Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника
методическая разработка

Кобзарь Ольга Владимировна

Педагогический Совет № 3 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.pedsovet_no3_syuzhetno_rolevye_igry.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад «Снежинка» с.Выдрино

Педагогический Совет № 3 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Подготовила

Ст. воспитатель

Кобзарь.О.В

С.Выдрино 2024г

Педагогический Совет № 3 

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» 
Форма проведения: Деловая игра

 Дата проведения: 28.03 2024 года


Аннотация: педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности. 

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОО. 

Задачи: 
- Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. 

- Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры. 

Предварительная работа: 

- Подготовка списка рекомендуемой литературы для изучения педагогами по теме педсовета.

- Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС и ФОП ДО. 

- Тренинг – решение «Сюжетно – ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

- наблюдение за детьми во время игры в  группах ДОО «Сюжетно-ролевые игры». 


План проведения педсовета:

1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.№ 2

2.Вступительное слово «Современная практика организации

   социализации  дошкольников»

3.Аналитическая справка по итогам тематического контроля

4.Условия организации сюжетно ролевой игры в ДОО на современном

   этапе

 5.Деловая игра. Экспресс-опрос педагогов  

 6. Принятие решения. 


Ход педагогического совета:

  1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.№ 2. (Старший воспитатель)

1.Для дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательного процесса продолжать работу по организации проектного метода в педагогическом процессе.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

2.Совершенствовать профессиональные умения педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

3.Завершить и презентовать все проекты по группам. (Предоставить презентации на следующий педсовет).

По второму вопросу слушали Заведующую детским садом Бондаренко Т.Г - Добрый день, дорогие коллеги. Вступая в инновационную деятельность на тему социального развития детей в ДОО нам необходимо разобраться, что же такое современная практика организации социализации дошкольников, какие формы, методы и приемы должен вводить в свою деятельность педагог, чтобы воспитать в детях социальные компетенции.

В связи с вступлением в силу нового ФГОС ДО впервые так много внимания стало уделяться созданию условий для развития игровой деятельности дошкольника. Что такое игра в свете ФГОС?  Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

 

По третьему вопросу слушали Ст. воспитатель Справка по тематическому контролю

По четвертому вопросу слушали Старший воспитатель: -

«Условия организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе»

Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).

2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям)

3. Наличие игрушек.

- Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т.д.). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными

- Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.

- Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

- Маскарадно – елочная игрушка. (Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки) Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.

- Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания

- Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.

- Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышле6ние, воображение, способность воспроизведения.

- Дидактическая игрушка предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)

- Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.

- Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. 

Требования к игрушкам:

- побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения, организованность, справедливость

- быть динамичной

- отражать здоровый юмор,

- быть окрашеным стойкими, безопасными красками,

- легко подвергаться обработке.

4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования: это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.

Необходимо заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры 

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра. 

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. 

3. Выполняйте требования СанПиН  о режиме дня 

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры 

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике. 

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками. 

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть». 

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей. 

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Сюжетно-игровую среду для своих воспитанников необходимо «строить» совместно с родителями. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В практике работы ДОУ используются разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, необходимо подключать их к созданию сюжетно-игровой среды группы.

По пятому вопросу слушали Старший воспитатель: 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Старший воспитатель: - Коллеги, сегодня в рамках педсовета проводится деловая игра «Повышение компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.

Организационный момент: - Предлагаю отправиться в путешествие по области «Социализациально – коммуникационная» на поезде под названием «Игра».

Станция первая «Размышляй - ка»

- Все мы знаем, что результативность нашей профессиональной деятельности зависит от того насколько правильно мы подобрали методы и приемы обучения.

Перед вами 2 –е доски «Методы» и «Приёмы». А это карточки, на которых напечатаны методы и приемы. Одна команда выбирает методы, другая приемы.

Вспомним что методы обучения это –

(Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей.

Ответ;( Проблемные, поисковые, эвристические, игровые. Исследовательские. Проектные)

Ответ; Прием – часть метода, отдельный шаг в реализации метода. (Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры –забавы, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика и.т.д)

Станция вторая «Отвечай-ка»

Викторина «Вопрос - ответ»

1. Основа сюжетно ролевой игры – это воображаемая ситуация, которая включает в себя ….(сюжет, роль и игровые действия)

2. Этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжет сложение)

3. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют три типа игрового материала, какие? (предметы – оперирования, игрушки-персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства)

4. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (взрослого человека)

5. Назовите  3 сюжетно – ролевые игры:

5.1. с производственным сюжетом… (магазин, больница, автосервис, школа и т. д.)

5.2. связанных с искусством … (цирк, театр, кинотеатр)

           5.3 общественно-политическим сюжетом - в войну, в индейцев, в митинг, в выборы, в спасателей и т.д.

.)

Станция третья «Продолжи предложение»

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»

-«Моя самая любимая игра…., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»

- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

Итог обсуждения

Старший воспитатель:- Люди играют в любом возрасте. Для дошкольника игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям. 

-Коллеги, для разминки этой темы, предлагаю провести экспресс-опрос .

1. Перечислите предпосылки сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная. 
2.
Назовите этапы становления сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение. 
3.
Назовите компоненты сюжетно-ролевой игры. 

Ответы: сюжет, содержание, роль. 

4. В каком международном документе зафиксировано право на игру? Ответ: Конвенция о правах ребенка, статья 31. 

5. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры?

Ответ: внимание, память, мышление.

6.Творческий характер игры определяется наличием …?

Ответ: замысла.

 7.Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

 8. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? (Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

8. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре

Педсовет, рассмотрев и обсудив проблему создания условий  социализации  дошкольников в сюжетно-ролевой игре отмечает,  что в ДОУ создаются необходимые условия для  успешной социализации дошкольников, при этом используются сюжетно-ролевые игры бытового характера,  редко используются игры общественного и трудового характера. В группах организованы  игровые уголки, уголки ряженья, наборы атрибутов к сюжетным и творческим играм. Но при этом отмечается у многих детей  низкий уровень игровых умений, неумение развивать сюжет, выполнять социальную роль, принятую во время игры, сюжеты игр отражают бедность сюжета, ролевых диалогов. Исходя из вышеизложенного, педсовет решил: признать удовлетворительной работу коллектива по проблеме социализации дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, наметил пути решения пробелов в работе педагогического коллектива:

            7. Принятие решения.

1 . Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (Срок: постоянно; Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели)

2. Во всех возрастных группах планировать и проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(Срок: постоянно, Ответственный: воспитатели)

3. Подготовить для педагогов памятку наполняемости ПРС по ФГОС ДО.  Ответственный ст. воспитатель)

4. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста. Ответственный ст. воспитатель, воспитатели)

В завершении педсовета педагогам была представлена памятка по организации игровой деятельности. (Приложение 2)

Используемая литература и источники: 

1.Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114 

2.Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989. 

3.Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989. 

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004. 

5. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008. 

6. Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008. 

7. Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998. 

8. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...