"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"
методическая разработка на тему

Филина Марина Ивановна

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивации как направляющей поведения сотрудников на удовлетворение жизненно необходимых потребностей побуждающих к деятельности, чтобы не допустить "профессионального выгорания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филина Марина Ивановна,  старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Тема: «Модернизация системы управления образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС ДО с выходом на творческую инициативу, самоутверждение педагогов в профессии, стремление быть новатором, компетентным в обучении и воспитании детей».

Одним из основных принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) гласит о том, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5.», ориентированные на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия всех участников образовательных отношений на поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности в зоне ближайшего развития каждого ребенка с учётом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Социализация воспитанников будет успешнее протекать при условии вовлечения семьи в образовательный процесс через создание совместных образовательных проектов.

Повышение требований к педагогическим кадрам связано с принятием профессиональных стандартов, внедрением федеральных образовательных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий. Концепция развития районной системы образования (РСО) нацеливает образовательные учреждения на переход к механизмам эффективного контракта, где требуются обновление моделей повышения квалификации педагогических кадров.

        Модернизация системы управления образовательным учреждением ГБДОУ № 67 представлена нами структурой взаимодействия между субъектами и объектами единой системы, целью которой является: «Использование современных моделей и механизмов повышения профессиональной компетенции педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании в условиях реализации ФГОС ДО во исполнение Государственного заказа на оказание образовательных услуг в ГБДОУ № 67».

        Мы предполагаем, что потребности каждого представленного субъекта системы, ориентированные на качественный результат (успешность) реализуются при условии личной заинтересованности каждого, увлеченного поиском нового в коллективном творческом деле в режиме инновации, что позволит обеспечить выход на самоутверждение педагогов в профессии, стремление быть новатором, компетентным в обучении и воспитании детей.

        Представленная структура позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредствам использования мотивации как направляющей поведение сотрудников на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, побуждающих к действию, чтобы не допустить «профессионального выгорания», так как проведенный среди педагогов детского сада цветовой тест М.Люшера с целью оценки психоэмоционального состояния выявил риск «профессионального выгорания». У 20% (5) педагогов зафиксирован уровень эмоционального неблагополучия, который вызван проявлением агрессии, стрессом, депрессивным состоянием, что грозит начальной стадией профессионального выгорания. И, как следствие, снижение степени удовлетворенности профессиональной деятельностью, проявление инерции мышления, не желание с интересом обучать, развивать и воспитывать детей, вести за собой. Внутренние состояние педагога не должно отразиться на успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностную активность и социальную самостоятельность.

        Чтобы предотвратить степени риска и внести преобразование в структуру управления с ориентиром на движение от понятия «Квалификация» к понятию «Компетентность», где педагог способен умело применять знания и опыт во всех образовательных областях, во всех сферах жизнедеятельности ребенка, принимать правильные решения в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах, перед коллективом поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать повышению профессиональной компетенции педагогов через поэтапное введение в инновационную деятельность, при целенаправленном использовании в практике своей возрастной группы развивающих технологий, современных вариативных форм совместной деятельности педагогов с детьми, способов и методов организации НОД для успешного развития воспитанников.
  2. Расширять диапазон гуманизации образовательного процесса посредством субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений на принципах коллегиальности, партнерства и уважения с применением разнообразных культурных практик, где педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Чтобы получить запланированный результат и выйти на решение поставленных задач обратимся к составленному алгоритму деятельности, намеченном в структуре модернизации системы управления профессиональными компетенциями педагогов (далее по тексту Структура) представлена приложением № 1

  1. Выявление потребностей всех субъектов образовательных отношений:

Анкетирование, опросы и исследования образовательных потребностей и возможностей детей, педагогов, родителей, обработка информации к использованию.

  1. Мотивация на удовлетворение потребностей, побуждающих к деятельности, ориентированных на качественный результат (успешность):

Шаги

Целевые установки

Содержание

Педагогическая тактика

Признаки

Результат

Установление контакта

Создание общей эмоционально-положительной атмосферы

  • Взаимное приветствие;
  • комплименты;
  • обмен
  • эмоциональным настроением

«Я-сообщение» о положительных переживаниях, побуждение к эмоциональному контакту.

Эмоциональная (вербальная и невербальная) реакция принятия доверия.

Положительный настрой на предстоящую деятельность, взаимодействие.

Выбор объекта ценностей

Предоставление возможности выбора на основе проведенного анализа

  • Работа в микро группах с определенным заданием, предполагающим аналитических выводов

Отражение с позиции полезно-вредно», «хорошо-плохо» по отношению к рассматриваемым объектам

Оценивание пользы, убеждение что нет вреда

Выбор значимого объекта, определение позиции «Надо делать»

Личная заинтересованность

Обеспечение дифференцированного подхода к организации деятельности

  • Возможность презентации собственных суждений, мнений по заданной теме, организация диспутов…

Увлечение коллективным делом, где каждый может проявить свои знания и опыт

Постановка цели на основе субъективного интереса и коллективной значимости

Возникновение мотива к деятельности «Хочу – не могу иначе»

Погружение в тему

Установление связи опыта успешности в зоне актуального ближайшего развития

  • Интеллектуально-творческая разминка;
  •  экспресс-опрос;
  • обмен интересным содержанием
  • Авансирование доверием.
  • Создание ситуаций успешности при опоре на опыт

Активность представления субъективного опыта в коллективное дело

Утверждение позиции «Могу, у меня всё получится»

Выявление противоречий

Установление связи опыта успешности в зоне ближайшего развития

Возникновение проблемной ситуации осознание ее противоречия, формулировка проблемы

  • Побуждение к обнаружению противоречия, постановка вопроса для исследования.

Эмоциональная реакция: удивление, затруднение

Нравственная установка к деятельности «Буду делать»

Мотив к поиску решения проблемы

Организация активной мыслительной деятельности

Методы мозгового штурма, «фишбоун», «хорошо-плохо» для выдвижения и проверки гипотез

  • Организация поиска побуждение к исследовательской деятельности;
  • Поддержка инициативы, самостоятельности, оригинальности

Активный поиск вариантов решения Поисковый диалог, переживание чувства открытия нового

Продукт мыслительной деятельности –образ, модель, эскиз решения проблемы

  1. Изучение внутреннего потенциала образовательного пространства детского сада (участников образовательных отношений, развивающей предметно-пространственной среды):
  1. Экспресс-методики «Мотивация успешности».
  2. Самодиагностика «Круг, треугольники, квадраты».
  3. Рефлексия «Я хочу-могу-умею».
  4. Оценочные карты Е.А. Панько.
  5. Анкеты затруднений «Хочу, но не могу - затрудняюсь».
  6. Взаимопосещения «Ты – мне, я – тебе».
  7. Смотры развивающей предметно-пространственной среды.
  8. Конкурсы образовательных проектов «Чей проект лучше».
  9. Анализ профессиональной деятельности на соответствие п.3.2.5. ФГОС ДО.

        Выше перечисленные методы сбора информации о состоянии образовательной среды в ГБДОУ № 67 используются нами с позиции самодиагностики. Педагогам предоставляется возможность самостоятельно отследить уровень развития компетенций в единстве 3-х «Я составляющих» по отношению: к себе, другим, деятельности, сравнивая с предыдущими позициями экспресс опросов в динамике развития,например:

  • экспресс опрос «Мотивация успешности», предполагает быстроту реакции, педагогам необходимо быстро отметить в предложенном списке характерную и свойственную им позицию, при этом, время ограничено;
  • самодиагностика различного содержания, как правило, приветствуется педагогами, им нравится познавать себя, раскрывая потенциал своих возможностей. А что, если это, и станет зацепкой к саморазвитию, заинтересует и увлечёт к творческому самовыражению. Чтобы это произошло необходимо постараться и найти тот самый материал, который поведёт за собой, к примеру, тест на готовность к самосовершенствованию «Круг, треугольники, квадраты»;
  • рефлексия «Я хочу-могу-умею» позволяет через анализ собственной деятельности выйти на целеполагание, превращая «сырой» опыт в осознанные знания. Технология рефлексии состоит из 3 частей: (исследовательская, критическая, нормативная.) Каждая часть предполагает вопросы, отвечая на которые педагог самостоятельно оценивает результат и выстраивает алгоритм деятельности, с ориентирами на качественное изменение;
  • диагностическая карта профессиональных умений и качеств воспитателей по Е.А.Панько представляет собой модель профессионально компетентного педагога в части коммуникативной компетенции. Отмечая в карте наличие умений воспитатели и, специалисты анализируют актуальное состояние профессионального роста в зависимости от идеального образа, что позволяет увидеть перспективы и задуматься над самообразованием;
  • анкеты на выявление профессиональных затруднений педагогов в режиме реализации ФГОС ДО «Хочу, но не могу - затрудняюсь» составленные на доброжелательной основе авансируют успешность на условиях доверия, не вызывают состояния опасения и тревожности, а наоборот ощущения поддержки в совместном преодолении возникающих проблемных моментах;
  • взаимопосещения непрерывной образовательной деятельности «Ты - мне, я -тебе» позволяет постичь методики обучения и воспитания опытным путём, оценить, как работает та или иная действующая технология на практике, возможность её применения или преломления в собственной деятельности;
  • смотры развивающей предметно-пространственной среды и конкурсы образовательных проектов, «Чей проект лучше» назначение которых, поддержать инициативу и творчество педагогов являются на деле захватывающим видом деятельности, стимулирующим пытливость ума, поиск новых решений, креативность. Организуемые на базе детского сада смотры, конкурсы предполагают участие детей педагогов и родителей, что способствует сотрудничеству сторон, сплочению коллектива единомышленников на пути создания совместного образовательного проекта;
  • анализ профессиональной деятельности на соответствие п.3.2.5. ФГОС ДО может быть использован как метод само обследования в игровой непринужденной обстановке внутрифирменного обучения педагогов. Например, деловые игры по типу «Режиссёр» способствуют сплочению педагогов для работы в инновационном режиме.  Работая в микрогруппах, где каждому отведена своя роль, и ролевые действия по определенным правилам способствует самоорганизации и самореализации педагогов, в процессе творческого решения поставленной задачи по созданию образовательных ситуаций для краткосрочных и долгосрочных проектов.

  1. Поиск ресурсобеспечения, механизмов роста профессиональной компетенции определен нами тремя базовыми компонентами условий:
  1. Использование новых форм внутрифирменного обучения педагогов побеждают инерцию мышления и располагают к поисковой деятельности, способствуют мотивационному настрою к совместной творческой деятельности в процессе активного обсуждения актуальных вопросов в обучении и воспитании детей:
  1. Разноплановые деловые игры, такие как, «Калейдоскоп идей», «Мозговой штурм», «Хорошо-плохо», «Режиссёр», «Системный оператор ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера, а также игровые приёмы «Фишбоун» Д.Баланка, «Бином фантазии» Дж.Родари выступают как самостоятельные формы внутрифирменного обучения, так и средства достижения целив в решении поставленных проблемных вопросов в обучении и воспитании детей. Трансляция некоторых из них размещена в социальной сети работников образования nsportal.ru.
  2. «Ярмарки педагогических идей и проектов» стимулируют активность педагогов, способствуют развитию Я-концепции личностного роста: от самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции до самообучения. В копилку проектов помещены заявленные в ИМЦ Калининского района «лучшие практики реализации ФГОС ДО», «лучшие проекты участка детского сада», которые своевременно прошли экспертизу, получили одобрение и реализованы на территории ГБДОУ № 67. Положение о конкурсе «Лучший проект участка» и фотоотчеты новых форм организации детско-взрослой деятельности на основе реализации образовательных проектов: «Азбука дорожного движения» по ознакомлению с правилами безопасного поведения детей на улицах города; «Мир под солнцем» по экологическому воспитанию детей размещены на официальном сайте образовательного учреждения…
  3. «Союз единомышленников» включает в себя систему сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, которая раскрыта дорожной картой программы развития детского сада на период 2015-2019гг. Нашими социальными партнёрами являются: муниципальное образование МОМО «Прометей»; ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга; СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»;Школа традиционного каратэ «Путь»;СПб ГБУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья Калининского района»; ГБУ ДО «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».
  4. Программа работы с родителями ГБДОУ № 67, утвержденная приказом № 230-од от 31.08.2016г., разработанная творческой группой педагогов с целью развития системы управления образовательного учреждения на основе повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам взаимодействия с детским садом представляет новые формы с семьёй с перспективой организации нового современного образовательного пространства в ОУ. План-график («дорожная карта») реализации программы работы с родителями ГБДОУ № 67 предполагает деятельность новых неформальных объединений: семейный клуб «Доверие», творческая гостиная «Жизнь замечательных людей», выпуск газеты из жизни детей в ДОУ (актуальные вопросы и ответы) «Кто-кто в домике живёт», «Семейные посиделки».
  5. «Мастер-классы»и презентации передового педагогического опыта по результатам опытно-экспериментальной работы «Формирование представлений об олимпийском движении как средство воспитания интереса к физической культуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста» неоднократно представлялись сотрудниками детского сада на районных, городских и международных научно-практических конференциях. Материалы мастер-классов, презентаций и сертификаты докладчиков размещены на официальном сайте учреждения «Информационно-методические ресурсы» и на nsportal.ru. социальной сети работников образования.
  1. Создание условий поэтапного вхождения в инновационную деятельность:
  1. «Благоприятный микроклимат в коллективе» – это сложившаяся в педагогическом коллективе профессионально-творческая атмосфера, обеспечивающая тенденцию к участию педагогов в активных, поисковых и творческих формах работы. Этому способствуют совместные экскурсии, проведение тематических праздников «День дошкольного работника», «Юбилей дошкольного работника», активное участие в спартакиаде работников образования.
  2. «Стимулирование качества, включая неденежное» состоит из 5 направлений улучшений мотивации труда педагогов:
  • Материальное стимулирование (доплаты к заработной плате, премирование, награждения)
  • Улучшение качества рабочей силы (повышение квалификации, аттестация педагогических работников, методическая помощь и поддержка, обобщение и распространение передового педагогического опыта и т. д.)
  • Совершенствование организации труда (создание благоприятных условий для профессиональной деятельности ориентированной на достижение цели образовательного учреждения)
  • Неденежное стимулирование Каждая конкретная оценка несет в себе элементы стимулирования и мотивации.  Разновидности поощрения (одобрение, похвала, «авансирование» успешности и другие психологические стимулы) при гармоничном согласовании поощрения и порицания с целью реализации воспитательной функции, как для конкретного работника, так и для членов коллектива должны использоваться исключительно с целью повышения эффективности   деятельности ориентированной на готовность к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.  И как подтверждение этому победные кубки, медали, почетные грамоты и благодарности различного уровня за профессионализм и преданность любимому делу, публикации в Профсоюзном вестнике.

  1. «Делегирование полномочий» предполагает:
  • Вовлечение персонала в процесс управления (адекватное делегирование полномочий компетентным специалистам в процессе выработки управленческих решений на достижение поставленной коллективом цели образовательного учреждения).
  • Привлечение к образовательному процессу активных родителей, способных совместно решать злободневные вопросы в воспитании, образовании, охраны и укрепления здоровья воспитанников ДОУ посредствам организации работы актива участников образовательной системы в ДОУ. Программа работы с родителями ГБДОУ № 67 предусматривает внесение изменений в Положение о родительском комитете в части полномочий» и разработку план-программы «Содружество» по включению семьи в единое образовательное пространство ДОУ.
  1. Устойчивый интерес к поиску новых технологий, форм и методов работы:
  1. «Квик настройки» – это прежде всего самоорганизация педагога с ориентиром на самоутверждение и самореализацию, которая позволяет выйти на коллективное целеполагание.
  2. «Панорама достижений» - это прежде всего личная страничка на сайте учреждения, где размещена информация о достижениях педагога, детей группы и каждого ребенка в отдельности. Кроме того, нами предполагается создание панорамной стены – «коллективного портфолио», где каждому педагогу будет предоставлена возможность отразить свои успехи и достижения как в личностном плане, так и на профессиональном поприще (хобби и увлечения, профессиональные успехи).
  3. «Дни самоуправлений» предполагают:
  • Организацию детского актива «Самоделкин» по самоуправлению, через проектирование значимых мероприятий, праздников, развлечений. Документом, регламентирующим деятельность заявленного актива, станет «Положение о совместной детско-взрослой организации по самоуправлению» и приказ заведующего о назначении ответственных лиц по работе детского актива «Самоделкин». Планируемый результат: создание актив детского самоуправления, способствующий повышению активности, самостоятельности, увлеченности и заинтересованности детского коллектива в самоценных видах детской деятельности.
  • Принятие родителями (законными представителями) позиции активного участника образовательных отношений, возможности попробовать себя в различном качестве. Нами широко используются встречи с интересными людьми, например, «папой-инспектором ГИБДД», который проводил полноценное образовательное мероприятие в форме КВН. Родители выступают как равноправные партнёры в создании совместных образовательных проектов, являются соучастниками спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» или соведущими утренника. Фотоотчеты размещены на официальном сайте учреждения.
  1. «Тренера наставники»содействуют созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов и малоопытных воспитателей, способствуют обеспечению атмосферы взаимопомощи. Тренерское наставничество в ГБДОУ детского сада № 67 предусматривает систематическую индивидуальную работу опытных педагогов «тренеров» по развитию   у   молодого   или   начинающего специалиста   необходимых   навыков   и   умений   ведения   педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения. Положение о тренерском наставничестве и программы размещены на официальном сайте учреждения.
  2. «Пьедестал почета» как новая разновидность самооценки предполагает разместить своё имя на «лестнице успеха» - «пьедестале почёта» соотнеся свои достижения с критериями и индикаторами профессиональной компетентности и самостоятельно отследить своё первенство в профессиональной деятельности с периодичностью 1 раз в квартал и рассчитано на преобладание адекватной самооценки.

  1. Выход на результат.

Разработанный инструментарий мониторинга позволил нам отследить состояние профессиональной компетентности педагогов в трёх уровневой оценке деятельности, где:

  • 11 (44%) педагогов имеют существенные достижения в профессиональной деятельности, пользуются авторитетом среди коллег и родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Это идейные педагоги, со способностью творческого самовыражения в построении развивающего образования, умело применяющие на практике подходы личностно-ориентированной детской деятельности с установлением правил взаимодействия в разных ситуациях;
  • 9 (36%) педагогов проявляют активность, стремление к творчеству в создании развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия детей. У них сформирована мотивационная установка на развитие профессиональной компетенции, которая позволяет грамотно создавать социальные ситуации для поддержки индивидуальности и инициативы детей, однако, показатели еще не стабильные;
  • 5 (20%) педагогов, не отрицают профессиональный рост, они осознают необходимость повышать уровень квалификации посредствам обучения на курсах, семинарах и разного рода консультациях, не прибегая к самообразованию и самореализации, ориентированные в основном на внешние стимулы, испытывающие потребность в безопасности жизнедеятельности. Взаимодействие с участниками образовательных отношений на уровне субъект-субъектных отношений, иногда на дистанционном уровне.

Готовность распространения опыта и внедрения в РСО представлена таблицей «Анализ информационно-методических ресурсов» с указанием ссылок на материалы, размещенные в сети Интернет.

СТРУКТУРА

модернизации системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов ДОУ

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом

 Проектирование процесса формированияу детей старшего дошкольного возраста краеведческих представлений о символике родного города через организацию проектной деятельности....

Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

"Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования."

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...