Деловая игра для педагогов "Учимся сотрудничать"
методическая разработка по теме

Деловая игра  предназначена для развития коммуникативных компетенций педагогов детского сада, адаптации в новом коллективе, к новым требованиями условиям работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igrv_uchimsya_vzaimodeystvovat.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 1

«Страна Детства»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

С ПЕДАГОГАМИ

«УЧИМСЯ

СОТРУДНИЧАТЬ»

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ВОРОНЦОВА   ЕЛЕНА    МИХАЙЛОВНА

2013г.


Цель: организовать профессиональное взаимодействия педагогов, направленное на повышение профессионально-личностного статуса.

Задачи:

  • определить возможности и преимущества коллективной работы над
    другими видами работ;
  • приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества с
    коллегами;
  • развить позитивное самопознание;
  • научиться ценить свою и чужую индивидуальность.

Оборудование: столы и стулья для организации мини-групп, бумага для рисования, цветные карандаши для каждого члена группы, листы ватмана, маркеры или фломастеры, бумага для записей, ручки, мольберт.

Участники игры: педагоги МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»

В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими людьми на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться? Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества. Часто даже хобби и увлечения подразумевают соревновательность и соперничество. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер.

Соперничество делает нас психологически закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.

Сегодняшняя наша встреча направленна специально на то, чтобы помочь нам приобрести практические навыки взаимодействия с коллегами и по возможности заменить соревновательный принцип принципом сотрудничества.

Упражнения, которые мы с Вами будем сегодня делать, помогут нам научиться работать в команде, развить позитивное самопознание, научиться ценить свою и чужую индивидуальность - то есть сформировать те качества, которые позволяют совместно решать сложные многоступенчатые задачи, поможет каждому почувствовать себя более уверенными и более компетентными при взаимодействии и сотрудничестве с другими педагогами.

Разминка

Игра «Пчелы и мыши»

Все участники делятся на две группы. Одна команда - пчелы, другая -мыши. Каждая группа выбирает своего короля.

Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их позовут. В это время ведущий прячет два предмета, которые должны разыскать короли. Король пчел должен найти «мед», король мышей должен отыскать «сыр». Пчелы и мыши должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть их жужжание.

А мыши должны помогать своему королю писком: пи-пи-пи-пи-пи        

Чем ближе мышиный король приближается к сыру, тем громче должно быть шипение. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы для обсуждения:

  • Как Вы чувствовали себя в роли короля пчел (.мышей)?
  • Ваши группы хорошо Вам помогали?
  • Вы остались довольны своими подданными?
  • Пчелы, как Вы взаимодействовали друг с другом?
  • Мыши, как Вы взаимодействовали друг с другом?

•        Как Вы считаете, «сыр» и «мед» искать было одинаково легко?

Основная часть

Человек — это социальное существо. Жить полноценной жизнью мы можем только тогда, когда у нас есть чувство принадлежности , принадлежности своей семье, своим друзьям, коллективу, в котором мы работаем. Для ощущения счастья совершенно необходимо плодотворно сотрудничать с другими. У человека есть внутренняя потребность создавать, потребность развиваться и потребность вносить вклад в развитие общества.

Сотрудничеством называется форма социального взаимодействия между людьми проявляющаяся в подражании, общении, кооперации и являющаяся источником психического развития.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде и «работать на результат». Если будет команда, то не будет текучести кадров в администрации, а это положительно скажется на деятельности всего коллектива.

Шесть ключевых принципов организации командной формы работ:

  1. Принцип коллективного исполнения работы      каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не пытается один сделать весь фронт работ.
  2. Принцип коллективной ответственности - вся команда теряет в доверии, стимулировании,    в    общественном    признании,    если    задание    не выполнено по вине любого из членов команды.
  3. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.
  4. Принцип    автономного    самоуправления    команды управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем.
  1. Принцип   повышенной   исполнительской   дисциплины,   добровольно принимаемый каждым членом команды.
  2. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в ее состав может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности

Члены команды должны быть единомышленниками по трем ключевым моментам взаимодействия:

  1. Активная    позиция    и    высокий    уровень    личной    инициативы    и ответственности;
  2. Профессионализм;
  3. Коммуникативная культура.

•   Приведите примеры профессионального сотрудничества, которые Вам знакомы?

Современное общество представляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса.

Весь процесс воспитания можно охарактеризовать как взаимодействие его участников. Не только воспитатель воздействует на воспитуемых, но и они воздействуют на воспитателя. Совместная деятельность педагога и ребенка включает в себя ряд специфических процессов и факторов, важнейшим из которых является сотрудничество - взаимодействие.

Сотрудничество - поскольку оно принимает разделение функций оказывает существенное влияние на специализацию способностей разных участников. При успешном сотрудничестве каждый должен доверять друг другу, полагаться друг на друга при выполнении совместных действий, когда оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей. Основные фазы модели организации практического сотрудничества

  • фаза формирования - установка цели, общение, согласованность
  • фаза планирования - планирование, договор, деятельность
  • фаза выполнения - начало выбора начального содержания

В фазах участники решают определенные задачи.

Педагогическая деятельность всегда ориентирована на конечный результат, который проявлялся в знаниях, умениях, навыках.

-        Приведите примеры педагогического сотрудничества, которые Вам знакомы?

Педагогическое сотрудничество - это процесс общения, взаимодействия, обучения, взаимовлияния нескольких личностей. Эффективность педагогического сотрудничества зависит, с одной стороны, от степени готовности к нему ребенка, с другой стороны - от подготовленности педагога.

Педагог при этом является несомненным лидером, а значит, к его личности предъявляются особые требования: хорошие организаторские способности, педагогический такт, эмоциональность, открытость в общении, чувство юмора и т.п. Но, прежде всего, педагог должен сам ощущать себя личностью, знать свои сильные и слабые стороны, умело использовать сильные и стремится к самовоспитанию.

«Самоценность - это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым «сосудом» внутри нас, который более или менее «наполнен» или «опустошен». В те минуты, когда у нас все получается, благодаря нашим усилиям удалось какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям, и не сомневаемся в разумности мира, мы верим в себя и в людей, мы не умом, а сердцем верим в это. Это состояние высокой самоценности».

Поэтому следующее наше упражнение направлено на осознание своей личности, формирование состояния самоценности (самоуважения) собственной личности.

Упражнение «Автопортрет»

Цель: Осознание своих внутренних состояний, противоречий.

Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, посмотреть вглубь себя, ощутить свое состояние, настроение, эмоции, почувствовать свою личность. Ответьте себе на вопрос: «Какой я?»

Затем на листе бумаги изобразите свой «автопортрет» с помощью символов.

Автопортреты выкладываются на столе.

Посмотрите внимательно друг на друга. Попробуйте определить, кому из присутствующих нужна ваша поддержка. Нарисуйте и подарите ему то, что вы ему пожелали. Это будет его ресурс.

Обсуждение:

  • Что вы хотели изобразить своим автопортретом?
  • Что подарили вам окружающие7
  • Принимаете ли вы их понимание вашей личности? С чем вы не согласны?
  • Можете обменяться мнениями по поводу «портретов» и «ресурсов».
  • Может, вы хотите что-то спросить у человека, подарившего вам ваш «ресурс»?
  • Поблагодарите друг друга за проделанную работу.

А теперь для резюмирования информации и представления её в нескольких словах мы воспользуемся синквейном.

Упражнение «Синквейн - Сотрудничество»

Цель: Способность резюмировать информацию, важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Этапы игры:

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании существуют определенные правила.

Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн - это литературное произведение , состоящее из 5 строк:

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1        строчка        одно   слово   -   название   стихотворения,   тема,   обычно существительное.

  1. строчка -- два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
  1. строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

  1. строчка      четыре слова      предложение.  Фраза, которая  показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
  2. строчка — одно слово — ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Упражнение выполняется всеми присутствующими, синквейн составляется группой педагогов.

Время выполнения 5 минут. Готовые синквейны зачитываются в слух.

Теперь я предлагаю Вам выполнить коллективное творческое задание -разработать эскиз новогоднего оформления музыкального зала и центрального фойе детского сада. Выбор темы, распределение обязанностей, изготовление атрибутов должно исходить от самих педагогов.

Задача ведущего - фиксировать ход выполнения задания и время от времени направлять работу группы. На данную работу отводится примерно 15 минут. После этого каждая группа должна защитить свой проект оформления помещения.

Далее ведущий сообщает о результатах своих наблюдений - какие позиции во взаимодействии были обнаружены, какова была атмосфера в группе, отмечает также отдельные реакции сотрудников на то или иное действие со стороны коллег.

Ведущий подводит участников группы к выводу о том, что не все могут быть «двигателями» идей, но, работая вместе, слаженно, мы можем добиться больших результатов, чем поодиночке. Ведь не зря в русском языке существует поговорка: «Одна голова - хорошо, а две головы - лучше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...