«Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
статья на тему

Из опыта работы ОУ Красноармейского муниципального района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_preemstvennosti_dou_i_nosh_po_fgos.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Сотрудничество образовательных организаций   по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»

 (из опыта работы ОУ Красноармейского муниципального района)

подготовила Антонюк Елена Александровна,  методист  МБУ КМЦ системы образования Красноармейского муниципального района

Тема дошкольного образования очень актуальна и важна сегодня. В Российской Федерации законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и должно быть общедоступным и бесплатным. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье создана сеть дошкольных образовательных учреждений. 

Дошкольное образовательное учреждение - это образовательная организация, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. Плата с родителей взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа реализуется бесплатно. В период дошкольного детства ребенок   овладевает  умением жить в мире с самим собой, получает через игру навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия и учится учиться.  У него формируются основные качества личности и ключевые социальные навыки - толерантность, политкультурность, приверженность демократическим ценностям, основы безопасности и здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей дошкольного образования является формирование самоидентификации ребенка в окружающем мире: семья, малая Родина, родная страна.

Преемственность  ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Кто же обеспечивает реализацию права на образование? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. В отличие от школ детские сады до сегодняшнего дня работали без всяких стандартов? Зачем этот стандарт вводится?  Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен,  хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. Раньше действовали федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей -  требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество. Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка.  В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект и помешает гармоничному развитию.  В детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу у нас в районе давно работают многие воспитатели. Теперь же принят единый документ, который обязывает распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Стандарт учитывает: самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем. Обозначенные перспективы нацелили нас на создание Программы преемственности ДОУ и НОШ в условиях реализации ФГОС, которая позволила бы найти  точки соприкосновения ДОУ и школы. Наша Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам. Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены  в следующих направлениях:

1.Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2.Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

3.Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

        Преамбула Программы излагает цели и задачи, основания, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для её разработки:

-актуальность проблемы преемственности;

-важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу;

-подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем;

-значение преемственности между детским садом и школой.

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Кроме того, в Программе раскрываются  принципы отбора содержания непрерывного образования  детей от дошкольной ступени до начальной школы: принцип развития, принцип гуманитаризации, принцип целостности, принцип культуросообразности и принцип содержания образования.

Единый структурно-организационный подход Программы заключается в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно - содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам:

Единый психолого-педагогический  методологический подход:

ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»,

опору на зону актуального развития и ориентация на зону  ближнего  развития ребенка; понятия об универсальных учебных действиях; ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей.

Принцип организации инклюзивного образования:

минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей –инвалидов, разработка адаптированных  образовательных программ.

Направленность основных образовательных Программ ДО и НОО:

формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуального развитие детей, процесс успешной социализации ребенка,

развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования,

сохранение и укрепление здоровья детей. Соблюдение требований к условиям реализации Программы сформирует у ребенка к моменту завершения уровня ДО показателей, указанных в целевых ориентирах (формирование предпосылок к учебной деятельности). А целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО. Рассмотрим преемственность результатов ДО И НОО от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям.

Целевые ориентиры:

инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры;

уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства;

способен к фантазии, воображению и творчеству;

любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям;

способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умениях в различных сферах деятельности. Это личностные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать чувства  и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов;

хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и  желания. Это коммуникативные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

способен к воплощению различных замыслов;

умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

контролирует свои достижения и управляет ими;

способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело;

следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены. Это регулятивные универсальные учебные действия.

Целевые ориентиры ДО:

склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями  о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;

знаком с книжной культурой и детской литературой;

обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, истории; имеет предпосылки грамотности. Это  познавательные универсальные действия.

Как видно, в преемственности дошкольного образования и начального образования в условиях ФГОС много общего. На  примере опыта  преемственности ДОУ и СОШ Красноармейского района хочется отметить главную составляющую: совместная работа учителей и  воспитателей; встречи воспитателей ДОУ с учителями школы по результатам тестирования первоклассников; открытые показы образовательной деятельности в подготовительных к школе группах для учителей школы. Семинары, к примеру «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС» прошел в октябре этого года, у участников было много вопрос друг другу даже после окончания дискуссий.         Такие семинары  очень востребованы среди наших учителей и воспитателей. Но и другие формы взаимодействия дают положительные результаты (в качестве примера плановой работы по данному направлению предлагаю «План  работы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска и  МБОУ СОШ №3 г. Красноармейска по преемственности на 2014 – 2015 учебный  год).

         Формы осуществления преемственности:

 1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3.Сотрудничество с родителями:

совместные родительские собрания (ДОУ - школа); круглые столы, дискуссии, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; педагогические консультации; Дни открытых дверей; совместные творческие мастерские; разнообразные виды опросников (анкетирование, тестирование) родителей по изучению самочувствия семьи на момент подготовки ребенка к переходу в школу и в период адаптации к ней; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные досуги,  тематические вечера(посиделки); визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); работа родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).  

Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду или проблемному в социализации, к разному, но ожидаемому.Какие же права и обязанности имеют участники образовательного процесса? Кто главный участник процесса образования? Какие права применимы к нашим воспитанникам? Кто, прежде всего, несет ответственность за обучение и воспитание детей? Существует много вопросов, на которые уже найдены ответы. И возникает необходимость упорядочить все проблемные моменты: в годовой план на текущий учебный год надо включить задачу по изучению педагогическим коллективом требований к реализации уровней образования, и необходимо привлечь родителей детей 4-го года жизни. Они уже попадают под первый уровень образования. Необходимо разработать план мероприятий по проведению работы с педагогическими коллективами и родителями, связанными с переходом на 1 уровень образования включить в план мероприятия со школой по обмену опытом реализации уровней образования, разработать документацию по взаимодействию с родителями по реализации 1 уровня образования. Выявить родителей-юристов и привлечь их к разъяснительной работе, связанной с переходом на 1 уровень образования.

Как мы можем привлечь родителей к образованию детей?

Пример привлечения родителей

Педагогу важна социально равная позиция по отношению к родителям.

-Изучение опыта родителей по чтению художественной литературы в семье (выставка книг, которые читают ребенку дома).

-Распространение опыта тех родителей, которые систематически читают детям. Опыт других родителей является для остальных наиболее значимым. Родители рассказывают об общении с ребенком до и после прочтения произведения, о повторном обращении к чтению, о выборе литературы и т.д. Встречи с родителями проводятся в присутствии детей. Обсуждение и принятие определенных решений по распространению опыта. Можно практиковать встречи с библиотекарем. Постановка вопроса о том, чтобы все родители в течение месяца прочитали детям произведения одного из писателей. А затем устраивается литературный праздник. Решение родительского собрания: об участии родителей в формировании библиотеки произведений художественной литературы на новый учебный год. Далее родителям объясняется, что для решения задачи по развитию литературной речи у детей чтения художественных произведений недостаточно и параллельно с обязательным программным перечнем всем сообща необходимо сформировать круг детского чтения в семье. Детский сад предлагает родителям продумать, какие произведения они считают нужными, а затем при следующей встрече обсудить предложения. Это не работа с семьей, а новая ее форма - социальное партнерство! Социальное партнерство - когда родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач.  

Родители ответственны за воспитание и обучение детей и должны стать активными участниками образовательного процесса.  Родителей важно включать в процесс воспитания и развития их детей.

Ожидаемые результаты.

 Результатом реализации Программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников.

Опыт работы по обозначенной теме был представлен мною на II Региональной научно - практической конференции по теме «Теория и практика реализации ФГОС в системе общего образования» и  на областном семинаре регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России» по теме «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО »

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Красноармейска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Красноармейска»

 Утверждаю

______________________________________

(Должность руководителя)

_________________/_____________________

(Подпись)                      (Ф.И.О.)

______________________

                      (Дата, № приказа)

Утверждаю

___________________________________

(Должность руководителя)

______________/_____________________

(Подпись)                      (Ф.И.О.)

______________________

                      (Дата, № приказа)

План  работы

МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска и  МБОУ СОШ №3 г. Красноармейска

по преемственности на 2014 – 2015 учебный  год

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные лица

1. Организационно - методическая  работа. Совместные педагогические совещания

  1. Круглый стол «Анализ школьной адаптации  выпускников МБДОУ».  

  1. Педагогическая мастерская по формированию компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Октябрь,

2014 год

Май,2015

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

2. Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов по вопросам преемственности. Взаимопосещения.

2.1. Посещение воспитателями детского сада следующих школьных уроков:

математика; ознакомление с окружающим миром; изобразительная деятельность; физическая культура.

Ноябрь, январь, март

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

 

2.2. Посещение учителями начальной школы следующих занятий в детском саду:

формирование элементарных математических представлений; развитие речи; изобразительная деятельность.

Февраль март, 2015 год

2.3. Оформление стенда «Для вас, родители будущих первоклассников».

Февраль март, 2015 год

Воспитатели, учителя, педагог - психолог  

2.4. Знакомство учителя первого класса с  будущими первоклассниками.

Апрель, 2015 год

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

  1. Совместные   шефские и культурно – досуговые мероприятия

3.1.Организация совместных выставок, конкурсов и праздников: Выставка рисунков и поделок из природного материала «Есть в осени первоначальной…»; Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало…»; праздник «День матери»; праздник «Новый год»; праздник «8 марта - женский день».

Сентябрь - декабрь 2014 год,

Март, 2015 год

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

3.2.Изготовление подарков, операция-сюрприз  «Новогодний подарок другу».

Декабрь, 2014 год

3.3. Совместный проект «Зимняя сказка» (по оформлению зимних участков в МБДОУ).

Январь – февраль. 2015 год

3.4.Совместный проект «Весенний переполох» (обустройство газонов, цветников в МБДОУ).  

Апрель – май, 2015 год

4. Экскурсии и целевые прогулки в школу

4.1. Знакомство воспитанников  детского сада 6-7 лет с помещением школы, экскурсии в музей, спортивный зал, кабинеты информатики и  иностранного  языка, библиотеку.

4.2. День открытых дверей для воспитателей детских садов «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период».

Сентябрь,

2014 год

 

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

5. Физическое и нравственное воспитание

5.1. Формирование основных физических качеств и потребности в двигательной активности.  Неделя здоровья «Белая олимпиада».

5.2. Развитие нравственно - патриотических качеств. Совместный проект «Люблю тебя, моя Россия!»

 

Январь,

2015 год

Апрель, 2015 год

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций

6. Забота о здоровье

6.1.Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей.

6.2.Сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей дошкольных групп и учеников 1–4-х классов.

Апрель–май

Медицинский работник, воспитатели, учителя

7.Работа с родителями

7.1. Проведение родительских собраний в школе и детском саду по темам:

«Адаптация детей к детскому саду и 1-му классу»; «Презентация школы»; «Порядок приема детей в 1-й класс»;

7.2. Консультации: «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни»; «Психологическая готовность родителей к школе»; «Здоровье первоклассника – залог успешного обучения в школе».

7.3. Круглый стол  «Педагогика сотрудничества: педагог – ребенок – родители».

В течение года

Воспитатели, учителя,   администрация  образовательных организаций



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях вариативности образовательных сиситем и программ

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший  путь к знаниям».В.А.Сухомлинский.Школа XXI ве...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Презентация дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Презентация дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС...

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

laquo;Чтобы изменить общество,нужно воспитать другого человека, человека, умеющегожить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации» Э́рих Зелигманн Фромм ...

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....