Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
учебно-методический материал по теме

Акеньшина Инна Сергеевна

семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologo-ped_osnovyt_word.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Психолого-педагогические основы

взаимодействия детского сада и семьи».

Упражнение  «Кто я?»

Воспитателям  предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Закрыть глаза и постараться представить наиболее запомнившееся лицо. Одному из родителей предлагается описать кого-либо из присутствующих. Остальные определяют, кому принадлежит такая характеристика. После этого упражнения воспитателям, сидящим рядом, предлагается посмотреть друг на друга и сделать комплимент.

Как вы понимаете, что такое работа с родителями? (ответы воспитателей)

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, каждый имеет свои плюсы и минусы. Работа с таблицей – приложение 1

Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что обеспечит эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогической знаний, личностной зрелости и компетентности, будет способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада.

Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Практическая работа. Дать определения понятиям  - сотрудничество, взаимодействие.

 Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

 Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырло, С. А. Лады-вир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Практическая работа приложение 2 Способы эффективной коммуникации ("Я и Ты-сообщения")

Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:

во-первых, положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Упражнение «Я и родители моих воспитанников»

Воспитателям предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения воспитателя с родителями.

Анализ упражнения

  1. Легко или сложно было выполнять упражнение?
  2. Насколько полно удалось отразить характер вашего реального отношения с родителями?
  3. Хотелось бы вам что-то изменить в рисунке и в общении с родителями?

Подведение итогов. Обмен мнениями.

Приложение 1

Недостатки и положительные  стороны общественного и семейного воспитания (схема разработана Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой)

Детский сад

Семья

преимущества

недостатки

преимущества

недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Приложение 2

Способы эффективной коммуникации ("Я и Вы-сообщения")

Поговорим о способах эффективной коммуникации для разрешения проблем в общении.

Как часто бывает в жизни, что мы либо просто не слышим, что говорит нам другой человек, либо раздражаемся на, вроде бы справедливое, замечание, и не желаем выполнять никакие просьбы. И не важно, кто с кем общается: родители с детьми, супруги между собой, партнеры по бизнесу,  просто знакомые или друзья.

А происходит это потому, что подчас мы не знаем законов и правил коммуникации.

Существует две формы обращения к другому человеку: «Вы-сообщение» и «Я-сообщение».

«Вы-сообщение» нарушает коммуникацию, так как вызывает у  человека чувство обиды и горечи, создается впечатление, что другой всегда прав. В «Вы-сообщении» используются слова: ты, тебя, тебе.

Приведу примеры «Вы-сообщения»: «Вы всегда приходите поздно, и опаздываете на зарядку» (человек чувствует обвинение),  «Я сказала вам, не приносите игрушки из дома» ( «наезд», запрет), «Когда вы, наконец, принесете форму для физкультурных занятий?» (обвинение),  «Вы почему так  со мной разговариваете?» (осуждение, угроза), «Когда вы научите Петю  убирать за собой?»  (обвинение). Знакомые фразы? Как часто мы их говорим и удивляемся, почему они остаются, в лучшем случае, без ответа  (ведь мы говорим правду и хотим только хорошего!), а иногда вызывают шквал негодования, возражения, протест, обиду и другие негативные чувства, вместо того, чтобы выполнить нашу просьбу.

А ведь каждое «Вы-сообщение», по-сути,  содержит выпад, критику или просто обвинение человека, и, естественно, вызывает соответствующую реакцию человека: от обиды и защиты себя, до ответных нападок и дерзости.

«Я-сообщение»  является более эффективным способом коммуникации, сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. В «Я-сообщении» используются слова: я, у меня, мне.

На первый взгляд разница между «Я» и «Ты-сообщениями» невелика. Более того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, «Я-сообщения» имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщениями».

Во-первых, оно позволяет вам выразить свои негативные чувства, а не подавлять их.

Во-вторых – мы, как бы, снимаем с себя маску «воспитателя» и становимся самими собой, приближаемся друг к другу.

В-третьих – когда мы искренни и открыты в выражении своих чувств, наш собеседник тоже начинает доверять нам.

И, наконец, высказывая свои чувства без приказа, осуждения и «наезда», мы даем право собеседнику самому принять решение.

 Кроме этого, «Я-сообщение» является более эффективным способом влияния на человека с целью изменения его поведения, которое мы не приемлем, и в то же время сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми.

Модель «Я-сообщение» состоит из трех частей:

 событие (когда...., если...);   ваша реакция (я чувствую...);

 предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел бы...);

В общении можно использовать укороченную форму «Я-сообщения». Например: «Когда я вижу грязную посуду, у меня мурашки бегают по спине».

Главная цель «Я-сообщения» - не заставлять кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Давайте попробуем переделать выше приведенные  «Вы-сообщения» в «Я-сообщения»: «Я очень рада, когда Миша делает вместе с нами зарядку»;  «У нас в группе очень много игрушек, я боюсь,  что Саша может потерять свою игрушку»; «Я уверена, что Даше будет удобнее заниматься физкультурными занятиями в спортивной одежде»; «Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной», «Я думаю, мы вместе должны научить Катю убирать за собой игрушки».

Научиться посылать «Я-сообщения» непросто, вначале могут быть ошибки. И главная из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», мы заканчиваем «Вы-сообщением». Например: «Я  очень рада, когда Вы вовремя приходите в детский сад» Избежать ошибки можно, используя безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.

Начните применять в общении «Я-сообщение» и вы почувствуете, как изменится атмосфера, как потеплеют ваши отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Методическая разработка: "К вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения с семьёй"

В данной методической разработке подробно представлены пути взаимодействия детского сада и семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста....

Статья "Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй". Воспитатель Драчева Л.Е.

Воспитание детей всегда оставалось  одним  из самых  важных,  и старейшим  из всех человеческих дел. В далёком прошлом его считали  самым трудным из занятий и поэтому наз...