проект образовательной программы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы.
статья по теме

Ткачева Светлана Геннадьевна

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 555 БЕЛОГОРЬЕ структурное подразделение д/с Уточкина 6/2

Представление проекта образовательной программы, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального образования.

Подготовила и представила

старший воспитатель

Ткачева С.Г.

Санкт-Петербург

2013


«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Слайд 1

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы об отсутствии единых программ воспитания и обучения, несогласованности в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. 

Слайд 2

Как мы  подходим к решению данной проблемы, поговорим сегодня, исходя из  ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС НОО.

ФГТ – это документ, который на федеральном уровне определяет: содержание и организацию образовательного процесса (чему учить и как учить).

ООП – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Слайд 3

Наша ООП по преемственности строиться на основе следующих принципов:

  • принципа развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной и школьной педагогики);
  • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, учащихся;
  • комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Построение образовательного процесса должно осуществляться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

   Дидактические игры на уроках в 1 классе – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

 Слайд 4

Поговорим об особенностях построения образовательного процесса  в ДОУ.

Основными направлениями  работы по гармоничному развитию воспитанников явл-ся:

  • физическое развитие
  • познавательно-речевое развитие
  • социально-личностное развитие
  • художественно-эстетическое.

Данные направления реализуются через  интеграцию 10 образовательных областей:

  • физическая культура
  • здоровье
  • познание
  • коммуникация
  • чтение художественной литературы
  • социализация
  • безопасность
  • труд
  • художественное творчество
  • музыка

Слайд 5

Хотелось бы выделить три области, которые будут лежать в основе нашей образовательной программы по преемственности ДОУ и начальной школы:

«Познание» - содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Слайд 6

«Коммуникация» - содержание образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 7

«Социализация» - содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Во всех этих областях отрабатываются предпосылки к формированию основных результатов начального образования.

Слайд 8

Планируемые итоговые результаты  описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы ДОУ:

физически развитый,

любознательный, активный.

эмоционально отзывчивый. 

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия

способный решать интеллектуальные и личностные задачи 

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности на следующей ступени развития (н/ш).

Слайд 9

Рассмотрим планируемые качественные результаты (интегративные качества) освоения ООП ДО в соотношении с планируемыми результатами ФГОС НОО.

Согласование ОП ДОУ и ООП НОО в трех областях планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные)

Слайд10

При всем этом образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

Слайд 11

Все вышесказанное пойдет наполнением в ОП преемственности ДОУ и Н.шк,, структура которой будет соответствовать ООП НОО.

Слайд 12

Цель ОП:  Выравнивание  возможностей воспитанников – будущих 1классников

Слайд 13

Задачи ОП

  • Формирование познавательной мотивации
  • Создание условий для соц-ой адаптации, т.е. формирование статуса «Я - ученик»
  • Формирование метапредметных универсальных предпосылок  УД
  • Согласование ОП ДОУ и ООП НОО в трех областях планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные)

Слайд 14

Остановимся на каждом разделе

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

Учебный план  ДОУ реализуется через  УМК комплексной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), которая разработана на основании ФГТ.

Планируемые результаты.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.

Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие

Система мониторинга.

Психологическая диагностика мотивационной готовности к обучению в школе и развитие основных психических процессов.

Педагогическая диагностика уровень освоения воспитанниками ООП ДОУ

Педагогами ДОУ и ОУ создан кодификатор по выявлению уровня  предпосылок учебной деятельности.

Слайд 15

Содержательный раздел

Программа формирования универсальных предпосылок учебной деятельности (формы работы, методы)

Содержание педагогической работы по освоению ОО познание, коммуникация, социализация.

Психолого-педагогическое сопровождение преемственности.

Слайд 16

Организационный раздел

  • Учебный план

     (рабочие программы, комплексно-тематическое планирование)

  • Модель досуговой деятельности
  • Условия реализации программы
  • Нормативно-правовая база
  • Кадровое обеспечение
  • Материально-техническая база
  • Финансирование

Слайд 17

Вашему вниманию был представлен проект ОП по преемственности д/с и начальной школы, который мы будем корректировать и насыщать материалом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект образовательной программы, обеспечивающей преемственность детского сада и начальной школы старший воспитатель Ткачева С.Г . «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Слайд 2

ФГТ к структуре ООП дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет : содержание образовательного процесса для детей дошкольного возраста организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста ЧТО ? КАК ?

Слайд 3

Принцип развивающего образования Принципы научной обоснованности и практической применимости Принцип интеграции образовательных областей Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ИГРА) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса ПРОГРАММА

Слайд 4

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

Слайд 5

Познание Сенсорное развитие Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Слайд 6

Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Слайд 7

Социализация Развитие игровой деятельности Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу

Слайд 8

Планируемые результаты освоение программы (интегративные качества) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками любознательный, активный эмоционально отзывчивый овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности овладевший необходимыми умениями и навыками

Слайд 9

Преемственность планируемых результатов ДОУ и НОО ДОУ НОО овладевший необходимыми умениями и навыками Предметные овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности способный управлять своим поведением овладевший средствами общения Метапредметные характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития Личностные

Слайд 10

Виды детской деятельности : музыкально-художественная игровая коммуникативная трудовая познавательно-исследовательская продуктивная чтение

Слайд 11

Проект ОП преемственности ДОУ и НОО РАЗДЕЛЫ: Целевой Содержательный Организационный

Слайд 12

Цель: Выравнивание возможностей воспитанников – будущих первоклассников

Слайд 13

Задачи: Формирование познавательной мотивации Создание условий для социальной адаптации, т.е. формирование статуса «Я - ученик» Формирование метапредметных универсальных предпосылок УД Согласование ОП ДОУ и ООП НОО в трех областях планируемых результатов (личностные, метапредметные , предметные)

Слайд 14

Целевой раздел Пояснительная записка Цель и задачи Возрастные особенности Выбор УМК Планируемые результаты « Портрет» выпускника детского сада Формирование предпосылок учебной деятельности Система мониторинга Психологическая диагностика (мотивационная готовность, развитие основных психических процессов) Педагогическая диагностика (уровень освоения ООП ДОУ) Кодификатор на основе предпосылок УУД

Слайд 15

Содержательный раздел Формирования универсальных предпосылок УД Содержание педагогической работы по освоению образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ – учащихся 1-х классов

Слайд 16

Организационный раздел Учебный план (рабочие программы, комплексно-тематическое планирование) Модель досуговой деятельности Условия реализации программы Нормативно-правовая база Кадровое обеспечение Материально-техническая база Финансирование

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".

Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного кру...

Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»

Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...

Образовательный проект "Преемственность детского сада и школы.

План проведения мастер-классов для детей старшего дошкольного возраста. К организации и проведению привлекаем детей третьего класса МБОУ СОШ № 26....