"Проблемная семья". Особенности взаимодействия.
консультация по теме

Крошухина Ольга Анатольевна

Консультация для педагогов о работе с семьями, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. В сообщении рассматриваются типы семей и формы работы с ними. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемная семья. Особенности взаимодействия.

У понятия «проблемная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

неблагополучная семья

деструктивная семья

дисфункциональная семья

семьи группы риска

негармоничная семья

В настоящее время в законодательных документах можно встретить такие определения, как:

  • семья, находящаяся в социально-опасном положении
  • семья, находящаяся на ранней стадии семейного неблагополучия (ранее «семья, попавшая в тяжелую жизненную ситуацию»)

Семья, находящаяся в социально опасном положении  - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

А к семьям, находящимся на стадии раннего семейного неблагополучия, относятся семьи с несовершеннолетними детьми, имеющие социальные, бытовые, медицинские, психологические, педагогические, правовые и другие проблемы.


Координацию и контроль за работой с такими семьями осуществляют:

 Управление по социальной и демографической политике Правительства области и Администрации муниципальных районов. А конкретно: уполномоченные органы и координационные советы при Администрациях (это органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Выявление семей с несовершеннолетними детьми, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, осуществляют специалисты учреждений социального обслуживания населения, медицинских и образовательных организаций, сотрудники иных организаций  в ходе исполнения основной служебной деятельности и в ходе специальных рейдов.

Группа неблагополучных семей, как правило, неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия и любая классификация  таких семей может считаться примерной.

Во многих источниках  семьи делят на несколько больших групп:  

  • проблемная семья . Присутствует педагогическая  несостоятельность  родителей, это семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). 
  • Кризисные семьи переживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.)
  • Асоциальная  семья  отличается  алкоголизмом родителей, пренебрежение нуждами детей.  
  • Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома.
  • Крайняя степень семейной дисфункции – это антисоциальная  семья. Семья, где присутствует  противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных и нравственных норм. Взрослые члены семьи  ведут паразитический образ жизни зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Давайте поговорим о том, с какими конкретными проблемами  сталкиваются современные педагоги и  на что нам с вами необходимо обращать внимание.

Я бы хотела сразу отметить, что некоторые проблемы возникли совсем недавно. Их можно считать «открытием» нашего века. Раньше о таком мы не говорили.

1 группа – семьи с алкогольной зависимостью. 

Жизнь такой семьи неупорядочена, непредсказуема. Многое построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативность происходящего, а ребенок не понимает, что происходит вокруг. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания.

 Дети в алкогольной семье, как правило, имеют  низкую самооценку, становятся замкнутыми; испытывают страхи и тревожные предчувствия; разочарования от того, что  родители не выполняют своих обещаний, испытывают оскорбления и унижения и насилие – пьющие родители иногда теряют контроль над своим поведением.  Зачастую, дети в таких семьях предоставлены сами себе.

2 группа – неполные семьи.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми (разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка).

Следует отметить, что в настоящее время появилась такая категория, как функционально неполная семья, где профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.  Но мы такие семьи не выделяем, как неполные!!!

Для неполной семьи характерны : нарушение гармоничного развития ребенка (специалистами установлено, что у ребенка, воспитывающегося в неполной семье страдают математические, пространственные и аналитические способности.  Оказывается, для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

В неполной семье менее четким становится процесс  половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «мужественности» у девочек, в зависимости от того, кто из родителей присутствует в семье); в будущем затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.

Немного статистики. В  период и после развода родителей:

у  37 % детей снижается успеваемость в школе,

у  19%  детей страдает дисциплина дома,

9 %  детей убегают из дома (впервые)

у 6 % возникают конфликты с друзьями.

3 группа – с недавнего времени появилось такое понятие, как  «конфликтные семьи».

Это семьи, где  постоянно сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи. Отсюда  непрекращающаяся неприязнь членов семьи.

Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений    или  тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия.  

Конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение. Ребенок в таких семьях испытывает чувство незащищенности, нестабильности. Травмируется психика детей: идет нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;  капризность, неадекватные эмоциональные реакции; возникает агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей.

Я бы к этой группе отнесла и ригидную, псевдосолидарную  семью. Это семья, где наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания.

3 группа – семья с равнодушным отношением к ребенку.

 Четкого определения таким семьям не дано, но, готовясь к консультации, я встретила  такую характеристику, как «эмоциональная глухость родителей».

Всё больше появляется семей, где родители  не стремятся понять своих детей, построить правильные взаимоотношения, не уделяют внимания детям. Они не имеют навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни.  Большая часть взрослых стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки. Родители всё чаще проявляют поразительную неграмотность в вопросах развития и воспитания своего чада. В некоторых семьях утратились традиционные  нравственные  ориентиры, и семья оказалась не в силах удержать детей от порока.

Мы видим, что здесь прослеживаются  две родительские позиции:

а) устранение от воспитания, б) устранение от общения.


По мнению самих родителей,  воспитывать детей им  мешают: усталость на работе и  неорганизованный быт. Родители пытаются решить  бытовые проблемы и мало занимаются детьми.

А следствие – это многочисленные проблемы детей:

1) чрезвычайно возрос  процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения.

2) нарушены процессы формирования нравственной сферы. Происходит сбой: дети не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в детской среде  царит культ жестокой силы.

3) у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством.

4 группа – семьи с  жестоким  обращением к  ребенку.

Нынешняя реальность такова, что многие дети платят страданиями и даже жизнями за самоутверждение родителей. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, кто «под руку попадется», чаще всего – на детей.  Дети становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей, их насилую родные отцы, отчимы.

Я нашла очень страшную статистику  в журнале «Наши дети» № 3, 2010 год. В рубрике «Поможем нашим детям» рассматривается вопрос детской проституции и приводятся такие данные:

«В настоящее время в Москве занимаются проституцией более 1000 малолетних девочек. Старшие (13-15 лет) находятся возле гостиниц, младшие (12 лет) – у различных казино, 7-8 летние дети никуда не ездят, находятся на квартирах, куда их доставляют сутенеры. Цены на маленьких детей составляют: 7-летняя девочка-цыганка или узбечка – 150 долларов, русская – 300-500 долларов (девственница – 700-800- долларов). Такого же возраста мальчики - проституты стоят ещё дороже. Согласно статистике, каждая третья малолетняя проститутка была изнасилована отцом или отчимом»

Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45-49% российских семей.  А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки, то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

Насилие - это преднамеренное физическое, психологическое и сексуальное действие  с целью нанесения ущерба личности, произведенные против его воли.

Что такое физическое или сексуальное насилие вам  понятно.  А что подразумевает термин «Психологическое насилие»?

Психологическое насилие – это

  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка  любви, нежности, заботы и безопасности;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • похищение ребенка;

Родители  не умеют и не хотят  строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами.

((( Опять немного статистики.  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Рыбинска обнародовала следующие результаты:

11% детей живут в условиях неудовлетверенной потребности в любви.

У  18 %  детей нарушено понимание роли мужчины и женщины в семье

У 64% детей отсутствует собственное жизненное пространство)))

Чаще всего жестокость по отношению к детям проявляется в  алкоголизированных семьях, малообеспеченных семьях, семьях, где есть нежелательный ребенок или дети с хроническими заболеваниями.

                             Листовка

5 группа – семья с опекаемым ребенком

Одной из острых проблем в России является сиротство. В стране около 800 тыс. детей-сирот. И хорошо, что люди берут детей под опеку.

В детских садах сейчас часто стали встречаться «опекунские семьи».

Статистика. Почему люди берут детей под опеку. Основной мотив: "Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей". Таких опекунов около 80%.

Мотив других опекунов: "взяли из сострадания" (17%); "не было своих детей" (10,1%); "мы потеряли собственного ребенка" (5%); "хотели, чтобы детей было больше в семье" (3,9%); "хотели ребенка другого пола" (2%).

Если первые опекуны берут детей, не считаясь ни со своим материальным положением, ни с наличием каких-либо заболеваний у ребенка, то вторые, наоборот, заранее всё просчитывают и взвешивают.

В настоящее время в жизни опекунских семей одна из главных проблем – это  адаптация ребенка  в приемной семье; вторая – материальное обеспечение семьи.

Всё чаще в некоторых опекунских семьях  отмечаются  "неблагополучные

отношения".   Основные причины:  материальный  недостаток,  жилищные

проблемы,   сам опекаемый ребенок  (либо его не приняли родные, либо ребенок конфликтен).

6 групп – семьи, где родитель (и) страдают социально значимой болезнью (наркомания, нервно-психическое заболевание)

Проблемы, связанные с наркоманией, у нас сродни с проблемами алкоголизма. А вот  родители, страдающие психическими заболеваниями и пути работы с ними – это для нас вновь открывшаяся проблема.  

На недавнем совещании в КДН говорилось о том, что в ДОУ стали появляться  семьи с родителями, покончившими жизнь самоубийством.

Причины суицида можно искать в психологических и социальных сферах человека (развод, потеря работы и т.д.) Но  большинство экспертов предполагает, что это скорее повод,  чем причина.

А причина – это депрессия, которая часто не диагностируется и не лечится. Лица, склонные к суициду имеют некоторую патологию личности, которая не позволяет им полноценно справляться с жизненными проблемами.

Ученые установили: дети, чьи родители покончили с собой, в три раза больше склонны к суициду, чем дети, имеющие родителей.

Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира становится эта семья,  тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь, особенно в условиях образовательного учреждения.

К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей работать с такими семьями.
Задача осложняется еще и тем, что родители из неблагополучных семей с неохотой  вступают в контакт со специалистами ОУ или демонстрируют открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.

К тому же,  специалисты из разных учреждений, работающие с семьей, так и не становятся единой КОМАНДОЙ (не могут общими усилиями  провести анализ, четко и правильно поставить цели и задачи работы, определить ресурсы, привлечь необходимых помощников, скоординировать усилия, проконтролировать выполнение, оценить результаты, скорректировать программу).

Как строить работу с неблагополучной семьей в ДОУ?

Предлагается следующий примерный алгоритм действий:

  •  подготовительный этап – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье;
  • установление контакта специалистов с членами семьи;
  • совместно со специалистами выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
  • постановка целей и задач, определение плана взаимодействия: т.е.  содержания помощи и поддержки со стороны ДОУ, согласование плана со специальными службами,  стимулирование родителей к самопомощи. Хочу отметить: коррекционную помощь семье оказывают только  специальные службы;
  • реализация намеченного плана, просветительская работа (повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье),  привлечение специалистов, координация работы с другими службами.

Из алгоритма ясно, что ДОУ занимается первичной профилактикой, т.е.: выявление, диагностирование, консультирование семей, передача информации в специальные органы, профилактическая работа с семьей (с детьми и родителями).

Помните, наш главный метод помощи неблагополучным семьям  –  сопровождение.

Принципы работы с социально неблагополучными семьями:

         презумпция невиновности.

         индивидуально-дифференцированный подход, конкректная адресная помощь.

         систематичность и последовательность. Специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода посещения ребенком детского сада.

         доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семьи воспитанника.

         ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

         адекватное  использование различных методов в работе с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...

Особенности взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника

В данной статье представлены различные формы продуктивного взаимодействия дошкольного образовательно учреждения с семьей воспитанников...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Методический материал с учетом ФГОС по всем образовательным областям...

Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход...

Единственный ребенок в семье. Особенности взаимодействия сиблингов.

Единственный ребёнок в семье. Особенности взаимодействия сиблинговПо мнению А Адлера порядок рождения- основная причина возникновения установок, определяющих в дальнейшем стиль жизни человека. Он утве...