Использование речевых игр на музыкальных занятиях
презентация к уроку на тему

Мирусманова Алина Тагировна

Выступление на районом методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_45_sad.docx18.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «Улыбка»

Сообщение

на районном методическом объединении

(для логопедов и музыкальных руководителей)

«Работа над развитием грамматического строя речи в досуговой деятельности дошкольников»

На тему:

«Использование речевых игр на музыкальных занятиях»

Составила: музыкальный руководитель

Мирусманова А.Т.

Согласовано: старший воспитатель

Ванявкина О.Н.

г.Видное 2014

Использование речевых игр на музыкальных занятиях.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине 20 в. и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:

1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- слуховое внимание;

- музыкальную память;

- ладовое чувство;

- тембровый, звуковысотный и динамический слух;

- чувство ритма;

2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.

3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.

4. Улучшать дикцию детей.

5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

7. Укреплять голосовой аппарат.

8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых инструментов, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок» и т.д.).

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Например, образцы русского народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, звукоподражаний, слов, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы–брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращает ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Ее истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актеры не пропевали ни слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.  

Примеры речевых игр:

Со звучащими жестами:                             Солнышко

                                 

                                     Солнышко, солнышко,         Ритмичные хлопки.

                                          Выгляни в оконышко.

                                     Твои детки плачут,                      Притопы.

     По камушкам скачут.      Легкие прыжки с хлопками.

С музыкальными инструментами:             Веселый оркестр

«Бум-бум! Трам-там-там!» -

Застучал барабан.

            «Туки-туки-тошки!» -

            Заиграли ложки.

«Четки-четки», -

Бряцают трещотки.

           «Дин-дон, дин-дон!» -

           Зазвенел металлофон!

С движениями:                                    Волки и зайцы

     

       Дети.  Погляди, лесной народ,-      Дети и «волки» идут двумя

                   Волки водят хоровод.          Кругами противоходом.

                   Лапами хлоп-хлоп!              Хлопают.

                   Ножками топ-топ!                Топают.

       Волки.    Выходите поиграть,             «Зовут» рукой.

                       Мы не будем вас кусать!

Список используемой литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. Мозаика – синтез, 2014, 368 с.

2. Арсеневская О.Н., Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения, Учитель, 2012, 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей

Материал рекомендуется для музыкальных руководителей ДОО. Речевые игры основаны на взаимодействии речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование д...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....