань;
  • выставка детских рисунков “Красавица Кубань”;
  • сочинение сказок о р.Кубань.
  • изготовление фотоальбома «Мы жители Ставрополья».

№ п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина

“Как по речке по реке”


Пантомимы:  “Рыбак и рыбки”

                       “К речке быстро мы спустились”


Заучивание стихов методом зарисовки  “Весенние воды” Ф.Тютчев

2.

Сценическая речь

Ритмическая игра “Капли” М.Картушина


Игра «Закончи предложенные стихотворения»


Проговаривание чистоговорки “Сойка”


Игра «Придумай веселый и грустный диалог»


Игра со звуком “Ш” - “Надо, надо мыться”


Игра “Придумай свой конец сказки”

3.

Сценическое движение

Ритмопластика: “Голубая вода”


Креативная гимнастика “Повтори за мной”


Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:  “Волны шипят”, “Ныряние”


Танец – импровизация “Кубань и волны”

3.

Массовая работа

Дидактическая игра “Логическая цепочка”

Подвижная игра “Море волнуется раз”

Ритмический танец “Большая прогулка”

Игра на внимание “Рыбка”

Подвижная игра “День – ночь”

4.

Прикладное искусство

Экскурсия в Детскую художественную школу


Знакомство с художественными произведениями ставропольских художников, скульпторов, резчиков по дереву.

5.

Основы грима

Конкурс юных гримеров “Подводное царство”

6.

Этикет

Беседа “Умеешь ли ты вести себя в общественных местах”

Игра “Отдых на воде”

        

“МУХА-ЦОКОТУХА”

(мюзикл)

Цели и задачи:

  1. Разнообразить театральную деятельность детей; стимулировать эмоционально-положительное восприятие детьми театрализованных игр, создавая зону совместных переживаний;
  2. Продолжать использовать в свободной деятельности детей знакомые виды театра;
  3. Развивать умение отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться) и побуждать детей находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях;
  4. Учить языку чувств; обогащать словарной лексикой, отражающей язык чувств и эмоционального состояния человека. Учить анализировать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением и поступками других детей.

Методы и приемы обучения:

  • прослушивание детской оперы “Муха Цокотуха” Красева;
  • сочинение загадок о насекомых;
  • игра “Буриме” (из придуманных рифм сочинить стихи со смыслом);
  • выставка эскизов костюмов к сказке;
  • составление сюжета сказки из пиктограмм;
  • изготовление персонажей сказки из бросового материала.

 № п/п

Наименование предмета

Методы и приемы обучения

1.

Актерское мастерство

Мимическая гимнастика “Облака” Н.Якимова


Логопедическая гимнастика:

  • “Чашечка” Т.Буденная
  • “Болтушка” М.Картушина


Игра “Расскажи стихи, из сказки используя мимику и жесты”

2.

Сценическая речь

Чистоговорка «Ук-ук-ук – появился вдруг Паук»


Исполнение частушек


Придумать мелодию на стихотворение “На паркете в восемь пар”


Упражнение на развитие артикуляции “Разговор через стекло”

Проговаривание скороговорок:

  • “У осы не усы”
  • “Жужелица не жужжит”

3.

Сценическое движение

Динамическое упражнение “Тараканы прибегали”


Рассказать стихотворение, сопровождая речь движением  “Балалайка” И.Лопухина


Импровизация стихотворения “Кузнечик” А.Апухтин


Придумай и составь схему танца “Бабочек” муз.Грига

3.

Массовая работа

Подвижная игра “Спрячься от паука”


Коммуникативная игра “Фонарик”


Танец-игра “Паучок”

4.

Основы грима

Игра “Нарисуй себе маску насекомого из сказки”

5.

История театра

Экскурсия в библиотеку


Составления кроссворда “Все о театре”

В течение трех лет будет инсценировано 12 сказок:

  • “ТРИ МЕДВЕДЯ” (спектакль)
  • “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (теневой театр)
  • “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (музыкальный спектакль)
  • “СКАЗКА О ХРАБРОМ ЦВЕТОЧКЕ” (спектакль с участием родителей)
  • “КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” (кукольный спектакль)
  • “СНЕГУРОЧКА” А.Островский (спектакль)
  • “ДЮЙМОВОЧКА” (музыкальная сказка)
  • “ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО” (игра-драматизация)
  • “КРАСАВИЦА КУБАНЬ” (музыкальная сказка)
  • “МОРОЗКО” (спектакль)
  • “МУХА-ЦОКОТУХА” (мюзикл)
  • “ГУСИ–ЛЕБЕДИ” (игра-драматизация)

Этапы реализации программы:

1 этап организационный.

Сроки реализации 2010 – 2011 гг.

Организация МДОУ детский сад №6 с.Грачевка

  • Создание нормативно-правовой базы;
  • Создание развивающей среды;
  • Получение и анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • Создание системы взаимосвязи педагогического сообщества с учреждениями ближайшего социума;
  • Повышение квалификации педагогических кадров.

2 этап реализации. 

Срок реализации 2011 – 2012 гг.

Непосредственная работа с одаренными детьми. На этом этапе планируется:

  • Целенаправленная работа с одаренными детьми через курс специальных интегрированных занятий, направленных на развитие творческих способностей (содержание произведения, разбор пьесы по отдельным эпизодам, характеристика отдельных персонажей, разбор театрально-исполнительских средств);
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Работа по накоплению исполнительских навыков и умений. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают. Возникает атмосфера совместного творчества детей и взрослых;
  • Коллективная работа. Работа над выпуском готового спектакля. На завершающем этапе дети сами обдумывают замысел театральной постановки, придумывают варианты театральных костюмов, рисуют эскизы, афиши, пригласительные билеты, декорации и т.д.

3 этап завершающий 

Сроки реализации 2012-2013 гг.

Предусматривает итоговый контроль и анализ реализации программы.

Виды контроля:

  • Промежуточный контроль – после постановки спектаклей;

  • Итоговый контроль – на завершающем этапе в конце 2013г.

На завершающем этапе при анализе реализации программы “Театральные ступеньки” будут выявлены положительные стороны, а также возникшие проблемы и намечены пути на улучшение работы в этом направлении с одаренными детьми.

Методические рекомендации к организации и проведению работы

по программе с одаренными детьми

  • Значимым моментом при работе с одаренными детьми является работа педагогов.
  • Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля…
  • Коллективная работа способствует не только эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

  • Механизм обеспечения программы базируется на рефлексии педагога и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. На каждом занятии–действии, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру, дает возможность активного словотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

Программа “Театральные ступеньки” предусматривает использование следующих методов: 

  • Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
  • Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
  • Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
  • Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.

Критерии оценки педагога:

  • Целесообразность (по его направленности на ребенка, средства деятельности, собственный авторитет)
  • Продуктивность (по результату его работы: высокий уровень исполнительского мастерства детей, воспитанность)
  • Оптимальность в выборе средств и методов работы.
  • Творчество по содержанию его деятельности.

Критерии оценки детей:

  • Обладают особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
  • Одаренные дети с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
  • Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

Одаренные дети – раскованные дети, владеющие запасом движений. У них:

  • исключительно высокая эмоциональная отзывчивость на музыку,
  • хорошая ориентировка в пространстве;
  • Необычно развитое восприятие;
  • Быстрое и прочное запоминание текста;
  • Интенсивное языковое развитие;
  • Обширный словарный запас;
  • Умение самостоятельно сыграть свою роль;
  • Большая сосредоточенность внимания;
  • Стремление открыть и исследовать новое.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению;
  • Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка;
  • Создание информационного банка методического обеспечения работы с одаренными детьми;
  • Создание системы психологического и педагогического сопровождения одаренных детей;
  • Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"

Дошкольный  возраст – один  из  наиболее  ответственных  периодов  в  жизни  каждого  ребёнка. Именно  в  эти  годы  закладываются...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка,  на  развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;  освоение детьми вокально-хоро...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон

Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-  гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...