Организация совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства
статья по теме

Каткова Ирина Владимировна

Презентация и доклад

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальное партнерство Подготовила: Каткова Ирина Владимировна, старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73» г.о.Саранск

Слайд 2

Дошкольное образование в XXI веке Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе.

Слайд 3

Политика в области образования

Слайд 4

Социальное партнерство Социальное партнерство в сфере дошкольного образования- это особый тип организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства

Слайд 5

Концепция социального развития детей Субъект культуры Субъект истории, общества Субъект деятельности, саморазвития

Слайд 6

Задачи Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Слайд 7

Дошкольное учреждение – открытая система

Слайд 8

Уровни социального партнерства Партнерство внутри системы образования Партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер Партнерство со спонсорами, благотворительными организациями

Слайд 9

Направления социального партнерства МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73» г.о.Саранск С семьями воспитанников; С органами социальной защиты населения; С учреждениями системы МВД, МЧС, ГИБДД; С образовательными учреждениями; С учреждениями культуры; С учреждениями здравоохранения.

Слайд 10

Формы работы с семьей Традиционные:

Слайд 11

нет радиционные :

Слайд 12

Взаимодействие с силовыми структурами

Слайд 13

Взаимодействие с учреждениями культуры Музеи Музей изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи

Слайд 14

Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д.Воронина

Слайд 15

Музей мордовской народной культуры

Слайд 16

Мемориальный музей военного и трудового подвига

Слайд 17

С Центральной детской республиканской библиотекой

Слайд 18

С театрами Драматический театр им. Яушева

Слайд 19

Мордовский национальный драматический театр

Слайд 20

Театр оперы и балета

Слайд 21

Республиканский театр кукол Городской детский центр театра и кино «Крошка»

Слайд 22

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения ГБУЗ «Детская поликлиника №1» ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» ГАУЗ РМ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер»

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Социальное партнерство как фактор успешного государственно-общественного управления образовательным учреждением

          Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так сложные проблемы, требующие решения: медленное развитие современной системы образования, обеспечение качества образования как главной задачи российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; привлечение социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов повышения его качества.

            Расширение границ социального партнерства диктует и новая политика в области образования. Если сегодня ведущую роль в управлении образованием России продолжает играть государство, то по научным прогнозам в перспективе некоторые функции управления будут переданы социально-педагогическим силам. Это видно из опыта развитых стран, где социальное партнерство является естественной формой существования системы образования. Основной принцип организации социального партнерства - сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели - всестороннего и полного развития личности ребенка.

             Социальное партнерство в сфере дошкольного образования - это особый тип организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства: государственными и местными органами власти, общественными организациями и социальными группами - нацеленной на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

              Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ. Социально-педагогическое партнёрство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.

Оценивая в целом положительный вклад учёных в разработку теории и практики социально-педагогического партнёрства, необходимо отметить, что данная проблема остаётся пока ещё мало изученной, а по ряду её аспектов – дискуссионной. В научных публикациях недостаточно раскрыт опыт становления и развития социального партнёрства в дошкольном образовании.

Остановимся на определении и соотношении ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство».

В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.

         Для проникновения в сущность социального партнёрства важно понимать, что партнёры не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Таким образом, под организацией социального партнерства мы будем понимать процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества.

         Все изменения в образовании  связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

       Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для

детского сада и школы очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков,  наличие существенных отклонений в их личностном развитии.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы,  нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой» системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

           Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.

           Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

− партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности (педагогический совет ДОУ, мини-педсоветы специалистов ДОУ по актуальным вопросам помощи нуждающимся детям, родительская общественность, педагогическое сообщество ДОУ и школы);

− партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на

уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);

− партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и др.

        Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях: 
-взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с органами соцзащиты населения;

- взаимодействие с учреждениями системы МВД, МЧС, ГИБДД;                   
-взаимодействие с образовательными учреждениями;              
-взаимодействие с учреждениями культуры;                  
-взаимодействия с учреждениями здравоохранения.                 
        Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 
           Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.                                                          
             Социум или окружающая среда, открывая перед ребенком безграничные возможности для познания, становится источником формирования и развития его эмоций, чувств, эстетических интересов и предпочтений, умений и способностей для активного и творческого освоения и изменения окружающей действительности. В связи с этим особую роль приобретает система отношений меж
ду структурными компонентами социокультурной среды, а также взаимодействие участников процесса культурной социализации ребенка, главными из которых являются образовательное учреждение и семья.

        В определении роли и значения семьи как первого и наиболее важного социального института в развитии личности, мы обращаемся к идеям народной педагогики (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский), рассматривающей мир внутренних семейных отношений, в которых растет и развивается ребенок как жизненно важное пространство, характеризуемое неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, своим укладом, стилем жизни, любовью родителей, родных и близких, обеспечивающих ребенку защиту и психологический комфорт, жизненную опору, возможность приобщения к национальным традициям и общекультурным ценностям (И.В. Бестужев-Лада, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик).

 Работа с родителями осуществляется систематично в соответствии с годовым планом. Традиционными стали ежегодные дни открытых дверей, общие родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы работы дошкольного учреждения. Немаловажная роль в работе с родителями отводится наглядной информации:  во всех группах оформлены уголки для родителей, которые постоянно обновляются. Родители участвуют в подготовке к праздникам, утренникам и другим мероприятиям, проводимым в ДОУ: выставки, смотры, конкурсы.

Воспитатели используют различные приемы работы с семьей, в зависимости о конкретных обстоятельств: индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, совместные мероприятия, анкетирование и т.д.

В настоящее время одной из актуальных проблем является низкий уровень педагогической грамотности родителей. В связи с этим в дошкольном учреждении постоянно действует консультпункт "Сотрудничество", который ориентирован прежде всего на родителей, чьи дети не посещают дошкольное учреждение в целях оказания им помощи в вопросах воспитания и обучения дошкольников. В рамках консультпункта родители могут получить консультации специалистов: педагогов, психолога, логопеда, врача-педиатра.

           Из разнообразных форм практики особо можно выделить проектную деятельность, которая помогает установить эмоциональный контакт с родителями в процессе сотрудничества. В нашем дошкольном учреждении разработаны и реализованы ряд педагогических проектов различной направленности:" Литературное чтение" - по приобщению детей к книжному искусству," Окно в мир"- художественно-эстетическому воспитанию" и др.

Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время данный вопрос чрезвычайно актуален. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования – «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям.                                        

Большое внимание в детском саду уделяется приобщению к родному краю при участии родителей. В текущем учебном году запланирован к реализации проект "Спасибо деду за победу!", приуроченный к 70-летию Победы в ВОВ. Совместное посещение культурных и исторических мест, последующее обсуждение увиденного оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Поэтому важность семьи, родителей в воспитании ребенка нельзя недооценивать, семья вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей.

В вопросах обеспечения безопасности дошкольников, наше учреждение сотрудничает с такими организациями как МВД, МЧС, ГИБДД. И это не только мероприятия по охране территории ДОУ. Нами организуются выездные экскурсии для воспитанников с целью ознакомления с профессиями: полицейский, спасатель, сотрудник ГАИ. Ежегодно дети старшего дошкольного возраста посещают учебный класс ГАИ, где в интересной и доступной форме сотрудники отдела пропаганды ГИБДД рассказывают о правилах дорожного движения.

         Большое внимание детский сад уделяет преемственности со школой.  Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем образования. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Принципиально важным должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству детей и взрослых. Работа со школой строится на основе ежегодного плана совместной деятельности. Мы сотрудничаем с МОУ "Лицей №43", который расположен в непосредственной близости. В 2011-2014гг. наше дошкольное учреждение участвовало в Федеральном эксперименте по преемственности со школой, что помогло нам систематизировать свою работу в этом направлении.

         Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества об-разовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности – совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

           Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

            Опыт работы показывает, что участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию по-знавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.

               Наше дошкольное учреждение расположено в центральной части города, благодаря чему в ближайшем с нами окружении находятся музеи, театры, детские библиотеки. Сотрудничество с музеями направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, Мордовии, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. 
         Музеи Саранска, с которыми установлены прочные взаимоотношения: 
  -   Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи

  • Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей    им.И.Д.Воронина
  • Музей мордовской народной культуры
  • Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945

             Формы взаимодействия ДОУ и музея 
• организация экскурсий;                                           
• проведение тематических занятий сотрудниками музеев;            
• совместное проведение различных мероприятий;                 
• посещение выставок;                                      
• участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями. 
           

 Сотрудничество с Центральной детской республиканской библиотекой:                                                 
• проведение занятий с целью воспитания интереса к чтению; 
• экскурсии;                                        
• участие детей и сотрудников детского сада в мероприятиях ЦДРБ; 
• участие сотрудников ЦДРБ в мероприятиях детского сада; 
• совместное проведение различных мероприятий. 

         Сотрудничество с театрами города помогает детям окунуться в мир творчества, сказок, волшебных превращений. На протяжении нескольких лет воспитанники нашего детского сада становятся участниками "закулисных путешествий" Драматического театра им. Яушева. Сотрудники театра не только рассказывают о внутреннем устройстве театра, но проводят экскурсию по всем тайным уголкам, где дети могут, например, попробовать наложить грим, примерить костюм героя, установить свет и т.д. Полученные впечатления надолго остаются в памяти ребенка, тем самым способствуя его всестороннему развитию. Яркими и незабываемыми бывают представления Мордовского национального драматического театра, где дети приобщаются к истокам родной культуры, знакомятся с национальными мордовскими сказками. В прошлом году воспитанники детского сада впервые посетили Театр оперы и балета, став зрителями музыкальной оперетты по сказке "Золушка". Постоянными гостями ДОУ являются актеры детских кукольных театров: Республиканского государственного театра кукол и Городского детского центра театра и кино "Крошка".

      Основополагающей задачей дошкольного учреждения является укрепление и сохранение здоровья воспитанников. Для реализации этой задачи в нашем ДОУ созданы все необходимые условия, кроме того мы используем и внешние связи: это взаимодействие с учреждениями здравоохранения. Ежегодно все воспитанники детского сада проходят медицинское обследование специалистами Детской поликлинники №1. Медицинское сопровождение осуществляется медсестрой ДОУ и врачом-педиатром Детской поликлинники. Также мы тесно сотрудничаем с ГАУЗ РВФД: два раза в год детей обследует врач-ортопед на выявление нарушений осанки и плоскостопия. С такими детьми в течение года проводятся специальные занятия по ЛФК.

            Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

«Основы организации игровой деятельности в образовательных учреждениях»

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение явля­ется непосредственной подг...

ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Программа лаборатории дошкольного воспитания по организации деятельности ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Обоснование, цели, задачи, направления и содержание работы....

"Матчевая встреча, как форма современной педагогической практики" - представление опыта совместной работы дошкольных образовательных учреждений города Дивногорска.

В данном материале представлен опыт совместной работы МБДОУ д/с №9 комбинированного вида 2 (вторая категория) и МАДОУ детский сад №17 города Дивногорска. Целью, которого является обобщение и представл...

Планирование и организация совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи в сфере физической культуры

В данной методической разработке представлена система работы  педагогического коллектива ДОУ с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосфе...