Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
план-конспект занятия на тему

Мащенко Наталья Викторовна

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Педагогический совет не тему

«Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

 Цель: 

  • Провести педагогический анализ  воспитательно  -  образовательной работы ДОУ  в соответствии с  ФГОС ДО;
  • проведение  системного  анализа профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям ФГОС ДО,
  • развитие навыков  моделирования инновационных форм  работы  в  режиме дня,

Задачи:

1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

2. Проанализировать знания педагогов по интеграции образовательных областей в образовательном процессе детского сада.

                                     

                                     План проведения педсовета:

1.Выполнение решений  предыдущего педсовета.  (заведующая)

2.Итоги тематического контроля «Организация воспитательно- образовательного процесса в группах в соответствии с ФГОС»  (ст. воспитатель)

3. «Интеграция образовательных областей  в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС» (воспитатель)

4.Деловая игра.

                        Теоретический блок:

  • Конкурс капитанов.
  • «Знатоки ФГОС ДО» - вопросы для команд

                       Практический блок:

  • «От теории к практике»
  • Музыкальный конкурс «Музыкальные импровизации на тему интеграции»

5. Итоги анкетирования родителей «Анализ работы ДОУ» (воспитатель)

6. Подведение итогов педагогического совета.  

Особенности организации: деловая игра.

Ход педагогического совета

Организационный момент.

      Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы  проанализировать  состояние воспитательно  -  образовательной работы ДОУ  в соответствии с  ФГОС ДО.  С 1 сентября  2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в систему образования РФ, и в частности, в дошкольное образование. Оно стало новой ступенью образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ.

         Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт»

Стандарт -  это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова  «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

         В основе ФГОС ДО заложены принципы.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация)

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы организации детской деятельности

Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе  эти основополагающие принципы стандарта, эти базовые положения, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Главное, говорят авторы стандарта, не в содержании образовательных областей. Основные новации  стандарта в соблюдении принципов и их реализации. Встает вопрос, как реализовывать эти принципы, с  помощью каких технологий?

      В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня занимают очень не значительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.

Рассмотрим эти формы:

  1. Мастерская
  2. Проектная деятельность
  3. Чтение художественной, познавательной литературы
  4. Экспериментирование и исследование
  5. Технология «Ситуация»
  6. Коллекционирование

Поговорим о некоторых из них.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные  формы  работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок) Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная  ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и те, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом  создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

1.Выполнение решений  предыдущего педсовета.  

2. Итоги тематического контроля «Организация воспитательно- образовательного процесса в группах в соответствии с ФГОС» (справка прилагается)

3. «Интеграция образовательных областей  в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС» (воспитатель)

Что же изменилось в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования.  Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

В стандарте появляются требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах  будет фиксироваться уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

          При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестали заниматься с детьми в  детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. 

          И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

  2. Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования.  К ним  относятся  следующие  социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе  завершения дошкольного образования:

инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;

любознательность;

способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;

развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;

умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);

способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Таким   образом,   целевые   ориентиры   представляют   собой   не   оценку  достижений    ребенка   в   жестких   рамках:   знания,  умения    и  навыки,   а    социальные     и   психологические     характеристики  возможных достижений ребенка. Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая      и  мотивационная  готовность  к обучению в школе.

3. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту  игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Кроме игровой, ведущими видами детской деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

4.  Изменился  способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, т.е. субъект-субъектные отношения.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

      - образовательная деятельность в режимных моментах;

      - организованная  образовательная деятельность;

      - самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие,  включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и  понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом.  Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. 

5. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение  обязано:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования;

 - обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Таким образом,  повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

 Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Я побуждаю их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями.

     Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии  я имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы,

 -стимулирующие проявление своего рода совместных «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря,  

 -расширения представления о многообразии граней родного языка,

-воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы.

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД

-большая информативная емкость образовательного материала,

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок …»

4.Деловая игра.

                        Теоретический блок:

  • Конкурс капитанов.
  • «Знатоки ФГОС ДО» - вопросы для команд

                       Практический блок:

  • «От теории к практике»
  • Музыкальный конкурс «Музыкальные импровизации на тему интеграции»

        Как не раз было отмечено, что ведущим видом детской деятельности является  ИГРА, мы предлагаем вам поиграть в деловую игру «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО»

  1. Ход игры

Педагоги делятся на 2 команды: «ФГТ-шки» и «Интегрицы». В каждой команде выбирается капитан.

Теоретический блок  «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Конкурс для команд «Знатоки ФГТ»

Вопросы командам: (вопросы задаются по порядку)

  1. Когда принят ФГОС ДО – 17. 10. 2013 гю № 1155.
  2. В каком году он вступил в силу? – 1 января 2015.
  3. Каков объем времени реализации части программа формирующуюся участниками образовательного учреждения -40%
  4. Назовите направления  развития ребенка? – Их 5 -познавательное, речевое, физкультурное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое/.
  5. В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям?
  6. В какой из образовательных областей  решается задача развития игровой деятельности детей? – «Социально-коммуникативное».
  7. В какой из ОО решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи? – «Речевое развитие».
  8. На что направленно «Социально-коммуникативное развитие»

направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; 
  • становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания, формирование готовности  к  совместной   деятельности  со  сверстниками

 

Практический блок: «От теории к практике»

Материал: карточки – виды и формы организации детской деятельности.

Задание: определите формы работы с детьми по видам детской деятельности:

- Игровая

- Чтение (восприятие)

- Коммуникативная

- Познавательно-исследовательская

- Продуктивная

- Музыкально-художественная

- Двигательная

- Трудовая.

Время: 7 минут.

Критерий оценки:    5 баллов – полный, развернутый правильный ответ;

                                   3 балла –   ответ частично правильный, но неполный;

                                   0 баллов – нет ответа на вопрос.

Форма презентации: устное сообщение одного из членов команды.

Время презентации: 2 минуты.

Музыкальный конкурс «Музыкальные импровизации на тему интеграции»

достают карточку с определенной «Образовательной областью»,  и команда за 3 минуты  подбирает как можно больше музыкальных отрывков из песен на тему этой области. Побеждает команда, предоставившая зрителям и жюри самое большое количество музыкальных отрывков.

5. Итоги анкетирования родителей «Анализ работы ДОУ» (воспитатель) (справка)

6. Подведение итогов педагогического совета.

Проект решения:

  1. Педагогам всех возрастных групп продолжать изучать нормативно – правовые документы,  регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.
  2. Педагогам всех возрастных групп продолжать внедрять в образовательный процесс различные формы организации детской деятельности (проектный метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация»)

Срок выполнения – в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

Педагогический совет по теме: "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Определение уровня организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Планирование воспитательно - образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

«Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыко...