СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Воспитание человека нравственного – одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед обществом в цело

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Дошкольник - не эстафета, которую пере​дает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных инсти​тутов. Девиз работы с родителями на сегодняшний день: «От сосуществования – к сотрудничеству и социальному партнерству»

Прежде всего, необходимо четко определить понятие социального партнерства.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Построение партнерских отношений между педагогами и родителями становится одной из важных сторон работы до​школьного образовательного учреждения.

При реализации продуктивного социального партнерства ДОУ и семьи возникают следующие проблемы:

-​ Низкий уровень социально – психологической культуры участников взаимодействия: родителей и воспитателей.

-​ Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

-​ Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания;

-​ Отношение педагогов ДОУ к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;

-​ Несформированность у родителей способности и потребности анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нацеливает родителей на активное участие в жизни образовательной организации, которую посещает их ребенок. Принципиально меняется и позиция образовательного учреждения по отношению к семье. Родителям отводится роль полноправных участников образовательного процесса. Новая роль закрепляется нормативно. Эффективным механизмом взаимодействия является система социального партнёрства, с помощью которой родители и представители различных субъектов, имеющие специфические интересы, организуют совместную деятельность. Многочисленные исследования, проведённые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что включение родителей в процесс воспитания и образования детей, как равноправных и равноответственных партнёров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребёнка, может быть обеспечено путём привлечением их в органы самоуправления. Для этого родители должны стать участниками управляющей структуры дошкольного учреждения и принимать участие в проектировании деятельности образовательного учреждения, в определение приоритетов развития и распределения ресурсов. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности. Решение этих актуальных вопросов становится возможным при условии разработки, апробации и описания моделей взаимодействия ДОУ с родителями раннего и дошкольного возраста, что позволит повысить качество воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста в различных формах вариативного дошкольного образования.

Для эффективного выстраивания партнерских отношений с семьями воспитанников возникла необходимость разработки новой модели сотрудничества ДОУ и семьи.

Цель: объединение возможностей ОО и семьи для выработки единой образовательной политики, для решения обоюдно значимых задач воспитания детей, достижение информационной открытости внутри общего образовательного пространства.

Задачи:

1.​ содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;

2.​ формировать у родителей грамотную воспитательную позицию и практические навыки воспитания детей;

3.формировать у родителей партнерскую модель взаимодействия

Принципы разработки Модели (организации сотрудничества ДОО и семьи)

1.​ Принцип аксиологичности (построение сотрудничества на основе базовых национальных ценностей).

2.​ Принцип деятельностного подхода (использование активных, деятельностных форм в выстраивании сотрудничества).

3.​ Принцип учета социокультурных особенностей Калужского края (актуализация нравственных идеалов и ценностей, хранящихся в культурных традициях Калужского края).

4.​ Принцип преемственности (сохранение положительного опыта взаимодействия с семьей, накопленного как в конкретной ДОО, так и в системе образования Калужской области, в целом).

5.​ Принцип интегративности (сотрудничество с семьей должно охватывать несколько уровней деятельности ДОО и быть органичной честью ее основной образовательной программы).

 Для эффективного применения модели на практике необходимо повышение педагогической культуры родителей, ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. С этой целью разработан план повышения педагогической компетентности родителей.

       Результативность модели

1.​ Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО

2.​ Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, ремонтных работах и других видах деятельности ДОО.

3.​ Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий.

4.​ Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса.

5.​ Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.

6.​ Повышение авторитета педагога и других работников ДОО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

7.​ Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

8.​ Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

Список литературы

1.​ Арнаутова Е.П. «В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй». М. 2004 Г.

2.​ Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих                первоклассников». Методическое пособие. М., ТЦ «Сфера». 2005 г

3.Евдокимова Е.С., Дозокина Н.В. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». М. «Мозаика – Синтез». 2007 г.

4. Козлова С.А. «Я – человек» Программа социального развития ребёнка. М. «Школьная пресса». 2005 г.

5. Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции». Методическое пособие для работников ДОУ. М. «Линка – Пресс», 2007 г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

«Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении к здоровому образу жизни».

Работа детского сада с родителями в приобщении детей к здоровому образу жизни....

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

Формы и технологии эффективного сотрудничества семьи и детского сада

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС....

Социализация дошкольников средствами духовно – нравственной культуры на основе сотрудничества семьи и детского сада

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников, это - установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации...

Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни

В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является задача сохранения и укрепления здоровья детей  в процессе воспитания и обучения....