«Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» Опыт работы структурного подразделения детского сада «Теремок» ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
статья на тему

Головина Наталия Валерьевна

Опыт работы структурного подразделения детского сада "Теремок"  ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_golovina_n.v.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»

Опыт работы структурного подразделения детского сада «Теремок»

ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

Головина, Наталия, Валерьевна

с.Девлезеркино Челно-Вершинского района Самарской области,

 структурное подразделение детский сад «Теремок»

 ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением нашей работы в структурном подразделении является экологическое воспитание. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Нашей целью является - развитие осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребенка. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Мы  делаем воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит   одухотворение бытия.    Начали работу в этом  направлении  с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

   Формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы..

Осуществляем эту задачу, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок  познает  окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.  Своими усилиями создали экологическую комнату, которая разбита на ряд зон:  мини – лабораторию -  приобрели необходимое оборудование: микроскоп, лупы, колбы, мензурки и т.д. , мини-музей, экспонаты которого собраны педагогами, родителями, и своими руками. Он разбит на две зоны: быт и уголок природы. В уголке природа нашего края      ( которой еще создается) пополняется фотографиями, картинами, рисунками на которых представлен растительный и животный мир нашей местности.

В каждой группе создали живые  уголки природы  с  их обитателями, календари природы , отображающие характерные признаки сезона, где дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года.

     Правильное представление о природе, полученное в детстве,  создает прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитание любви и бережного отношения к ней. Дети проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – направлять этот интерес,  учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных. Воспитывать нетерпимость к бессмысленной порче растений  и уничтожению животных.

      В своей работе мы используем следующие программы, технологии и пособия:

- В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу» (экологическое образование в детском саду).

- Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» (экология для малышей)

- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

- Л.М.Потапова «Детям о природе. Экология в играх для детей»

- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

- Программы:  С.Н.Николаева «Юный эколог»

- Статьи в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

- С детьми – экологическое воспитание должно осуществляться на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

- С родителями –желание родителей принять участие  в реализации задач опыта совместно с педагогами детского сада и использования опыта семейного воспитания.

   Практическое осуществление опыта начинается с выявления уровня знаний детей, степени их заинтересованности и сформированности у них начал экологической культуры.

 Для организации работы разработали перспективный план(Приложение 1), который предусматривает работу с детьми по овладению ими знаниями, умениями, навыками.

Осуществляется интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию. В своей работе мы использовали нетрадиционную форму в сочетании с фронтальным, подгрупповым и индивидуальным способом организации детей. Систематически проводим экскурсии в парк, на игровую площадку, которая создана жителями села. Стало уже традицией проводить «Дни здоровья» по сезонам,  ежемесячно в течение одной недели наблюдаем за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы. Участвуем в подкормке зимующих птиц и наблюдений за ними. Проводится совместная деятельность  воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Старшая группа работает над проектом времена года , который делится на мини-проекты: «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна – красна», «Здравствуй лето!».

Процесс экологического воспитания органично сочетается с игровой деятельностью детей: на занятиях используются разнообразные дидактические игры (Приложение 2), стимулирующие познавательные интересы дошкольников.

   Экологизированная  предметно – развивающая среда позволяет совершенствовать  полученные знания в практической деятельности.

   Чтобы работа по месяцам осуществлялась взаимосвязано, нами используются

Разнообразные формы работы с детьми:

- Организованная деятельность детей (занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, лепка, рисование), которая строиться на осознанном отборе методов ознакомления детей с природой, прежде всего, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

- Через осуществление деятельного подхода в экологическом воспитании детей, т.е. выборе самими детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, эмоции, знания об увиденном и услышанном (творческая игра, изодеятельность).

5.

- Через привлечение детей к участию в экологических праздников, дающих возможность окунуться в атмосферу общей радости. Познакомиться с песнями, стихами о природе.

- Через создания развивающей среды в группе, которая способствует развитию личности ребенка и приобщение его к экологической культуре.

   Наработан практический материал комплексных занятий, развивающих игр по ознакомлению детей с природой, нетрадиционные формы организации работы с детьми и родителями.

  Использование данного материала помогает каждому ребенку с детства приобщаться к природе родного края: великолепию цветов, своеобразному пению птиц, восхищению могучими деревьями и хрупкими травинками, разнообразному животному миру, неповторимой красоте русской зимы и т.д.

   Работа ведется не только с детьми , но и с родителями, регулярно проводятся совместные мероприятия - дни открытых дверей , привлекаем  родителей к работе над проектом, где они охотно приняли участия создавая поделки из природного материала.

В процессе слаженной работы педагогического коллектива дети с удовольствием играют в экологические игры, слушают стихи, разучивают песни, у них формируется способность сопереживать живым существам, меняется отношение детей к природе – они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. Мы очень надеемся, что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что  им с большой любовью привили в детском саду.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

Перспективный план работы

по экологическому воспитанию и

образованию детей средней группы

Сентябрь

Диагностика экологических знаний.

  1. Как все живое растет?

Посадка фасоли.

  1. Учитесь жалеть и беречь.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушка», «Жалейкин и дятел», отрывка из поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

  1. Прогулка «Травушка – муравушка».

Д/игра «Найди такую же». Слушание сказки из книги М.А.Кузнецовой, А.С. Резниковой «Сказание о лекарственных растениях».

  1. Яблоко от яблони недалеко падает.

Д/игра «Узнай по вкусу, что лежит в волшебном мешочке».

Октябрь

  1. Прогулка. Рябина и рябинка – это один вид растений.
  2. Осень золотая. Чтение стихов, народных пословиц и поговорок об осени.
  3. Интегрированное занятие «Осенний листок»

Лепка листика рябины.

  1. Месячник «Птицы – наши друзья».

Ноябрь

  1. Колобок удивляется (подготовка диких зверей к зиме)

Игра «Вокруг себя обернись и в зверя лесного превратись».                      

  1. На бабушкином дворе.

Д/игра «Кто чем питается»

Д/игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает»

  1. Кошка и собака – наши милые друзья.

Игра «Хорошо – плохо».

  1. На птичьем дворе.

Д/игра «Кто как кричит?»

Слушание рассказа Е.Чарушина

«Утка с утятами», Ю.Дмитриева                                                              

«Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята».

Декабрь

  1. Беседа «Как живут растения зимой»
  2. Как узнать растение (дерево, куст, траву)

Д/игра «Третий лишний»

  1. Путешествие в царство комнатных растений. Д/игра «Какого растения не стало?»
  2. Трудовое занятие «Способы ухода  за комнатными растениями».

Январь

  1. Зима полна серебра.

Чтение рассказа К,Д,Ушинского «Проказы старухи – зимы»

  1. Снеговичок. Д/игра «Собери фигурки».
  2. Красная Шапочка рассказывает о птицах.

Игра «Птичка – невеличка»                                                

  1. Прогулка. Наблюдение за воробьем и синицей.                                 

Д/игра «Я опишу, вы отгадайте».

Февраль

21.Вода – помощница. Опыты с водой, снегом.

22. Знакомство с рыбкой.

     Д/игра «Рыба, птица, зверь».

23. В гостях у рыбки. Наблюдение за рыбкой.

     Игра «Хорошо – плохо».

24. Трудовое занятие «Уход за рыбкой».

Март

25. Овощи и фрукты. Встреча с Вини – Пухом.

26. Посадка лука в уголке природы.

27. Незнайка пришел в гости.

     Лепка «Овощи и фрукты для друзей Незнайки».                                            16

28. Весна – красна.

     Чтение рассказа Г.Скребицкого  «Четыре художника».

                                                   

                                                     

Апрель

29. Удивительный лес.

     Д/игра «Кто живет в лесу?»

30. Жизнь диких зверей весной.

     Д/игра «Назови детенышей»

31. Нелюбимые животные.

     Чтение стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете»

32. Развлечение. Экологическое кафе «Медуница»

Май

33. Прогулка. Кто такие насекомые?

    Чтение стихов о насекомых.

34. Таинственный мир насекомых.

    Чтение сказки В,Бианки «Как муравьишка домой спешил»

35. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

    Д/игра «Когда это бывает?»

36. Земля – наш общий дом.

     Диагностика экологических знаний.

Приложение 2

Экология в играх

Дидактическое упражнение

«Третий лишний»

На карточках изображены два насекомых и одна птичка, две рыбки и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.

Дидактическое упражнение

«Что изменилось»

Вариант I. На столе 3-4 карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из них и спрашивает:

«Что изменилось»

Вариант II.  На столе выкладываются 5-6 картинок  и не убираются, а  меняются  местами. Вопрос тот же.

 Словарная игра «Повторяй друг за другом»

Играющий называет любое слово (рыбу, птицу и др.) Например: окунь. Второй повторяет названное и добавляет свое (окунь, щука ….) тот кто ошибется, выбывает из игры.

Словарное упражнение «Когда это бывает»

Цель: Уточнить и углубить знания детей о времени года.

Ход упражнения. Взрослый называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель:  Закреплять  умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характер, признаки.

Игровые действия. Ребенок достает из мешочка фрукт.  Обследует его, называет (можно использовать муляжи, активизируя память детей)

Упражнения 1. Через некоторое время определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка .

  1. Взрослый перечисляет  признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. Например. Овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердое (свекла)                                                        Словарное упражнение

«Кто знает, пусть продолжает».

Вариант I.  Взрослый называет обобщающее слово, а дети – слова, отоносящиеся к данному значению

- Насекомые – это … (дети…муха…комар….)

- Рыбы – это (дети …карась,…..щука, сом, …)

Вариант II. Взрослый называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово.

- Муха, комар – это … (дети: «насекомые)

- Грач, снегирь, ворона – это…(дети: «птицы»)

- Яблоко, груша, апельсин –это (дети: «фрукты»)

И т.д.

Игра «Беги в дом, какой назову»

Цель: Найди предмет по назначению.

Игровое действие. Бег с увертыванием к определенному предмету.

Игровое правило.  Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры.

Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного взрослым дерева, например, около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим. При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняется.

Игра «Найди пару»

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Задание. «Найти предмет по сходству»

Игровое действие. Поиски похожего предмета.

Правила. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование. Листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей.

Ход игры.

Взрослый раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». После этих слов дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. После слов «1,2,3, - пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.

Игровое упражнение «Раньше – позже»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход упражнения

Задание 1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (4 картинки)

Задание2.  к рассмотрению предлагается 4 картинки с изображением четырех стадий луковицы. «Покажите луковицы (картинки), на которых лук посажен раньше (позже ) других.            

       




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

Выписка Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» МКДОУ Д

Выписка  Административного регламента предоставлениямуниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную...

Перечень показателей и материалов образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

Численность педагогических работников, являющихся лауреатами и победителями регионального этапа очных конкурсов профессионального мастерства, смотров, фестивалей, проводимых органами законодательной и...

Перечень показателей и материалов образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

Численность педагогических работников, являющихся лауреатами и победителями регионального этапа очных конкурсов профессионального мастерства, смотров, фестивалей, проводимых органами законодательной и...