Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
методическая разработка на тему

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности. Так же здесь представлен опыт работы педагогов по организации и обогащению предметно-образовательной среды в группах детского сада с помощью пособий изготовленных самими воспитателями: атрибуты профессий, макеты ролевых игр.  Данная разработка может быть использована для организации методических совещаний, консультаций с воспитателями и другими специалистами ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Курманаевский детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» с.Курманаевка  Курманаевкого района Оренбургской области

D:\Users\Теремок\Pictures\2012-04-04\001.bmp

Сценарий проведения педагогического совета  в ДОУ

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Дата проведения:14 марта 2014 год (протокол №40 от 14 марта 2014 г)

Сайт ОУ: http://kurteremok-ds.ucoz.ru/index/informacija_o_detskom_sade/0-4

Составитель:  Невтеева С.В. старший воспитатель МАДОУ

2014

Аннотация: Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности. Так же здесь представлен опыт работы педагогов по организации и обогащению предметно-образовательной среды в группах детского сада с помощью пособий изготовленных самими воспитателями: атрибуты профессий, макеты ролевых игр.  Данная разработка может быть использована для организации методических совещаний, консультаций с воспитателями и другими специалистами ДОУ.

Педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Задачи:

  • Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
  • Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.

Предварительная работа: проведение семинара-практикума  для педагогов "Играем вместе с детьми", проведение недели игры во всех группах, тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры», проведение смотра-конкурса "Кукольная комната", изучение опыта работы педагогов, взаимопосещения, открытые просмотры сюжетно-ролевой игры.

План подготовки педсовета:

  1. Подготовка списка рекомендуемой   литературы для изучения педагогами.
  2. Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
  3. Подготовка выступлений и материалов презентаций.
  4. Подготовка вопросов для рефлексии педагогов, материалов для изготовления макетов игры.
  5. Анкетирование педагогов и родителей.
  6. Подготовка справки по итогам тематической проверки.
  7. Проведение недели игры и смотра-конкурса "Кукольная комната", оформление итогов, подготовка дипломов и грамот.

План педсовета.

  • Анализ выполнения решения предыдущего педсовета. (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • "Что такое социализация дошкольника?, важность игры в социализации дошкольника" ( воспитатель Кандаурова Т.А.)
  •  «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»  ( воспитатель Галкина В.Н.)
  • Условия организации сюжетно-ролевой  игры в ДОУ на современном этапе. (брейн-ринг воспитатель Кулакова И.С.)
  • Итоги тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Итоги смотра-конкурса "Кукольная комната"  (старший воспитатель Невтеева С.В.)
  • Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм. (Юрова Л.И., Алексеева Н.А.- магазин, Галкина В.Н. -уголок уединения, Авдеева И.Н.-театральная ширма) Опыт работы педагогов ДОУ Сорочинска.
  •  Экспресс-опрос педагогов
  • Рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.
  • Домашнее задание. (представить макет и атрибут сюжетно-ролевой игры для своей группы на слайдах или в рисунках, оригинал приветствуется)
  •  Принятие решения.

Ход педсовета:

  Старший воспитатель:  «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. При этом одним из целевых орентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок  должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно.  Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

   Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ, а теперь и ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

Прежде нам необходимо определить для себя, что такое социализация ребенка-дошкольника,  какова важность игры  для социализации дошкольника". Сообщение по данной теме нам подготовила  Кандаурова Т.А.

      В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Итак, социализация  – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.      

    Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.

        И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

          В дошкольном возрасте ребенок испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

.          Игра – одно из основных видов деятельности ребенка. Это удивительный феномен нашего существования.

Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника.

          Игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками и строить взаимоотношения с ними.

         Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития

Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

        Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда это происходит гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

         Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

        Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра  помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

        Игра  обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

        Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла

        Изучение проблемы развития сюжетно-ролевых игр показало, что, основываясь на известном в педагогике положении о том, что ребенка побуждает к игре социальная среда, доказывает ведущую роль компетентного взрослого, умеющего встать на позицию ребенка, сотрудничать с ним, видящего смысл развертывающейся ситуации. Это настраивает ребенка на творческое отношение к жизни, на экспериментирование на основе жизненного опыта и знаний, полученных от взрослых.

           Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

          Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

          В последнее время стали актуальными проблемы дидактогенных заболевание, вызванных непедагогическим поведением воспитателя. Следует отметить, что педагоги сами часто имеют нарушения здоровья, сходные по структуре с заболеваниями воспитанников, например неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, находясь в едином психоэмоциональном кольце, оказывают взаимозаражающее действие. Поэтому в системе охраны здоровья детей важно нормализовать психоэмоциональное состояние воспитателя

Старший воспитатель: В связи с вступлением в силу нового ФГОС ДО впервые так много внимание стало уделяться созданию условий для развития игровой деятельности дошкольника. Что такое игра в свете ФГОС нас познакомит воспитатель Галкина В.Н.

«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»

В свете современных требований выделяются два возможных  пути  организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

 Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям данного документа, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом. Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому сюжетная, или, как ее часто называют, творческая игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность на только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

 К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работавшие в дошкольной психологии и педагогике.

 Известные нам представления об игре ребенка-дошкольника можно условно разделить на три группы.

Первая группа рассматривает игру ребенка дошкольного возраста в отрыве от игры человека в целом.

Данное направление подразумевает активное формирующее воздействие взрослого на игру детей. Теоретические основы этого направления базируются на интерпретации работ Д.Б. Эльконина.

Л..Б. Эльконин приходит к выводу, что наиболее важным, основополагающим элементом сюжетной игры является роль, которую исполняет ребенок в игре.

Основная идея заключалась в том, что если содержание сюжета игры ребенка соответствует моральным общественным нормам общества, то он станет их соблюдать, став взрослым. По мнению указанных авторов, это делаю игру ребенка-дошкольника ценнейшим, практически универсальным инструментом для педагога-практика, с помощью которого он мог воздействовать на широкий спектр социальных качеств ребенка через предложенное ему содержание для игры.

Второе направление рассматривает игру как культурный вид деятельности человека, и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном контексте подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей, например, более старших детей, и преобразовывает их в соответствии со своими субъективными потребностями. Рассмотрение игры как культурной деятельности переносит функцию носителя игровой культуры на взрослого, поскольку такие социальные явления в обществе, как увеличение числа однодетных семей и ориентированность родителей на раннее обучение, лишают детей естественного общения в разновозрастных группах.

 Третье направление рассматривает игру как проявление развития определенных психических структур у ребенка и не считает нужным вмешательство взрослого в игру детей, за исключением психотерапевтической практики. Теоретические представления этого направления основаны на работах различных авторов - Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Дж. Мида.

Рассмотрим отношение к игре дошкольника представителей первого и второго направлений более подробно.

Наиболее распространенная и традиционная для России концепция игровой деятельности ребенка дошкольного возраста построена на работах Д.Б. Эльконина. Данное направление чрезвычайно обширно, и в его рамках опубликовано много работ; мы же рассмотрим его на примере двух авторов, чьи работы разделены значительным временным интервалом, - P.II. Жуковской и СЛ. Новоселовой .

Основные положения практических рекомендаций Р.И. Жуковской по организации игры в детском саду можно представить следующим образом:

1. Полноценная, педагогически ценная игра обязательно должна быть коллективной.

2. Если предложить детям социально-ценное содержание и «нравственно-воспитывающие знания»  и каким-либо образом склонить их к игре именно на такой основе, то у детей можно сформировать абсолютно любые социальные качества

Таким образом, противоречие, возникающее при развитии у ребенка как творческого, так и социального начала, решалось просто - фактическим исключением   творческого начала в игре .Содержание, предоставленное взрослым, по замыслу автора направляло интересы  ребенка в социально благоприятном направлении.

Действительно, относительно недавно в  детских садах можно было встретить преставления, организованные воспитателями для демонстрации своих достижений в развитии игровой деятельности детей, в которых вся без исключения группа детей играла, например, в строительство дома.

 Существует метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом авторов под руководством СЛ. Новоселовой основные компоненты которого следующие:

  • следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
  • необходимо использовать специально обучающие игры
  •         нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
  • во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

    В  80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета игры, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Это направление было развернуто в 80-х годах в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

Основную необходимость участия взрослого в игре детей авторы концепции видели в том, что в естественных условиях была нарушена межпоколенная преемственность передачи игровых навыков вследствие ряда причин социально-экономического характера. Взрослый в такой ситуации выступал в качестве носителя способов игры, необходимых для дальнейшего развития игры как культурной деятельности.

В 1987 г. Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой была опубликована концепция поэтапного формирования способов игры, предлагающая методики, которые могли бы компенсировать дефицит культурных образцов игры для детей на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Взаимодействие взрослого с детьми строилось на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок. Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры были следующие:

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.
  3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

В раннем и начале младшего дошкольного возраста взрослый «открывал» ребенку возможности использования условных, замещающих действий с игровыми предметами, в возрасте 4-5 лет основой игры служило ролевое взаимодействие, а к старшему дошкольному возрасту, при помощи взрослого, ребенок мог перейти на следующий уровень - к сюжетосложению, оперируя в игре целостными событиями.

Методические приемы были рассчитаны на в сущности экстремальные условия существования воспитателя, работающего с 25-30 детьми. Принцип передачи способа игры в «чистом виде» позволял осуществить передачу культурных игровых навыков значительно быстрее и экономичнее, чем если бы он просто играл с детьми, как играет старший ребенок с младшим. И что, на наш взгляд, самое главное, при использовании принципов поэтапного формирования способов игры в педагогической практике игра продолжала оставаться свободной и самостоятельной деятельностью ребенка и выполняла специфические развивающие функции.

Другим принципиальным отличием концепции поэтапного формирования способов игры было отношение авторов ко второй основной форме игры - к игре с правилами. А формирование у ребенка социальных качеств становится возможным отнести к игре с правилами.

В игре с правилами Ж. Пиаже выделял три стадии, основанные на осознании ребенком правил, используемых в игре:

  • правило игры не осознается ребенком, но выполняется для достижения субъективного чувства удовольствия;
  • правило игры представляет для играющего ребенка закон, оно диктуется взрослыми или старшими детьми и из уважения к ним соблюдается ребенком;
  • правило игры формулируется самими детьми и поэтому соблюдается, но при этом может быть изменено при условии общего согласия играющих.

На смену диктуемому старшими младшим внешнему правилу, гарантией истинности которого является именно его неизменность, приходит свободное и самостоятельное решение самих детей. Это решение соблюдать какое-либо правило никем не навязано и приспособлено к потребностям и склонностям той или иной детской группы. На основании игры с правилами дети сами создают свой социум с общими для всех нормативными правилами, которые его поддерживают. Именно подобная модель социума является источником морального чувства ребенка, а не символическая, субъективная модель реальности, создаваемая ребенком в сюжетной игре.

Таким образом, перед педагогом-практиком в современной ситуации открываются два пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Первый путь - узкопедагогический, и заключается он в сложном, многоступенчатом обогащении познавательной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием. Но ребенок проводит много времени за стенами детского сада, где наблюдает различные  жизненные коллизии, смотрит не предназначенные для его возраста телепередачи. Все  это производит на него значительное впечатление, нередко большее, чем неизбежно пресное педагогически ценное содержание, предлагаемое в детском саду. Как отмечала Д.Б. Менджерицкая, «для возникновения замысла (игры) нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, воздействующие на его воображение и чувства» . Следовательно, чтобы сюжет игры был построен на педагогически ценных содержаниях, со стороны взрослого понадобится активное вмешательстве в игру и фильтрация нежелательных направлений сюжета. Но, даже если взрослому удастся одержать победу в этой борьбе, при подобном отборе содержаний для игры она перестанет быть игрой.

Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям играть, во что им захочется и с кем захочется, так же как они играли тысячелетия до этого. В случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, только играя с детьми на равных.

Реализацию подобного естественного отношения взрослого к игре ребенка упрощает и организует созданная Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой концепция поэтапного формирования способов сюжетной игры и игры с правилами. При этом реализовать творческий потенциал ребенок может в сюжетной игре, а способность к сознательной нормативной регуляции на основании добровольно принятых моральных норм - в игре с правилами.

Старший воспитатель: Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же

остаются актуальны. Их напомнит нам Кулакова И.С. , так же она познакомит нас с опытом  использования макетов в сюжетно-ролевой игре. 

Кулакова И.С. : Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо: докажите утверждения.

(педагоги обсуждают важность утверждения, и делают вывод) 

  1. Выполнение санитарно – гигиенических требований ( влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)
  2. Организация игрового пространства ( организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными , эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)
  3. Наличие игрушек.
  • Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными
  • Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику , используемую в труде, средства связи и информации.
  • Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
  • Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого достаточно, , что бы дети играли, жили в образе.
  • Спортивно – моторная игрушка . Предназначена для осуществления задач физического воспитания
  • Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.
  • Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность воспроизведения.
  • Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)
  • Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.
  • Игрушка – самоделка.  При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.

Требования к игрушкам.

-должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость

- должна быть динамичной

- отражать здоровый юмор,

- должна быть окрашена стойкими, безопасными красками,

- легко подвергаться обработке

  1. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

   Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях
должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода
достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и
времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить
подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

  Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она  должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
 Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу
системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных
элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.
 В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
 Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

  1. Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ

Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалстического или фантастического).

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовывать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

  1. Макеты-модели:

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость  с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

  1. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

-Ландшафтный макет-карта-это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.

«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов. 

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

Вывод: Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

  1. Слушали  старшего воспитателя  Невтееву С.В. с итогами   тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (Приложение1 )

По итогам тематической проверки педсовет решил: 

1. В подготовительной группе необходимо расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, поточным принципом (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации  необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты,  побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной  сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и  проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно) 

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям.

            Закончен конкурс-смотр «Кукольная комната».(Приложение 3) По итогам конкурса «Кукольная комната» (макета в организации предметно – игровой среды ДОУ) победителями стали:

  • 1-ое место -1 младшая «а» группа - Кандаурова Т.А., (36 б)
  • 2-ое место - старшая «а» группа - Марявина Л.Н., Стыдова О.Н.,(35,5 б)
  • 3-е место - старшая «б» группа-Авдеева И.Н.(34,5 б)

 Жюри отмечены за оптимизацию ПРС группы с помощью макетов - старшая «в» группа - Гащук Т.И.,(27 б) за стремление перестроить ПРС в соответствии  с ФГОС ДО - подготовительную группу -  Тлеушева О.В.(30 б).

 Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм. (Юрова Л.И., Алексеева Н.А.- магазин, Галкина В.Н. -уголок уединения, Авдеева И.Н.-макет кукольной комнаты) Опыт работы педагогов ДОУ Сорочинска по обогащению сюжетно-ролевых игр оборудованием (презентация).

 

Старший воспитатель: На слайде представлены вопросы, коллеги, попытайтесь ответить на них.

Экспресс-опрос

  • Перечислите предпосылки с/р игры. (ознакомительная, отобразительная,  сюжетно-отобразительная)
  • Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения,сюжетосложение)
  • Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль»(Д.Б.Эльконину)
  • Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание,роль)
  • Назовите наиболее известных авторов -ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
  • Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

- Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

- С увлечением играют в путешествия.

7. В каком международном документе зафиксировано право на игру? (Конвенция о правах ребенка, ст.31)

8. Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

        9. Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.), общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

       10. Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

Рефлексия

Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить вопросы:

1.В каком возрасте для вас закончилось время игр

2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3.Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4.С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это происходило?

 6.Где разворачивались игры?

7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

8.Что именно делали в ходе игры?

 9.Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

10.Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?

11.Чему вы учились во время игр?

12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям

Решение педсовета: Педсовет рассмотрев и обсудив проблему создания условий  социализации  дошкольников в сюжетно-ролевой игре отмечает,  что в ДОУ создаются необходимые условия для  успешной социализации дошкольников, при этом используются сюжетно-ролевые игры бытового характера,  редко используются игры общественного и трудового характера. В группах организованы  игровые уголки, уголки ряжения, наборы атрибутов к сюжетным и творческим играм, используются макеты природных зон, автогородка и другое. Но при этом отмечается у многих детей  низкий уровень игровых умений , не умение развивать сюжет, выполнять социальную роль, принятую во время игры, сюжеты игр отражают бедность сюжета, ролевых диалогов. Исходя из вышеизложенного, педсовет решил: признать удовлетворительной работу коллектива по проблеме социализации дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, наметил пути решения пробелов в работе педагогического коллектива:

. В подготовительной группе необходимо расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, принципами организации ПРС (по Петровскому)  (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации  необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты,  побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной  сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и  проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно) 

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям

9 Подготовить для педагогов памятку наполняемости ПРС по ФГОС ДО. (до сентября 2014; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

10. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста.  (до 1.05.2014, воспитатели, старший воспитатель)

В завершении педсовета педагогам была представлена памятка по организации игровой деятельности.(Приложение 2)

Приложение 1

СПРАВКА

об итогах  проведения тематической проверки

«Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры»

    На основании выполнения годового плана,  приказа заведующего МАДОУ  от 3.02.2014 года  с 03.02.2013 г. По 28.02.2014 г.

Комиссией в составе:

           Председатель комиссии – заведующей Юдиной М.В.

Члены комиссии - старшего воспитателя  Невтеевой С.В., воспитателя Алексеевой Н.А., учителя-логопеда Шараповой О.А., родителя Влазневой Е.В.          

            проведена проверка – тематическая,  «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры»  с целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по социализации  в условиях сюжетно-ролевой игры,  выявления уровня сформированности у детей игровой  культуры; выяснения причин и факторов, определяющих качество работы по данному вопросу.

Методы контроля: наблюдение сюжетно-ролевой игры, беседа и анкетирование с воспитателем, анализ предметно-развивающей среды (смотр-конкурс «Кукольная комната»), анализ календарных планов, наглядной информации для родителей, анкетирование родителей.

На проверку представлены: календарные планы, планы работы с родителями, карта «Наблюдение за развитием игровой деятельности»,  анкеты оценки профессионального мастерства воспитателей, анализ анкет родителей,  карта наблюдения игры.

В ходе проверки установлено:

1.  Анализ условий проведения игровой деятельности. В группах созданы удовлетворительные условия для игровой деятельности дошкольников. В результате проверки предметно-развивающей среды в группах имеются в наличии разнообразные сюжетно-ролевые  игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей). Созданы условия для сюжетно-ролевой игры:

-        атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей,

-        рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей,

- различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

 Подбор оборудования игры соответствует возрасту детей, программе. При организации игр учитываются санитарно-гигиенические и эстетические условия, принципы организации ПРС, учитываются поло-ролевая специфика в подборе игрушек.. При этом, из-за недостатка места во многих группах нет  оборудования для целого ряда игр. Например,

Не используются возможности макетов в сюжетно-ролевой игре. В игровых зонах мало используется  уголки ряжения, кукольная комната (постель, мебель, кукольная одежда),  аксессуаров для игр «Парикмахерская»-«Салон красоты», современных игр «Супермаркет»»Банк» и т.п, бедно оборудованы другие сюжетно-ролевые игры. Нередко в группах используется надписи игр, хотя в этом должны быть задействованы маркеры (знаки). Нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр. Во всех группах одинаковое зонирование, ни один воспитатель не пытается что-то изменить в обстановке игровых зон и их содержание.

В ходе проверки был проведен смотр-конкурс «Кукольная комната», итоги которого показали следующее, игровая деятельность организуется педагогами регулярно, но при этом сюжет однообразны, нет современных сюжетов (универсам, фермер и т.п.), мало используется макетов, хотя целесообразность их применения все знают (мало место занимают, эффект новизны). Макеты наблюдались в 1 младшей группе (Кандаурова Т.А.), 2 младшей (Галкина В.Н.). Многие педагоги не перестроили   предметно-развивающую среду по требованиям ФГОС.

       Анализируя содержание кукольной комнаты было выделены следующие замечания: несоответствие возрасту - 1 младшая «б» (Коваленко Н.П.),нет уголка ряжения по требованиям (2 мл.гр (Галкина В.Н.1 мл.»б» гр.Коваленко Н.П.),мало кукольной мебели с набором постельного белья во всех группах, мало атрибутов и аксессуаров кукольной жизни (сумочки, украшения, шляпки, обувь). Итоги смотра-конкурса следующие: 1 место-

2 место-  3 место-

В группах и в методическом кабинете имеется в достаточном количестве методическая литература по игровому развитию детей, подобрана картотека планирования сюжетно-ролевых игр.

  1. Анализ руководства воспитателем играми детей. По итогам посещений и наблюдений игровой деятельности следует сделать следующий вывод, что педагогами при организации игры создается положительный эмоциональный настрой. Создается игровая ситуация (показ картины, проблемная ситуация, внесение атрибута и т.п.) Воспитатели стараются создавать условия для активной совместной и самостоятельной творческой игровой деятельности, участвуют сами в игре. Например, воспитатель Авдеева И.Н. участвовала в игре на правах равного партнера через игровой образ, влияние на игру осуществляла через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Проявляла внимательное, заинтересованное отношение к детским вопросам, возникающим по ходу игры. Способствовала возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений, помогала детям самостоятельно договариваться друг с другом. Данный алгоритм взаимодействия наблюдался и в других группах. При этом отмечается большой эмоциональный подъем детском коллективе, желание играть по данному сюжету и дальше.
  2. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре. Уровень развития игровых качеств во всех  группах соответствует возрасту. В 1 младшей «а» группе дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». Но общая картина игровой деятельности в данной группе еще хаотична. В средних группах идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В  группе игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершение игры. В старших группах дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Это относительно девочек. Мальчики самостоятельно не могут организовать сюжетную игру, только под руководством играющего воспитателя. Тогда они выполняют роли, разворачивают сюжет. Активно используются в этих группах предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети владеют приемом сюжетосложения, умением четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли. Но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
  3. Оценка профессионального мастерства воспитателей. В ходе тематической проверки было проведено анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности». Анализ  анкет показал, что  почти все педагоги в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что почти все воспитатели  закончили педучилище, дошкольное отделение. Тому способствовали и консультации и семинарские занятия по данной теме. Но не все применяют на практике полученные знания. И если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.
  4. Оценка планирования. Анализ календарного и перспективного планирования показал, что в группах осуществляется планирование и организация игр в соответствии с перспективным, тематическим планом. Тематика игр подбирается в соответствии с тематикой недели, возрастом, задачи возрастной группы. При этом  в планах отражаются лишь названия игры (сюжетно-ролевой, дидактической, театральной и т.п.). Необходимо указывать вид, название игры, приемы руководства игрой (в младших группах - степень участия воспитателя в игре, в старшем возрасте - приемы обогащения игры), в планах не отражаются показ конкретных игровых действий. Т.е планирование игры проводится формально.
  5. Анализ работы с родителями. В сотрудничестве с родителями проблема сюжетно-ролевой игры обсуждается редко, но эта тенденция прослеживается не только в нашем детском саду, а в дошкольном воспитании всей страны. В ходе тематической проверки было проведено анкетирование родителей по теме: «Игры и игрушки ваших детей», на сайте ДОУ размещены рекомендации для родителей «Какую игрушку выбрать для ребенка»
  6. Выводы: уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров,  и планирование, и сотрудничество с родителями -  все  эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.
  7. Недостатки:

Во всех группах не созданы в полной мере условия для игрового развития детей. Особенно сюжетно-ролевых игр, в этом есть объективные причины: уплотнение списка детей из-за ремонта пристроя.

Во всех группах проводится недостаточная работа с родителями по данному вопросу в плане практического обучения родителей игровому общению с детьми, правильному выбору игрушки для дошкольника.

  1. Выводы: В МАДОУ на момент поверки созданы частичные условия для игрового развития детей.  Это прослеживается в планировании воспитательно-образовательной работы педагогов, в результатах диагностики игрового развития детей, качестве организации и проведении  игровой деятельности, в работе с родителями, в организации предметно-пространственной предметной среды.
  2.  Предложения  и рекомендации:
  • Организовать взаимопосещения для передачи опыта по организации сюжетно-ролевых игр, наставничество молодых педагогов.
  • Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество игрового развития дошкольников, успешной социализации их в обществе.
  1. Изучение теоретической базы по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Вовлечение родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.

Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах.

Педагогам рекомендовать:

1. В подготовительной группе необходима расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, поточным принципом (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.

2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации  необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты,  побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной  сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)

4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)

5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)

7. Во всех возрастных группах планировать и  проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п. (постоянно)

8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Опыт педагогов выставить на сайте ДОУ. Срок: до мая, всем воспитателям.

«13»  марта  2014 г.    

Справку составила Невтеева С.В.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

Приложение 3

              Муниципальное автономное дошкольное учреждение

             "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с            

                   приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития

                   воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

461060 с.Курманаевка ул.Орская 2а, т.8(35341)21063, teremok-ds@mail.ru

ПОЛОЖЕНИЕ

О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ  «КУКОЛЬНАЯ КОМНАТА»

  1.  ПОЛОЖЕНИЯ.
  1. Положение разработано для МАДОУ в соответствии с методическими рекомендациями и перспективным планом работы.
  2. В смотре – конкурсе  участвуют коллективы всех возрастных групп.
  3. Итоги смотра-конкурса будут подведены на педсовете марте 2014 года

2.  ЦЕЛЬ СМОТРА.

2.1. Создание условий для развития игровой деятельности.

3.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СМОТРА-КОНКУРСА.

3.1.Улучшение материальной базы.

3.2. Стимулирование творческих способностей воспитателей и родителей по созданию условий для игровой деятельности детей.

3.3. Укрепление взаимодействия с семьёй.

4. УСЛОВИЯ СМОТРА-КОНКУРСА.

4.1. В смотре-конкурсе принимают участие коллективы всех возрастных групп.

4.2. В каждой возрастной группе учитывается:

  • Соответствие возрасту и программе
  • Условия для охраны здоровья и жизни детей
  • Эстетическое оформление и расположение игрового оборудования
  • Уголок ряженья
  • Наличие кукол
  • Кукольной мебели
  • Постельное и столовое бельё
  • Наличие кукольной одежды и аксессуаров (сумочки, украшения, шляпки и т.д.)

4.3. Время проведения смотра-конкурса – февраль

4.4. Для проведения смотра-конкурса создаётся комиссия в составе:

Председатель – заведующий, члены комиссии -  ст.воспитатель, профорг, председатель РК.

5. КРИТЕРИИ.

5.1. Смотр-конкурс оценивается по пятибалльной системе, на основе разработанных критериев.

5.2. Максимальное количество баллов - 50 .

5.3.Лучшая кукольная мебель, одежда, аксессуары будут рекомендованы на выставку творческих работ педагогов и родителей.

6. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

6.1. Победители смотра-конкурса выявляется путём сопоставления оценок по бальной системе.

6.2. По результатам оценки определяются: 1 место,  2 место, 3 место.

7. НАГРАЖДЕНИЕ.

7.1. Участие в смотре-конкурсе влияет на оценку деятельности педагогов при аттестации и итоговой диагностики.

7.2. Призёры смотра-конкурса награждаются грамотами и дипломами.

Критерии

1,2,3,4,5

Баллы

Группы

1.Соответствие возрасту и программе

2.Условие для охраны здоровья и жизни детей.

3.Эстетическое оформление и расположение игрового оборудования.

- учёт места игрового пространства.

- учет принципов ПРС

-  учет требований ФГОС ДО

4.Уголок ряженья.

-наличие нарядов (юбки, косынки, шапочки, элементы спец. одежды).

- качество, эстетичность.

-сумочки, корзинки, рюкзачки.

5. Наличие кукол.

- соответствие возрасту.

- внешний вид кукол.

6.Кукольная мебель.

- наличие кукольной мебели (стол, стулья, кроватки, шкафы для одежды, печка, шкаф для посуды).

- материал, из которого изготовлена мебель.

- качество и безопасность мебели

- соответствие росту и  возрасту ребёнка

7. Постельное и столовое бельё.

- наличие постельного и столового белья (кол-во комплектов).

- качество.

- эстетичность.

8.Наличие кукольной одежды.

- наличие кукольной одежды на все времена года.

 - праздничная одежда.

-народные костюмы (старшая и подготовительная группы).

-наличие аксессуаров (сумочки, украшения, шляпки и т.д.)

9. Наличие атрибутов для игр в кукольном уголке.

- коляски для кукол.

- кукольная посуда (столовая, чайная, кофейная).

- гладильная доска, утюг.

-   телефон.

10. Наличие макетов игры

- их соответствие возрасту;

- внешний вид;

- активность использования;

-педагогическая целесообразность.

Председатель:

Заведующий д/с ______________

Члены комиссии:

Ст. воспитатель ______________

Профорг _______________  

Председатель РК ______________

Используемая литература и источники:

  1. Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114
  2. Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989.
  3. Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004.
  5. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008.
  6. Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008.
  7. Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998.
  8. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/02/10/pedsovet-razvitie-igrovoy-deyatelnosti-v-usloviyakh
  2.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/21/pedagogicheskiy-sove
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/02/10/pedsovet-razvitie-igrovoy-deyatelnosti-v-usloviyakh

Полезные ссылки для подготовки макетов:

МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника...