Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
консультация на тему

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_doshkolnika_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие дошкольника средствами музейной педагогики»

 

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.   Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  1. Наглядность.
  2. Доступность.
  3. Динамичность.
  4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  5. Обязательное сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
  6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

          Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

      Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

     Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

       Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  •  заполнение музейных дневников в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  •  выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

 Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

На этом этапе мы создается творческая группа педагогов, которая организует работу по созданию мини-музеев. Разрабатывается тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определяются перспективы создания мини-музеев и разрабатывается алгоритм по созданию мини-музеев:

  1. выбор темы мини-музея,
  2. определение места размещения мини-музея,
  3. планирование экспозиций,
  4. выбор дизайна оформления мини-музея,
  5. подбор экспонатов,
  6. оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
  7. разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
  8. разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
  9. разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музеев»

        Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

      1.Выбор темы мини-музея.

Выбирается тема. Месторасположение мини-музеев определяется  с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

      2.  Планирование экспозиций.

Мини-музеи ДОУ располагают сменными экспозициями. Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например: на базе мини-музея можно организовывать кратковременные экспозиции, например, посвящённые дню космонавтики.

      3. Выбор дизайна оформления мини-музея.

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.

    4. Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, необходимо опираться  на следующие принципы:

  •  партнерство родителей и педагогов;
  •  единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
  •  помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

      5.Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта мини-музеев по темам экспозиций.

      6.  Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

Формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.

      7.  Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Разрабатываются конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, подбираются стихи, сказки, загадки по темам мини-музеев.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

       На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаются мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех кто не смог посетить действующую экспозицию.

Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».

     В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в  мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Здесь необходимо придать особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности, ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 

Список литературы:

  1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. — СПб. : «ООО Изд. «Детство - пресс», 2010. — 192 с.
  2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 104 с.
  3. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »

В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля  организации работы в ДОУ по музейной педагогике...

"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"

Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...

Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами  музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....