Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
статья по теме

Масленкова Лариса Михайловна

Опыт налаживания преемственных связей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar.doc24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

В условиях модернизации и инновационного развития современного общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому, сегодня основные задачи системы образования связаны с необходимостью найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания, необходимые для становления самобытности личностного образа, для диалогического взаимодействия с людьми. Важным показателем личностной образованности человека признается способность к саморазвитию, креативность.

Для возможности выполнения такого социального заказа, необходима организация непрерывного образования, то есть согласованности и перспективности всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.

Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого. Связь между новым и старым является основой поступательного развития процесса образования ребенка.

Сегодня, в связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе, уже второго покаления, разработкой федеральных государственных требований дошкольного образования, а теперь федеральных государственных стандартов, система дошкольного образования переживает переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»   к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования.

Отличительной особенностью современных стандартов является деятельностный характер образования, ставящий главной целью развитие успешной личности учащегося. Поэтому, преемственность целей и задач на разных ступенях образования должна получать логическое продолжение во взаимодействии педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать развитию успешности личности.

 Каждому педагогу важно понять, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому, при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер. А для этого  он должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, использования ИКТ в образовательном процессе и др……….

Исходя из важности заявленной проблемы, между Гимназией №3 и детским садом №26 было налажено конструктивное взаимодействие по проблеме: «Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в дошкольном учреждении и школе 1 ступени в целях формирования учебных универсальных действий и компетенций воспитанников и учащихся образовательных учреждений». Целью данной работы является обоснование, разработка и внедрение в практику системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ.

Совместную работу в данном направлении мы начали с выявления основных пробелов в существующей системе использования технологий в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а самое сложное, с изменения подходов к организации подачи знаний дошкольникам.

Можно смело сказать, что в нашей педагогической среде наблюдается некоторое игнорирование задач целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативных, речевых, регулятивных, общепознавательных, логических и др. Мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, на примере педагогов начальной школы, должны выстраивать свою образовательную деятельность таким образом, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания.

То есть, решать задачи формирования универсальных игровых действий.

Именно такое определение мы дали основной цели образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении. И именно поэтому, портрет выпускника нашего детского сада определяется  одной емкой фразой: дошкольник-универсал игровых действий. То есть,- это выпускник, наделенный качеством, характеризующимся умением поставить цель деятельности, стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способный к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

 Мы считаем, что формирование данных универсальных игровых действий происходит посредством грамотно организованной образовательной деятельности в ходе воспитательно-образовательного процесса.

           А начало правильно организованной образовательной  деятельности  появляется тогда, когда у ребенка «надо» меняется на «хочу», «мне интересно узнать».

Несомненно, игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Поэтому, в оорганизации образовательной деятельности, важно создание такой игровой среды, которая обеспечивала бы ребенку познавательную активность, соответствовала  его интересам, то есть имела развивающий характер. Чтобы научить играть, воспитатель должен  сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного действия в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

В целях обучения игровой деятельности нашим педагогическим коллективом были разработаны  правила для педагога:

- начиная с раннего возраста, важно работать над формированием игровых умений, одновременно ориентируя ребенка на осуществление игрового действия.  

- воспитатель должен играть вместе с детьми. В совместной игре воспитатель снимает позицию «учителя» и сменяет ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствует себя свободным и равным;

- на каждом этапе дошкольного детства, необходимо развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;

- поощрять инициативу, творчество, независимо от способностей ребенка.

Для воспитателя младшей группы это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач.

С целью формирования данного алгоритма действий у младших дошкольников мы используем элементарное экспериментирование. Для организации данной деятельности педагоги младших групп обустраивают уголки экспериментирования, подбирают оборудование и материалы, изготавливают игры – эксперименты.

Дети с нетерпением ждут  таких занятий, радуются новой возможности что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Выводы даются малышам ещё с трудом и пока основная роль остаётся за педагогом. Но  дети участвуют, помогают, и, уже, поправляют, подсказывают.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное экспериментирование.
         Эксперимент, уже самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему самому создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
        Наши педагоги активно включились в организацию исследовательской деятельности. Они  создают в предметной среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.   Каждый ребенок нуждается в объектах деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, побуждает его к поиску достижения цели, с применением имеющихся знаний, при этом стимулируя его активность.

Переход от передачи знаний к организации проживания определенной ситуации, актуализирует силы саморазвития ребенка. Структурной и мотивационной основой познавательно-исследовательской деятельности является проблемная ситуация.

Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, обычно начинается мышление. Поэтому, работу с дошкольниками мы организуем в русле проблемного подхода с использованием приемов, позволяющих удивить, заинтриговать.

Живой отклик вызывают у ребят самые обычные предметы и явления, умело представленные педагогом: дышащий плод каштана, «удивительное вещество» вода, окрашенные в необычный цвет  растения, спрятанная в забавном тексте или сигнальном рисунке загадка и др.

        Особое место в среде дошкольников отводится играм с правилами. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что дети, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к самостоятельной деятельности.

Моделирование  игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, активность действий, учит общению. На помощь игре педагоги создают многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр.

Овладев универсальными игровыми действиям, дошкольник сможет безболезненно переключиться в атмосферу школьного обучения и продолжать формировать универсальные, но уже учебные действия.

В ближайшей перспективе планируется разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду), способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Особое внимание решено уделять организации конструктивного взаимодействия между детским садом школой и семьей по вопросам использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...