Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Титова Елена Юрьевна

данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ochumelye_ruchki.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЖАРКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Программа утверждена                                                                                               Утверждено:

на педагогическом совете                                                              Приказом  №____от ________

(Протокол №________)                                                                   Директор Дома детского творчества

                                                                                                            ___________________ Е.П. Гренкова  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ОЧ.УМЕЛЫЕРУЧКИ»

                                         Составитель: Титова Елена Юрьевна

                                         педагог дополнительного образования,

                                         возраст обучающихся   6-7 лет,

                                        срок реализации программы 1 год

пгт   Жарковский

2015 - 2016 уч.год

Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

         В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.

         Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия ДПИ.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия ДПИ могут быть привлекательными и доступными для детей старшего дошкольного возраста.

         Опыт показывает, что занятия ДПИ способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Методические рекомендации к реализации

программы кружка «Очумелые ручки» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления

Учебный материал кружка «Очумелыеручки» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план  занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 6 - 7 лет  30 – 35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек и подразделяется на две подгруппы, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.  

Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее, сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Далее происходит знакомство детей с инструментами и материалами через игру: «Здравствуйте, меня зовут Иголка». Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе . В последующей работе перехожу к показу технического закрепления . Перед практической частью делаю акцент на подбор материалов, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.     

Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.

        Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и  методам работы с различными материалами.

        Задачи:

  • содействовать развитию творческого мышления;
  • вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, коллективизма, обязанности, ответственности, культуры поведения и общения;
  • развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
  • продолжать формирование экологической культуры школьников;
  • способствовать развитию способностей к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.

Программа кружка основывается на следующих принципах:

  • Принцип увлекательности и творчества
  • Принцип системности
  • Принцип доступности
  • Принцип последовательности
  • Предметное обучение (даёт возможность быстрее и качественнее получить результат своего труда, позволяет избежать небрежности в проработке технологических мотивов).
  • Постепенное усложнение материала от простого к сложному
  • Учёт индивидуальных способностей воспитанников
  • Приоритет практической деятельности
  • Включение детей в разнообразную деятельность
  • Демократический стиль взаимоотношений с детьми

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «ОЧУМЕЛЕ РУЧКИ»

1. Знакомство с возможностями разных техник изображения.

2. Теоретические и практические занятия.

3. Практические работы в творческих мастерских.

4. Массовые дела кружка.

5. Участие в массовых мероприятиях.

Разнообразная  деятельность способствует воспитанию ответственности воспитанников, позволяет выйти за рамки программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приёмы, творчески реализовать себя, развивать эстетический вкус, совершенствовать качество выполненных изделий, переходить от простых операций к сложным.

Программа кружка предусматривает ознакомление с историей различных видов ДПИ, анализ образцов и современных произведений  ДПИ. Практическая работа  включает ознакомление с различными приёмами, которые осуществляются в процессе выполнения задания.

Для работы кружка требуется следующее оборудование и инструменты: шило, иглы швейные, нитки катушечные различных оттенков и цветов, клей-карандаш, «Титан», цветной и белый картон.

Для успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

  • словесные методы (беседа, объяснение).

Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

  • наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

  • практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

  • иллюстрации;
  • образцы работ;
  • схемы (техника заполнения фигур);
  • стихи, загадки.

Техническое оснащение:

  1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
  2. цветные нити разного качества;
  3. ножницы с тупым концом;
  4. шило;
  5. кусок линолеума примерно 25х25 см;
  6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;
  7. линейка, трафареты, фигурные лекала;
  8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;
  9. бросовый материал для дополнения изображения.
  10. учебные столы и стулья;
  11. белая бумага;
  12. волокнистые материалы;
  13. бисер;
  14. кисточки для клея;
  15. бумажные салфетки;

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Развитие творческих способностей детей.

Одним из показателей успеха в работе кружка «Очумелые ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах. Большой популярностью у кружковцев пользуются итоговые выставки работ, проводимые в школе, районе. Но наиболее желанной является для них все-таки  выставка, именно на этой выставке их работу увидят и оценят друзья, педагоги, которые в течение года не всегда, может быть, замечали трудолюбие  и интерес того или другого кружковца.  Родители, которые обязательно должны приходить на  выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить ее с работами других детей, а потом рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.

Формы подведения итогов:

оформление выставочного стенда в ДОУ;

участие в муниципальных,  региональных выставках и конкурсах;

выступление на родительских собраниях.


Критерии и методика диагностики

знаний и умений детей  

программы кружка «Очумелые ручки»

Низкий уровень: 

  • затрудняется в отсчитывании заданного количества точек; плохо ориентируется на плоскости; не всегда правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
  • мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях: холодные и теплые тона; с трудом подбирает цвет к фону; различает лицевую и изнаночную сторону изделия; затрудняется в различении толщины ниток.
  •  плохо владеет иголкой, ниткой, шилом; с трудом завязывает узелок и закреплять нитку в работе; в работе не всегда использует карты со схемами; низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
  •  не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой (хранить иглу только в игольнице и с ниткой;  нельзя ронять иглу на пол; передавать друг другу только тупым концом вперед;  нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;  нитку нельзя откусывать зубами; нельзя держать ножницы острыми концами вверх; передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед).

Средний уровень:

  • испытывает затруднения в отсчитывании количество заданных точек; ориентируется на плоскости; правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
  •    путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помощью педагога; мелкая моторика развита хорошо;  различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
  •    владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; высокая самостоятельность в деятельности; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточно самостоятельности для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
  • знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой, но необходимы напоминания педагога.

Высокий уровень:

  • легко ориентируется на плоскости, в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывает заданное количество точек, правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона,
  • хорошо развито цветовое восприятие, мелкая моторика рук развита хорошо; легко подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга; легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
  • владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
  • знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой.

Способы фиксации результатов


•Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Общее

 кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу.

2

2

-

2.

Заготовка природного материала.

2

1

1

3.

Работа с природным материалом.

12

2

10

4.

Плетение из бисера

14

2

12

5.

Картонное кружево

10

2

8

6.

 Изонить

20

4

16

7.

Плетение из волокнистых материалов.

6

2

4

8.

Подготовка к итоговой выставке.

2

-

2

Общее кол-во часов

68

15

53

Содержание программы

Тема 1. Введение в образовательную программу (2 ч)

        Теоретическая часть.Краткое содержание программы, организация рабочего места, правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.

       Формы работы: беседа - инструктаж, объяснение, показ

Тема 2. Заготовка природного материала (2 ч)

        Теоретическая часть. Введение. Методы заготовки природного материала.  -1 ч

        Практическая работа.  Заготовка стеблей, шишек, желудей, семян и другого природного материала. – 1 ч

                     Формы работы:  практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 3. Работа с природным материалом (12ч)

        Работа с природным материалом.

        Теоретическая часть. Показ образцов готовых  изделий. Планирование своей работы – 2 ч

       Практическая работа. Изготовление поделок и композиций из природного материала – 10 ч

1. Бабочка – 2 ч

1.Собачка – 2 ч

2.Ёжик – 2 ч

3.Гномики – 2 ч

4. Осенний пейзаж – 2 ч

         Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 4. Плетение из бисера (14 ч)

          Теоретическая часть. История создания бисера. Демонстрация готовых изделий. Планирование работы. Последовательность выполнения работы – 2ч

         Практическая часть.  Плетение цепочки (браслеты и бусы),  цветов. – 12 ч

1.Цепочка – 2 ч (по схеме)

2.Браслет – 2 ч (по схеме)

3. Бусы -  2 ч (составление своего рисунка)

4. Цветок фиалки – 6 ч

         Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 5. Картонное кружево ( 10 ч)

         Теоретическая часть. Ознакомление с историей возникновения. Демонстрация готовых изделий в технике «картонное кружево». Последовательность выполнения работы. - 2 ч

         Практическая часть. Изготовление работ в технике «картонное кружево»

1. Золотая рыбка – 2ч

2.Грибок –2 ч

3. Изготовление композиций по готовым цветным картинкам (из детских книг и раскрасок) – 4 ч

        Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 6. Изонить (30 ч)

         Теоретическая часть. Ознакомление с ДПИ. Изонить – один из видов ДПИ. Последовательность заполнения основных фигур изонити – круг и угол. (4 ч)

      Практическая часть. Изготовление композиций в технике «Изонить» - 16 ч

1.Букет для мамы (все) – 6 ч

2. Изготовление композиций в технике «изонить» по желанию детей

(Дракончик, Лягушка, Цыплёнок, Ёжик, Белочка, Бабочка, Цветок, Лебедь, Зимняя сказка) – 4 ч

3. Открытка к 9 мая (все) – 6 ч

          Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 7. Плетение из волокнистых материалов  (6 ч)

Теоретическая часть. Виды плетения. Демонстрация готового изделия. Последовательность выполнения работы – 2 ч

Практическая часть. Изготовление куклы- маслянички. (1.ручки – косичка из 3 прядей ; 2.Туловище – голова – ноги (разделяем нитями);

3. Украшение куколки (бисером, бусинами, тканью) – по желанию детей - 4 ч

         Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.

Тема 8. Подготовка и организация  итоговой выставки. Праздник творчества (2 час)

Оформление выполненных работ. Подведение итогов. Итоговая диагностика.

 Отбор выполненных работ. Составление каталога участников. Праздник творчества. Вручение наград.

В результате участия в кружке «Оч.умелые ручки» учащиеся должны

знать:

  • методы заготовки природного материала;
  • виды плетения;
  • методы плетения;
  • технику безопасности при работе с режущими предметами;

уметь:

-плести узоры из бумаги, волокнистых материалов, бисера;

делать узоры в технике изонить;

  • изготавливать из природного материала различные поделки и композиции.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Индивидуальный подход в работе кружка – это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия  используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.

Например:  

  1. В процессе плетения дети развивают мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, создают интересные и необычные изделия.
  2. Работа с самыми различными волокнистыми материалами значительно расширяет кругозор учащихся, у них развивается внимание и зрительная память.
  3. Работа с бисером требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу.
  4. Выполняя работу из природного материала, важно заинтересовать

               детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут             сделать задуманное своими руками. Они знакомятся с разновидностями растительного материала, у них формируется любовь к природе, родному краю и умение трудиться.

Способствует лучшему усвоению программного материала.

1. Наглядные пособия (схемы).

2. Образцы готовых работ.

3. Литература (альбомы, книги)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА

1. Работа над методическими пособиями.

2. Подготовка образцов в помощь и для самостоятельной работы воспитанников.

3. Планирование работы.

4.Анализ собственной деятельности кружка.

5. Программирование деятельности.

6. Обобщение опыта своей работы и изучение результатов деятельности воспитанников.

7. Совершенствование своего педагогического и профессионального мастерства.

8. Встречи с коллегами с целью обмена опытом.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях, олимпиадах. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний. Умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Оценка результатов обучения – это качество.

1.Изготовление изделий и их показ.

2. Участие в выставках.

УСЛОВИЯ    РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ

1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:

* образцы, изготовленные педагогом доп. Образования

* коллекция детских творческих работ

* схемы изготовления работ

Список литературы

Литература для учителя:

1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. — М.:  Изд-во Мое. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995. — 24

2.Законодательство Российской Федерации об образовании.  

 Федеральные базовые законы. — М.: ИФ «Образование в документах»,  

2001. — 2-е изд. — 104 с.

3.Коротов В.М. Программирование учебно-воспитательного
процесса как условие комплексного подхода // Сб. материалов

для обсуждения на совместном заседании Ученых советов   НИИ ОП и НИИ ОПВ АПН СССР. — М., 1988. — Л    с. 28.

4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993. —
48с. .

5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем  /Под ред. А.М. Моисеева. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 191 с.

6.  Региональная программа развития общего образования  Саратовской области на 1996-1998 годы  /Под ред. Л. Г. Вяткина,

Н. П. Корнюшкина. — Саратов: Слово, 1996. — 71 с. Симонов В. М. Педагогика: Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель-2, 1997. — 71 с.

Литература для  учащихся:

1. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры  Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, К°  Академия Холдинг, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет  имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»

Программа содержит:1.    Пояснительная записка2.    Учебно-тематическое планирование3.    Содержание программы            ...

Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»

Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Методологической основой программы являются методические разработки Фешина...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...