Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме

Соболевская  Наталья Валентиновна

В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нетрадиционной форме  для активизации мыслительной деятельности педагогов их поисковой деятельности.

Цель - повысить компетентность педагогов вовпросах формированияи и воспитания кулльтуры поведения детей дошкольного возрста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема : «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

Цель -повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования  культуры поведения дошкольников

Повестка дня:

1.Информация о присутствующих и отсутствующих. Информация о выполнении решений предыдущего заседания.

О повестке.

2.Вступительное слово  по теме:«Нравственное совершенство - цель воспитания».

3. «Мозговой штурм» по теме.

4. Игра «Оцени ситуацию»

5. Краткий отчет педагогов« Организация проектной деятельности по этикету в группе»

Ход педагогического совета.

1.Информация о повестке.

2.Вступительное слово:

«…Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал Сухомлинский В.А. – Её всестороннее развитие, нравственное совершенство  и есть  цель воспитания».

Детство – важнейший период  этой самой «человеческой»  жизни.  Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира  зависит,  каким человеком станет сегодняшний малыш.

В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.

Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!

Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте.

Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым,  не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе,  человека.

Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.

Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.

И поэтому на сегодняшнем заседании педагогического совета мы должны найти ответы  на следующие вопросы: «Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду?», «Где в режиме дня можно использовать методы и приемы по обучению детей этике взаимоотношений?» «Когда уровень владения методическими приемами по обучению детей этикету переходит в качество?»

Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования  культуры поведения ребенка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению к взрослым и сверстникам - это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе -- чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.

     Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

«Мозговой штурм» по теме.

Ведущий: Приглашаю поиграть:                                         

                    На вопросы отвечать,                                          

                   Что-то вспомнить, повторить                                    

                   По душам поговорить!

1. С какого возраста необходимо прививать нравственность ребенку? (Воспитание нравственности начинается с колыбели.  Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружелюбного  отношения  к миру).

2.Что требует особого внимания в обучении детей этикету со стороны родителей?(личный пример)

3..Что способствует образованию у ребенка твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения?  (Правила)

4. Назовите правила,  с которыми дети вашей группы хорошо знакомы.

5. Какие  основные способы педагогического воздействия на детей?

а.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

б. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

в. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

г. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

дНаказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

е. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

ё. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

ж. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

з. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить. [21]

5.Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?                       ( раскройте их значение)

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

6.Что такое - навык?( автоматизированное действие)

7. Что такое - привычка? (потребность поступать определённым образом).

4. Ведущий: предлагает игру « Оцени ситуацию».

зачитывает ситуации, воспитатели определяют какие чувства вызывает данная ситуация у ребёнка, какие качества характера может формировать.

1.Взрослый: « Такой большой, а не умеешь!»

( Снижает самооценку ребёнка, вызывает чувство неуверенности в себе).

2.Взрослый: «Ходишь, как медведь!»

(Учит обзываться, вызывает чувство обиды, комплекс неполноценности.)

3.Взрослый: « ты ешь, как поросёнок!»

( Учит других обзываться, другие смеются - чувство унижения).

4.Взрослый: « Я сейчас выйду, а Костя мне потом всё расскажет».

(Чувство страха перед наказанием, учит ябедничать, как поступить по- другому?).

5.  « Ребёнок баловался – упал, плачет». Взрослый: « Ну что, добаловался?»

 ( Дети молчат, воспитание равнодушия, у ребёнка  чувство обиды, неприязни).

6. Дети дерутся. Взрослый: « Всё, сели оба!»

(Несправедливое наказание, чувство обиды, Неприязнь).

 

Вывод: В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания.

Ведущий: мы дали ответы на заданные вопросы,  остановимся и еще раз вспомним методы формирования культуры поведения на  разных возрастных этапах развития дошкольника  из опыта вашей работы…

(педагогам предлагается представить свой опыт работы)

5. .Краткий отчет: «Организация проектной деятельности по этикету в группе».

Проект решения:

·        Отметить работу воспитателей групп по проведению проектной деятельности «Недели вежливости».

·        Систематически, во всех видах детской деятельности, планировать упражнения, влияющие на нравственные проявления, суждения, отношения  детей к окружающим его людям.

·        Изготовить памятки для родителей «Правила хорошего тона в семье».

·        Постоянно знакомить родителей, привлекать к сотрудничеству по  формированию навыков культурного, этически грамотного поведения. Тему недели, виды деятельности детей по теме вывешивать для ознакомления родителей.



Подписи к слайдам:

Проектная деятельность:
«Путешествие в страну этикета»
Цель- повысить компетентность педагогов в вопросах воспитания и формирования культуры поведения дошкольников
Актуальность:
Сегодняшние дети не всегда ценят , уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома.
Иногда откровенно грубы.
Порой нет в них сердечности, доброты.
Оцени ситуацию
Педагогический совет на тему:
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Мозговой штурм
Основной принцип формирования культуры поведения у дошкольника, воспитание его в коллективе и через коллектив сверстников
Совместно и дружно играть и трудиться
Проявлять сочувствие друг к другу
Проявлять ответственность за участие в общем деле
Оказывать взаимопомощь
Быть дисциплинированным
Что способствует формированию этических норм и правил в детском саду?
Где в режиме дня можно использовать методы и приемы по обучению детей этике взаимоотношений?
Основные вопросы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...

Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».

Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

Консультация для педагогов "Педагогические методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Задачи, которые встают перед педагогом при формировании культуры поведенияСодержание культуры поведенияУсловия воспитания культуры поведенияОсобенности восприятия правил поведения детьми на разных воз...