Дополнительные образовательные услуги в детском саду - новый путь творческой самореализации ребенка
статья на тему

Лаврентьева Наталья Дмитриевна

В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на   всестороннее  развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДЕТСКОМ САДУ – НОВЫЙ ПУТЬ В  ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»  

" ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES IN A KINDERGARTEN - A NEW PATH IN CREATIVE SELF-REALIZATION OF A CHILD"

Аннотация.

В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на   всестороннее  развитие ребенка.

Abstract.

the article defines the role of the introduction of additional educational services in the modern pre-sch

ool educational institutions associated with the emerging demand from parents, aimed at comprehensive development of the child..

Ключевые слова: дополнительные образовательные услуги, творческая самореализация ребенка ,удовлетворение возникшего спроса.

  Key words: additional educational services, creative self-realization of the child ,the satisfaction resulting demand.

Понятие «дополнительная образовательная услуга» построена на основе общего понятия услуги как некоторый вид деятельности, который удовлетворяет возникший  спрос.

 В настоящее время важнейшей составляющей муниципального образовательного процесса является ориентация на личностные интересы воспитанников, с учетом их потребностей и способностей, формирование умения анализировать сложившиеся ситуации и ставить цель.

Образовательные услуги сегодня имеют характер вариации, в которых могут быть пересечены интересы, как самих детей, так и их родителей.

Они способны обеспечить свободный выбор определенных видов и сфер деятельности [1].

Основная образовательная услуга заключена в деятельности самого дошкольного учреждения, который осуществляет в рамках закона реализацию минимального образовательного стандарта.

Дополнительное же образование может быть рассмотрено в данном контексте как реализация дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности [2].

  Современное общество  призывает создать все условия для творческой самореализации ребенка.

Кроме того, дополнительная  образовательная услуга может быть рассмотрена как сфера предпринимательской деятельности, которую оказывает организация кроме выполнения обязательных государственных программ.

Необходимыми составляющими образовательной услуги являются: потребитель; исполнитель; устав; лицензия; государственный образовательный стандарт; качество; нормативно-правовая база (договор на оказание платных образовательных услуг, платные образовательные услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, права потребителей образовательных услуг) [3].

Отношения, которые возникают при оказании образовательных услуг, регулируются следующими нормативно-правовыми документами: Гражданским кодексом РФ (ГК РФ); Законом РФ "Об образовании"; Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Законом РФ "О защите прав потребителей"; иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними [2].

Закон РФ "О защите прав потребителей применяется к отношениям при оказании платных образовательных услуг в части, не противоречащей ГК РФ и законодательству РФ об образовании [1].

Дополнительное образование в настоящее время должно иметь  значительный педагогический потенциал и выступать  мощным средством развития личностных качеств каждого ребенка.

Все это может быть достигнуто благодаря повышению  компетентности и уровня профессионализма воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

А это является одним из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования [1].

Таким образом, главное условие достижения положительного и эффективного результата в деятельности дошкольного образовательного учреждения становится потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте.

В современном детском саду созданы все условия, которые  необходимы  для успешного совместного труда всего коллектива.

 Этому может способствовать и налаженная  трудовая дисциплина, и  благоприятный морально-психологический климат, который  позволяет решать поставленные задачи.

Важной в современной деятельности является также и  атмосфера психологического комфорта, которая помогает выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников [4].  

Методическая работа по оказанию дополнительных образовательных услуг должна вестись через современные эффективные формы:   наставничество, семинары, консультации, смотры-конкурсы, педагогические советы, экскурсии с целью повышения педагогической компетенции, тренинги для сплочения педагогического коллектива [5].

Образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением.

С одной стороны это, конечно же, требования, которые заложены в программе образования и прописаны в образовательных стандартах: это и   подготовка дошкольника к жизни в современном постоянно меняющемся мире, формирование личностных качеств, которые определяют облик современного человека и  должны обеспечить ему успешность жизнедеятельности в будущем.

К таким качествам можно отнести и  формирование готовности и способности делать выбор, сотрудничество, проявление толерантности, проявление творчества, умение ставить и решать проблемы, а также учится воспринимать окружающий мир как единую систему [3].  

Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, которое позволит строить правовое государство,  а также эффективно действовать в нем и соблюдать и защищать права человека, то есть быть таким  человеком, который владеет правовой культурой.

 С другой стороны в  современном детском саду должна быть открытость, мобильность, умение быстро реагировать на все изменения и выстроить деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями воспитанников, родителей, общества и государства в целом [2].

 Детский сад сегодня, чтобы не отставать от современного ритма жизни ,должен ввести новые формы работы с детьми и предоставить разнообразные образовательные услуги.

Например, организовать консультативную помощь родителям и детям, которые по некоторым причинам не могут посещать детские сады, быстро реагировать на спрос родителей и  создавать абсолютно новые формы работы.

Сегодня от многих родителей можно услышать, что ребенку недостаточно того образования, которое прописано в образовательных стандартах. Им необходима и помощь логопеда, и психолога, и музыкального руководителя, и медсестры. Они желают получить дополнительные оздоровительные и образовательные услуги [1].

В связи с возникшим спросом детскому саду нужно вводить такие изменения, которые будут отвечать возникающему спросу.

Введение нового, конечно же, требует определенных усилий и времени.

 Любое нововведение должно быть и  целенаправленными, и взаимосвязанными  [6].

 Системный мониторинг объединяет положительный опыт во внедрении дополнительных образовательных услуг и  его организации  и в современном мире может быть рассмотрен как звено образовательного процесса, которое включает в себя воспитание, обучение и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста, наиболее открытого и свободного от  прописанных стандартов подхода.

Таким образом, современные условия жизни диктуют необходимость введения дополнительных образовательных услуг в детских дошкольных образовательных учреждениях, их реализацию в зависимости от существующего на сегодня спроса.

Литература:

  1. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда как поле символического обмена // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (13–14 октября 2010 г.). – 2010.
  2. Васильева К.Е. Управление в дошкольном образовании. - М., 2011.- С.3-78.
  3. Зайцева М.И. Маркетинговое исследование в детском саду: специфика организации и использования результатов. //Вестник МГУ – 2012 - №4.-С.4-24.
  4. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  5. Казакова В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях: Дис.  канд. пед. наук. Екатеринбург, УГППУ, 2009.
  6. Шкатулла В. «Как улучшить финансовое положение дошкольного учреждения». Обруч № 6, 1996. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с.30-31.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Английский язык как дополнительная образовательная услуга в детском саду»

      Дошкольный возраст признан  наиболее благоприятным периодом для  освоения иностранного языка. Опрос родителей наших воспитанников, подтвердил востребованность изу...

"Необходимость введения платных дополнительных образовательных услуг в детские дошкольные образовательные учреждения"

В статье отражены основные аспекты введения дополнительных образовательных услуг в дошкольные образовательные учреждения в соответствии с запросами ребенка и самих родителей, с целью улучшения материа...

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

План-программа по платной образовательной услуге в детском саду "Маленькие волшебники для детей 5-7 лет"

План-программа по платной образовательной деятельности для детей 5-7 лет "Маленькие волшебники" в детском саду. Цель: развитие творческих навыков в продуктивной деятельности....

Дополнительные образовательные услуги в детском саду

Дополнительные образовательные услуги в детском саду...

Дополнительные образовательные услуги МКДОУ "Детский сад "Солнышко" города Сухинич Калужской области

    Наш детский сад предоставляет бесплатные дополнительные образовательные услуги для детей среднего, старшего дошкольного возраста, в виде кружков. Ознакомиться с перечнем прдоставл...

ВНЕДРЕНИЕ ДЕТСКОГО ФИТНЕСА В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

В статье рассматривается особенности внедрения дополнительной образовательной услуги, такой как «Детский фитнес», в условия дошкольной образовательной организации. Определены цель, задачи, ожидаемые р...