Статья "Процедура определения психологической готовности к школе."
статья (подготовительная группа) на тему

Рекомендация адресована воспитателям, работающим в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Процедура определения психологической готовности к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься  детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

Методика исследования словесно-логического мышления.

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий объектов – это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов.

        Ребенок отвечает на вопросы:

1.        Какое из животных больше — лошадь или собака?

2.        Утром люди завтракают. А вечером?

3.        Днем на улице светло, а ночью?

4.        Небо голубое, а трава?

5.        Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6.        Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.        Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8.        Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

        просят назвать время.)

9.        Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

  1. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?  

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

 20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1.        Больше лошадь.

2.        Вечером ужинают.

3.        Темно.

4.        Зеленая.

5.        Фрукты.

6.        Чтобы не было столкновения поезда         с автомобилем.

7.        Города.

8.        Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть         седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9.        Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

  1. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
  2.  Это инструменты.
  3.  Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
  4. Гвоздь -  гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
  5.  Виды спорта.
  6.  Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
  7.  Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.
  8.  Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
  9.  Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
  10. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса.

Методика исследования развития образно-логического мышления.

«Четвертый лишний».

Ребенку зачитывается 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти лишнее слово, и объяснить, почему оно лишнее.

  • Книга, портфель, чемодан, кошелек;
  • Печка, керосинка, свеча, электроплитка;
  • Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
  • Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
  • Добрый, ласковый, веселый, злой;
  • Дедушка, учитель, папа, мама;
  • Минута, секунда, час, вечер;
  • Василий, Федор, Иванов, Семен.
  • Река, мост, озеро, море;
  • Бабочка, линейка, карандаш, ластик.

(«Лишние» слова выделены курсивом)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

Определение психологической готовности детей ЗПР к обучению в школе (диагностический материал)

1. Определение психологической готовности к школьному обучению  2 Программа диагностики готовности к обучению в школедетей с ЗПР 7-го года жизни Блок № 1ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕНН...

Комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе

В данной работе собраны различные методики, помогающие определить уровень психологической готовности к школе...

ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагн...

Определение психологической готовности ребенка к школе

Готов­ность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных-психологических исследований. Приведена подробная информация о готовности, рекомендации по подго...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Презентация "Определение психологической готовности к школьному обучению" (по Гуткиной). Презентация содердит материалы программы....

Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые ш...