Рекомендации для начинающих педагогов-психологов.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мария Фёдоровны Гуторова

В данном материале описывается опыт работы педагога-психолога по обучению родителей играм  с детьми дошкольного возраста.

Чем интереснее и разнообразнее организовать мир игры ребенка, тем гармоничнее его встреча со взрослой жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvet_-_roditeli_uchatsya_igrat_s_detmi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Родители учатся играть с детьми

 

 Как пишет Л. Смирнова-Гангнус в книге «Азбука вежливости», «воспитание ребенка необходимо начинать с создания, вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. … учитывая возраст детей начинать воспитание надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым». С этим мнение согласятся и психологи, и педагоги, и родители. Действительно дошкольник, стремящийся познать мир, передает к нему свое отношение в игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей.

К сожалению, как показывает наш опыт, родители редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому; другие считают, что ребенок-дошкольник вполне самодостаточен и игра в одиночестве будет способствовать развитию целеустремленности; встречают и родители, которые попросту не знают, как играть с ребенком. Отсюда нередко возникает конфликт, когда, придя за ребенком в детский сад, родители слышат: «Я не хочу идти домой, я хочу поиграть в садике!». И здесь, во-первых, у родителя возникает ошибочное ощущение того, что в дошкольном образовательном учреждении дети занимаются лишь игрой как таковой, а во-вторых, выходит на первый план собственное неумение родителя организовать игру. Для того, чтобы показать родителям важность игры как основы формирования не только конкретных навыков и умений детей, но и развития их способностей, чтобы акцентировать внимание родителей на необходимости игровой деятельности, мы решили обратиться к такой новой для нашего дошкольного учреждения форме работы с родителями как проведение игровых занятий.

Для этого мы решили не просто рассказывать родителям о важности игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, но и предложить в игровой форме родителям задания с развивающими играми, чтобы на практике показать методы и приемы, применяемые при проведении игр с детьми.

Приведем несколько занятия, организованного для родителей средней группы (участвует 7-10 родителей).

В начале родителям рассказывается о том, что именно в игре формируются основные психические функции ребенка. Игра возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, имеет важное значение не только для сиюминутных занятий с детьми, но и для дальнейшего формирования их жизненной позиции. Чем интереснее и разнообразнее мы сможем организовать мир игры нашего ребенка, тем гармоничнее его встреча со взрослой жизнью.

Затем ведущий предлагает родителям сесть в круг и выполнить задания, которые выполняют на занятиях их дети.

1.        Игра «Знакомство»

Цель: Знакомство участников друг с другом. Вызвать у участников доброжелательное отношение друг к другу.

В этой игре взрослые (как и дети) передают друг другу мяч и говорят: «Меня зовут...», (как взрослого ласково называет мама (папа) и т.д.).

   

         2. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

На столе 4-6 игрушек. Предлагается их запомнить. Участники закрывают глаза, в это время одну игрушку убирают, потом открывают глаза и отгадывают, что изменилось.

3.        Игра «Пирамидка»

Цель: развитие восприятия величины, внимания.

       Раскладывание матрешек, мисочек, колечек пирамидки в возрастающем и убывающем порядке.

4.        Игра «Стоп»

Цель: развитие      внимания, быстроту      реакции,  преодоление двигательного автоматизма.

Участники двигаются под музыку. Внезапно музыка обрывается, остановиться, «замереть» на месте. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру, пока не останется только один играющий, который признается победителем.

        5.        Игра «Сложи узор»

Цель: развитие познавательной   сферы   психики, развитие наглядно-образного мышления, умения ориентироваться по схеме.

Родителям рассказывается о том, что в дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-образное мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и использует различные схематические изображения. Дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции. Взрослым предлагается собирать из кубиков разные узоры по схемам.  

6.        Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.

Родителям рассказывается о том, что на пятом году жизни у детей формируются зачатки логического мышления, которые проявляются в способности делать умозаключения, обобщать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями: овощи, фрукты, мебель и т.д.

Ведущий   показывает   таблицы   из   четырех   картинок, определить, какой предмет лишний и рассказать почему.

7.        Игра «Собери целое»

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Предлагается собирать разрезные картинки из 3 - 8 частей

8. Игра «Волшебные фигуры»

Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.

Участникам предлагается быть «волшебниками» и превращать нарисованные стандартные фигуры в какой-либо предмет или нарисовать картину (дорисовать таким образом фигуру). При этом организуется обсуждение созданных родителями изображений. Участники игры отмечают наиболее оригинальные из них.

9. Игра «Комплимент»

Цель: коррекция   взаимоотношений детей. Развитие доброжелательных       отношений       между        детьми, лучшего понимания себя и других, снятие барьеров в общении.

 Участники в кругу, передают мяч соседу и надо сказать ему несколько добрых слов, похвалить за что-то. Принимающий благодарит, говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

В конце занятия психолог еще раз рассказывает родителям о том, на что направлена каждая из предложенных игр. Дает возможность родителям записать ход каждой игры. Предлагает участникам подумать над возможными аналогичными играми дома и попробовать поиграть в них с ребенком. Таким образом, устанавливается основа для дальнейшего общения между психологом и родителями для развития игровой деятельности ребенка, взаимодействия ребенка и родителя и т.п.

Опыт проведения подобных занятий показывает, что даже такие, казалось бы простые игровые задания дают неожиданный интересный результат. Во-первых, многие родители с удивлением открывают для себя, что их дети могут выполнять достаточно сложные задачи. Например, на одном из наших занятий достаточно тревожная мама, не без труда сложив по схеме изображение, тихо спросила: «Неужели и мой Леша может так?». Дальнейшее общение с мамой показало, что она стала действительно иначе смотреть на своего ребенка, стала подмечать его ежедневные успехи. Уверенность мамы, в свою очередь, передалась и ребенку, что привело к положительным изменения в самооценке и реальным его успехам в детском саду. Однако не только дети вырастают в глазах своих родителей, но и наоборот, серьезное отношение к делам ребенка приводит к повышению авторитета взрослого.

Во-вторых, некоторые родители, ознакомившись с заданиями, по-видимому, осознали важность игровой деятельности с ребенком и стали систематически обращаться к психологу с целью дальнейшего ознакомления с возможными играми. Родители стали не только больше внимания уделять совместной игре с ребенком, но и старались понять психологический смысл известных игр, чтобы наиболее эффективно использовать игровое время.

В-третьих, проведение занятий со всей отчетливостью показало, насколько мы, взрослые, отличаемся от детей. Например, как правило, один или два взрослых в группе испытывают значительные трудности при выполнении задания «Комплементы». Тем не менее, даже однократное прохождение подобного группового занятия позволяет выстроить доброжелательные отношения в группе родителей. Переживание такого совместного опыта становится основанием для построения совместного диалога между родителями: они начинают обмениваться наблюдениями за детьми, собственным опытом игры и занятий с ребенком и т.п.

В-четвертых, такие занятия позволяют вступить психологу в реально продуктивное взаимодействие с родителями, без помощи которых работа психолога, как правило, нивелируется. Родители детей, которые испытывают объективные сложности в детском саду, после такого занятия чувствуют возможность подойти и задать вопрос, посоветоваться или поделиться своими мыслями, то есть фактически сами идут на контакт со специалистом.

В заключении отметим, что не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра со взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ

Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования....

«Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»

Методическая разработкаКонсультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ» Читателю предлагается  список полезной для начинающего педагага-психолога литературы с ...

Консультация для начинающего педагога-психолога. Это заикание?

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется...

Для начинающих педагогов-психологов. Коррекционные игры и упражнения.

В данном материале представлены серии коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....

Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»

Если профессия становится образом жизни,то ремесло превращается в  искусство.И.Н. Шевелев...

Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)

Материал поможет начинающим педагогам - психологам, воспитателям и другим специалистам методически грамотно составить конспект занятия с детьми дошкольного возраста...