Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников
статья на тему

Пономарёва Галина Александровна
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые подходы взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotrudnichestvo_dou_i_semi.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые подходы взаимодействия.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Вопросами организации педагогического взаимодействия с семьями воспитанников мы занимаемся в нашем детском саду несколько лет. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Взаимодействие с родителями проводится по четырем направлениям, которые были позаимствованы у автора программы «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой.

Первое направление – информационно-аналитическое

Еще до поступления ребенка в МДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом:

  • приглашаем родителей с детьми посетить наш детский сад и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы;
  • представляем письменную информацию о работе МДОУ (презентация услуг детского сада) – «Визитную карточку»;
  • заведующая детским садом беседует на предмет условий посещения ребенком учреждения, оформляется договор;
  • составляем социальный портрет семьи воспитанника, знакомимся с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем.

Сотрудничество со стороны педагогов проходит под девизом «Давайте познакомимся» и включает: знакомство с основными задачами работы детского сада; знакомство с помещением группы, что позволяет родителям чувствовать себя комфортнее в МДОУ; знакомство с литературой по программе, игротекой детского сада. Задачи, которые предстоит решать в этом направлении, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, изучение медицинских карт и диагностические методики, используемые психологом, которые позволяют получить информацию об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; о характере взаимоотношений между родителями и ребёнком; о социальной ситуации в семье.

Второе направление – информационно-познавательное

Проведённый опрос показал, что наибольший интерес у родителей вызывают вопросы организации питания, проведения гигиенических и оздоровительных процедур, организация прогулок, продолжительность занятий. Для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения образовательной деятельности, условиями пребывания детей в МБДОУ проводим «День открытых дверей». (Выдержки из отзывов: «Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности», «Интересно наблюдать, как дети умело перевоплощаются в утят, лягушат, веселых зверушек, прыгают и танцуют»).

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. В разделе «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о деятельности детей в течение дня, демонстрируются детские работы. В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь мы предлагаем родителям, участие в организации этих мероприятий. Раздел «Советы и рекомендации» сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы, и проходит под девизом «Давайте изучать вместе». Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Целенаправленная работа с каждой отдельно взятой семьёй проводится исходя из проблемы ребёнка и запроса семьи. В каждой группе имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты дошкольного учреждения. Командой педагогов определяем направления для сотрудничества с каждой отдельно взятой семьёй по оказанию им педагогической поддержки.

Опыт семейного воспитания представляется в виде фотомонтажей «Знакомьтесь: семья», выпуска Газеты для родителей, в которых рассказываем об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду. Информационно-познавательное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности за воспитание ребенка.

Третье направление – досуговое

Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и очень часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные». Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Традиционной в работе нашего педагогического коллектива с семьей стала такая форма, как «Тематические недели». Что повысило интерес педагогов к созданию совместных со специалистами проектов, использованию активных форм взаимодействия. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Основная цель всех форм и видов взаимодействия МДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 50% – в оценке результатов. Согласно полученным данным на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинания. В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит.

Список литературы

  1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2013.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2010. N 1. - С. 41 - 49.
  3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2010. - С. 25 - 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...

«Активные методы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...

Обсуждение на тему: «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтоб...

«Родительско-педагогическая конференция, как форма организации сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных ...