Методическая работа с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников
статья на тему

Юсовских Светлана Ивановна

опыт работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_2015.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация методической работы с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников»

из опыта работы старшего воспитателя                                                                    МКДОУ Д/С № 2 пгт Даровской                                                                            Юсовских Светланы Ивановны,                                                                                            стаж педагогической работы 30 лет,                                                                                             1 квалификационная категория

Познание окружающего мира и выражение своего отношения к нему - залог общего развития дошкольника, залог успешного обучения в школе. Развитие познавательной активности ребенка и речевое его развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок  познает объектов окружающего мира, тем больше  обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально-нравственным отношениям людей.

 Именно поэтому наш детский сад  сделал выбор приоритета:  «Познавательно-речевое развитие воспитанников».

       Через познавательную деятельность развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через НОД, где воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли,  фантазировать,   сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развить в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его  темах. Поэтому педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого воспитатели  стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, обследования, решения проблемных задач дети получают программный объем знаний, учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. В НОД присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей, для развития творческого мышления и повышения качества и результативности занятия. Посредством обучения дети развивают речь, память, логическое мышление, абстрактное воображение, креативность и самостоятельность.

Целью познавательно-речевого развития является:

-Всестороннее развитие личности ребенка,

-Приобщение к общечеловеческим ценностям,

-Формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

-Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.

-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности

-Совершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ по данному направлению.

Коллектив ДОУ создает необходимые условия для познавательно-речевого развития воспитанников.

     Создание условий  предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной  среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

Работая в данном направлении, мы используем следующие программы:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;
  2. О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»;
  3. В.П. Лыкова «Цветные ладошки»;
  4. Р.Б. Стеркина «Безопасность»;
  5. С.Н.Николаева «Юный эколог»

А в этом году постараемся изучить программу экологического воспитания детей дошкольного возраста Т.А.Носковой и по всей вероятности перейдем на нее вместо программы «Юный эколог».

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

  С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной  среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах  оформлены развивающие центры, уголки

направления  

развития ребенка.

развивающие центры (уголки, зоны)

физическое развитие ребенка

  • физкультурный уголок

социально-личностное развитие ребенка

  • уголок сюжетно-ролевой игры
  •  уголок ряженья

- уголок «уединения»

познавательно-речевое развитие ребенка

 - книжный уголок;

 - уголок природы,

- уголок детского экспериментирования и опытов;

  •  уголок строительно-конструктивных игр

художественно-эстетическое развитие

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.

В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:

-картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,

-дидактические игры,

-пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература), разнообразные дидактические, настольно-печатные игры ( лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем

В группах имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.

Активное использование педагогами развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.

Педагоги используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывание бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

  Для воспитанников ДОУ во всех возрастных группах созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская» и др.,  что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. В группах  накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием.                                                        

Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей.

- разные виды игр;

-сенсорное развитие;

- проектная деятельность;

- мнемотехника;

-досуги;

- кружковая работа;

- сотрудничество с социумом (ДДТ, библиотека, музыкальная школа, музей).

-  создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.),                                                                    -  решение речевых логических задач,                                                                                                - игры-драматизации,                                                                                                                            - использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

В детском саду  в течение всего учебного года  работает логопед.  Ведется коррекционная работа по предупреждению, преодолению нарушения звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для педагогов проводится много различных  мероприятий, например,:

  • Педсоветы «Искусство говорить с детьми», «Ребенок и книга»
  • семинар – практикум «Развиваем речь детей»,
  • мастер – класс «Развивающий массаж в речевом развитии детей»,
  • конкурсы «Пришли мне чтения доброго…», «Лучший уголок природы», «Огород на окне», «Лучший проект группы», ежегодный конкурс юных чтецов,
  • тематические недели «Новый год у ворот», «Неделя детской книги», «Золотая осень», «Родники родного края».

Проводятся консультации: «Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера», «Как способствовать развитию внимания старшего дошкольника», «Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников», «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых» и т.д.

Так же ежегодно в детском саду проводятся районные семинары по приоритетному направлению, например, «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД», «Повышение качества речевого развития в условиях введения ФГОС ДО», «Игра – средство познавательного развития дошкольников» и т.д.

Для педагогического просвещения родителей проводятся консультации: «Учение с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». Для родителей оформлены уголки, где помещается материал с советами по развитию речи детей.

Проведены семинары – практикумы «Учимся, играя», «Роль семьи в развитии речи детей», «Что нужно знать об интеллектуальной готовности детей к школе»

   С этого учебного года мы планируем работу семейного клуба «Речевичёк» для родителей младших и средних групп детского сада. Так же планируем выпустить брошюру из опыта работы детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников.

  Работу по познавательно- речевому направлению будем продолжать и совершенствовать в последующие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»

Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...

Методическая работа Семинар в детском саду (ДОУ)

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги...

Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО

Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО...

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Методическая разработка для педагогов детского сада. Тема "Дыхательная гимнастика"

Это практическое пособие предназначено для педвгогов детского сада, воспитанников 3-7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем. Направленность пособия ...

Методическая разработка для педагогов детского сада по теме: "Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет

Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3 - 7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем..Су - Джок терапию мож...