«Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»
методическая разработка по теме

Наумова Екатерина Сергеевна

 

Методическая разработка

Консультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»

 Читателю предлагается  список полезной для начинающего педагага-психолога литературы с комментариями и пояснениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наумова Е.С.

педагог-психолог ГБДОУ№1

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Консультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»

Вашему вниманию предлагается короткий список литературы с комментариями. Некий «минимальный продуктовый набор», который необходимо предложить для ознакомления студентам-психологам или тем, кто только начинает работать с детьми.

Отмечу, что нужно за годы учёбы в университете постараться найти возраст, направление с которым Вам будет комфортно работать. Найти свою «нишу». Свою потребность работать именно с дошкольным возрастом многие психологи осознают только после выпуска. Повезло тем, кто смог вовремя осознать свою «специализацию» и с годами их «профессиональные вкусы» не изменились.. Выпускников педагогических ВУЗОВ часто готовят в «школьные» психологи и практику студенты проходят в школе. Большая теоретическая подготовка: возрастная, общая, социальная психология, экзамены, рефераты, курсовые… На работе выпускники обнаруживают  пробелы в знаниях и зачастую непонимание - откуда эти знания взять. Данные рекомендации пригодятся тем, кто стоит в самом начале пути. После нескольких лет практической работы у каждого профессионала возникает свой «список».

  • Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: Владос-пресс, 2003.

Может педагог-психолог работать не применяя рисуночные методики? Эта книга необходима всем психологам «школьникам», «дошкольникам» и всем, кто планирует работу с семьёй. Отличное рабочее пособие, его следует изучить подробно. Ценно то, что в книге есть примеры рисунков на каждый возраст, есть рисунки гиперактивных, тревожных детей и чёткая система его интерпретации.

Следует отметить, у 50-80 % современных детей слабо развиты графо-моторные навыки (дети практически не умеют рисовать).  Причина - современный образ жизни - телевизор и компьютер. Поэтому нельзя судить об особенностях ребёнка только по рисуночным методикам. Нельзя делать «интеллектуальные» выводы по рисунку  ребёнка 4 лет, особенно если у него есть явные логопедические проблемы, лучше сравнить его рисунки через год упорной работы ребёнка с логопедом. Более-менее достоверны рисунки с 5 лет, хотя «Несуществующее животное» целесообразнее использовать в  младшей школе.

  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Эта книга даёт возможность понять, в чём собственно заключается работа педагога-психолога. Дети подвижные, тревожные и агрессивные - вот «наш» контингент и главная задача, а не бесконечное поголовное тестирование внимания и памяти (хотя это тоже важна часть работы). Раньше эта книга называлась «шпаргалка для взрослых» - это более точное название, она написана доступно, но скорее для специалистов, чем для родителей. Здесь не только характеристики детей, но и конкретные рекомендации и упражнения.

  • Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  • Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок …Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.

Алексеева Елена Евгеньевна – опытный практик, у которого можно эффективно поучиться. В книгах – конкретные случаи примеры, рекомендации, рисунки, анкеты и даже несколько программ.

  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер – живой классик отечественной практической психологий. В первую очередь, можно рекомендовать её многократно изданные книги: «Общаться с ребёнком. Как?»  «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»

Данные  книги необходимы всем, кто собирается консультировать родителей. Обычно эти книги рекомендуют родителям, которые задумываются о взаимоотношениях с ребёнком и при нарушениях взаимодействия в системе родитель – ребёнок. Здесь всё самое главное: Я-сообщения и Активное слушание.

  • Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2006.

Тут комментарии не нужны, это надо знать и уметь. Эта книга необходима всем психологам и «школьникам», и «дошкольникам».

Эти 7 книг - первая базовая ступенька, дальше педагог-психолог может работать и творить. Важно, что к книгам удобно обращаться в повседневной работе, находить вдохновение и подсказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ

Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования....

Консультация для начинающего педагога-психолога. Это заикание?

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется...

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...

Рекомендации для начинающих педагогов-психологов.

В данном материале описывается опыт работы педагога-психолога по обучению родителей играм  с детьми дошкольного возраста.Чем интереснее и разнообразнее организовать мир игры ребенка, тем гармонич...

Для начинающих педагогов-психологов. Коррекционные игры и упражнения.

В данном материале представлены серии коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....

Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»

Если профессия становится образом жизни,то ремесло превращается в  искусство.И.Н. Шевелев...

Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)

Материал поможет начинающим педагогам - психологам, воспитателям и другим специалистам методически грамотно составить конспект занятия с детьми дошкольного возраста...