Практическое занятие с педагогами по решению конфликтов
методическая разработка по теме

Сумарокова Татьяна Николаевна

Практическая разработка содержит практический материал по проведению занятия с педагогическим коллективом по определению стиля поведения в конфликтной ситуации и методы его решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan_po_kfmoe.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Педагогические конфликты и пути их решения».

Цель:

способствовать формированию эмоциональной устойчивости педагогического коллектива.

Задачи:

  1. Создание условий для сплочённости и работоспособности в педагогическом коллективе
  2. Развитие коммуникативных, рефлексивных навыков
  3.  Тактика поведения в конфликтной ситуации
  4. Обучение методам релаксации, саморегуляции

Обоснование и актуальность:

Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Существовали и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.

Время: 1,5 – 2 часа.


  1. Знакомство:

- «Интервью» - в парах методом интервью узнать о соседе как можно больше. Затем через 10 минут нужно всей группе представить своего соседа.

- «Снежный ком» - по кругу передаётся мяч. Каждый получивший его называет своё имя и качество, начинающееся на эту букву (Таня – тактичная).

II. Разминка:

- «Импульс» - каждый участник правой рукой нащупывает пульс соседа справа. Ведущий лёгким нажатием посылает импульс, получивший посылает его соседу, и так по цепочке каждый получает импульс. Темп постепенно увеличивается. Затем предлагается передавать импульс закрытыми глазами.

- «Импульс – жест» - с закрытыми глазами по кругу ведущий посылает соседу какой – либо жест (погладить по голове, руке, хлопнуть по плечу…), тот должен передать это же своему соседу. Таким образом, ведущий должен получить то, что отправил. Если не получилось, делаем ещё раз.

- «В строю» - внимательно посмотрите друг на друга. Закрытыми глазами построиться по росту.

Обратная связь:

- как вы себя чувствовали, выполняя упражнения

- какие возникали трудности при выполнении упражнений

- что было легко

- что понравилось, что не понравилось

III. Основная часть:

Теоретический материал.

- Часто ли с вами случаются конфликты?

               - Как вы выходите из конфликтной ситуации?

Диагностика конфликта используется с целью:  разработки способов воздействия на участников конфликтного                    взаимодействия; прекращения или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию.

Наиболее точно ваш тип решения конфликта можно определить с помощью  теста.

Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

Инструкция. Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто - 3 балла, от случая к случаю -2, редко - 1 балл.

Опросник

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромисс.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов

 Ключ:

А(1, 6,11); В (2,7,12); С (3, 8,13); Д (4, 9,14); Е(5, 10,15).

А –соперничество - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б – сотрудничество - примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

c - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на  компромисс.

д– уступка - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

е – избегание - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Отметив на координатной плоскости исходящие точки, можно  нарисовать график.


Тактика поведения в конфликте:

- соперничество, - сотрудничество, - компромисс, - избегание, - уступка (приспособление).

Конфликт можно решить: конструктивно или деструктивно (конфликт продолжается).

При определении тактики поведения можно увидеть, почему  иногда мы не можем достичь своих целей, чего нам для этого не хватает, как лучше действовать, что это даст нам и «сопернику». (Предлагается ответить участникам группы на эти вопросы).

 Практический материал.

- «А и Б» - в парах договориться, кто будет «А», а кто – «Б». «А» - нужно доказать, привести как можно больше аргументов, что красный цвет лучше, «В» - то же самое про синий цвет.

- «Доказательство» - группа делится на 2 команды. Одной из команд предлагается какой – либо тезис (например, в ДОУ ухудшается физическое и психическое здоровье), они должны его доказывать второй команде, тем временем вторая команда должна опровергнуть его.

Команды придумывают веские аргументы. Затем выбирают того, кто будет защитником (1 от команды). Два защитника из обоих команд садятся спиной к командам, лицом друг к другу и доказывают. Когда аргументы иссякнут защитника можно заменить другим из команды.

После окончания выполнения задания идёт обсуждение в кругу:

- кто как себя чувствовал

- кто на кого давил

- что испытывали при этом

- с кем было легче, труднее и почему

- кто выглядел убедительнее, что ему помогало (неубедительным, что мешало)

- что вы можете взять из этого для себя

IV. Релаксация:

- «Расслабление через напряжение» - сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Поставьте удобно ноги, так, чтобы ступни полностью опирались на пол. Напрягите их. Расслабьте. Напрягите икры. Расслабьте. Напрягите бёдра. Расслабьте. Напрягите живот. Расслабьте. Напрягите грудь. Расслабьте. Напрягите плечи. Расслабьте. Напрягите руки. Расслабьте. Напрягите пальцы. Расслабьте. Напрягите шею. Расслабьте. Напрягите голову. Расслабьте. Зажмурьте сильно глаза и резко откройте. Зажмурьте сильно глаза и медленно откройте. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Ещё раз.

V. Заключительная часть (выводы):

- что понравилось

- что узнали нового

- полезно ли вам было это занятие, чем

Вывод делается совместно путём ответа на вопрос: в каком случае конфликт будет исчерпан быстрее?

  1. убрать лишних, активных участников спора
  2. не расширять площадку спора (не отходить от темы конфликта)

VI. Прощание:

- «Тёплый круг» - все встают в тесный круг и слегка покачиваются в разные стороны, стараясь, чтобы круг не распался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическое занятие с педагогами "Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных)"

практическое занятие можно проводить с воспитателями  для повышения педагогической компетентности по оказанию адресной помощи детям, проявляющих агрессию...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...