Аналитический отчет 2013-2016г
учебно-методический материал на тему

Багбая Марина Олеговна

Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Сопровождает педагогов и родителей детского сада в образовательном процессе Основные направления деятельности представлены на слайде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_analiticheskiy_otchyot_2013-2016g.docx131.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление Образования г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 578

Аналитический отчёт педагога-психолога

Нефедовой Марины Олеговны

за межаттестационный период

с 2013 по 2016 г.

Екатеринбург 2016 год

Оглавление

Введение        3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        6

1.1.        Направление «Психологическая диагностика»        6

1.1.1.        Мониторинг адаптации к детскому саду        6

1.1.2.        Готовность к школе        8

1.1.3.        Психологическая диагностика по выявлению уровня профессионального выгорания        11

1.2.  Направление «Коррекционно-развивающая работа»        15

1.3.  Направление «Психологическое консультирование»        17

1.4.  Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»        18

1.5.  Организационно- методическая работа        20

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА        21

2.1. Мероприятия по повышению профессионального мастерства        21

2.2. Перспектива на будущее, карьерный рост.        26

Заключение        26

Словарь        27


Введение

 «То, что упущено в детстве,

очень трудно, почти невозможно

 наверстать в зрелые годы»

В.С.Сухомлинский.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

Базовая цель – создать условия по охране и укреплению психического здоровья воспитанников ДОУ.

Педагог-психолог – член педагогического коллектива, он включен в образовательный процесс и все формы работы педагогического коллектива и создает условия для продуктивного взаимоотношения всех участников воспитательного процесса: педагогов, родителей и воспитанников.

Таким образом, цель деятельности педагога-психолога ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья участников образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляю в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляю в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, осуществляю в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы и т.д.

Психологическая профилактика  целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Коррекционно-развивающая работа – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляю в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме занятий с элементами психологического тренинга, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

По перечисленным направлениям деятельности поставила следующие задачи:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение детей, родителей и педагогов на всех этапах образовательного процесса (адаптация, подготовка к школе и т.д.);
  •  определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • создание условий для повышения психологической компетентности и формирования компетенций у педагогов ДОУ в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога».

В своей работе использую принцип личностно-ориентированного подхода.

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) в ДОУ – концентрация внимания педагога-психолога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Принцип предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность.

Внедрение инновационных технологий в образовательной среде не обходят стороной и деятельность педагога-психолога.

Использую следующие технологии:

  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • ИКТ.

Здоровьесберегающая технология включает в себя формирование и сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса (кинезиология[1], психогимнастика)[2].

Нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, можно увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

В своей работе использую игры на развитие психических процессов, коррекции самооценки, развитие произвольности. Использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры.

Информационно-коммуникационные технологии основываются на использовании в своей работе компьютера, интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD,  CD, мультимедиа и др.

Сопровождаю педагогов и родителей детского сада в образовательном процессе (психологическое просвещение, передача знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с ребенком и детей между собой).

С участниками образовательного процесса использую следующие методы работы: моделирование[3], наблюдение, опрос, игровые методы, аутогенная тренировка, релаксация, психодиагностические тесты.

Для определения степени готовности ребенка к обучению в школе использую методику авторов Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полева, О.Б. Елагиной «ГОШа» (готовность к обучению в школе). Методика решает следующие задачи: прогнозирование успешности обучения в школе, предсказание возможных учебных трудностей ребенка.

Для сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ используется «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», предложенная И.В. Лапиной в методическом пособии «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». При диагностике учитываются индивидуальные и возрастные особенности дошкольника.

В работе с педагогами ДОУ для диагностики психологического феномена как «синдрома эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов, использую методику В. В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания».

Таким образом, психолог сопровождает всех участников образовательного процесса. Выступает помощником, просветителем, собеседником, игротехником, партнером, способствует комфортной атмосфере в коллективе, внушает уверенность в собственных силах, способным видеть различные ситуации несколько с другой позиции, опираясь на психологические знания.


Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО в нашем ДОУ проводится оценка развития детей, его динамика, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (или законных представителей).

 Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его развития);

- оптимизация работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

  1. Мониторинг адаптации к детскому саду

 Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него, прежде всего, это первый опыт коллективного общения. Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, это и эмоциональный и информационный стресс.

    Мониторинг периода адаптации проводится в 3-х видах.

  1. Анкета для родителей (Знакомство с семьей, развитие ребенка до поступления в ДОУ)
  2. «Адаптационный индивидуальный лист» - состояние детей в период адаптации к условиям ДОУ. (Заполняют воспитатели)
  3. Методика "Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ", И.В. Лапина (Оценка психоэмоционального состояния детей. Заполнение индивидуальных листов адаптации)

До поступления ребенка в детский сад нами проводится анкетирование родителей в целях сбора информации об уровне готовности ребенка к поступлению в ДОУ, условиях воспитания и развития.

    В 2013-2014 уч.г. использовались "Анкета для родителей" (приложение 1), по ней было опрошено 56 родителя, воспитанников групп раннего дошкольного возраста. С 2014-2015 уч.г. кроме «Анкеты для родителей», была предложена "Послеадаптационная анкета". В опросе участвовало в 2014-2015 уч.г. - 52 родителей воспитанников групп раннего дошкольного возраста, в 2015-2016 уч.г. - 70 человека, в 2016-17 гг. 57 род.

Результаты опроса по данной анкете позволили увидеть, что разработанная и внедренная в 2014 году программа «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к новым социальным условиям» дает положительную динамику в адаптации детей.

Количество вновь прибывших детей, первых и вторых младших групп:

2013 – 56 чел. (26 дев., 30мал.)

2014 -  52 чел. (30 дев., 22 мал.)

2015 – 70 чел. (31 дев., 39 мал.)

2016 – 57 чел. (29 дев., 28 мал.)

По методике "Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ", И.В. Лапина, получены следующие результаты за 2013 – 1016 гг. (табл. 1)

Показатели диагностики уровня адаптированности детей к ДОУ

Табл. 1.

п/п

Учебный год

Методики

Колличествуо детей с разным уровнем адаптации, %

Лёгкая

Средней тяжести

Тяжёлая

1

2013 - 2014

"Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ", И.В. Лапина

73

20

7

2

2014 – 2015

75

17

8

3

2015 – 2016

90

0

10

4

2016 - 2017

87

10

3

Как видно из результатов, представленных в табл. 1, в 2013-2014 уч.г. в зоне легкой адаптации находились 73% детей, показатель чуть ниже (на 2%), чем показатель в 2014-2015 уч.г. (75%), в 2015-2016 уч.г. в графе легкой адаптации находилось 90% детей. В 2016-2017 уч.г. в состоянии тяжелой адаптации находятся 3 % детей, что свидетельствует о снижении показателей по данному параметру.

    Для обеспечения благоприятной адаптации воспитанников была разработана программа «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к новым социальным условиям» (приложение 1). В данную программу входят следующие этапы:

1. Знакомство родителей /законных представителей вновь поступающего ребёнка с условиями, позволяющими обеспечить наиболее лёгкую степень адаптации к детскому саду, в виде выдаваемой памятки.

2. Групповые консультации для педагогов, осуществляющих набор вновь поступающих детей.

3. Ежедневное заполнение адаптационного индивидуального листа воспитателем на каждого ребёнка. Ежедневное наблюдение педагога-психолога за особенностями адаптации детей.

4. Проведение цикла занятий для детей, направленных на более лёгкое вхождение в новую для них социальную среду.

5. Выступление педагога-психолога на общем Родительском собрании для младших групп на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду».

6. Индивидуальное консультирование родителей/законных представителей по проблеме адаптации.

7. Анализ результатов адаптационных листов, заполнение таблицы по степени тяжести адаптации в группе и по детскому саду в целом. Представление мониторинга адаптационного периода в виде диаграммы.

8. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по адаптации. Для каждой семьи разработаны индивидуальные рекомендации с учетом особенности адаптации, и выданы на руки. А для педагогов представлены результаты на семинаре в процентах и выданы рекомендации.  

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая профилактическая работа в группах раннего возраста сокращает сроки привыкания детей к новой социальной среде, реже отмечаются случаи неполной адаптации, дезадаптированных детей нет.

  1. Готовность к школе

Методика «ГОШ» авт. Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина предназначена для определения степени Готовности ребенка к Обучению в Школе и представляет собой комплексное исследование особенностей психического развития ребенка, поступающего в школу. Предоставляет информацию:

  1. о степени зрелости познавательных процессов ребенка;
  2. об имеющихся у него на настоящий момент знаниях, умениях и навыках, релевантных учебной деятельности;
  3. об особенностях регулятивной сферы ребенка.

Задачи: прогнозирование успешности обучения в школе, предсказание возможных учебных трудностей ребенка.

Методика валидна, надежна, стандартизирована, но не имеет сертификации.

Сопровождение воспитанников подготовительных групп, включает в себя следующие этапы:

  1. Методика ГОШ проводится 2 раза в год (октябрь и май).

Диагностируются такие компоненты, как, природная составляющая интеллекта (Блок ПСИ – состоит из субтестов, позволяющих судить об особенностях функционирования познавательных процессов): уровень развития мышления через оценку умения выделять связи и отношения между объектами («Аналогии») и способности оперировать одновременно несколькими признаками в ходе анализа («Выбор фигуры»); измерение беглости и гибкости продуктивного мышления («Эскизы»). Память диагностируется через оценку глубины обработки информации, на которую способен ребенок при запоминании материала («МДС»).

Блок КСИ  - который определяется совокупностью знаний и навыков и является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит. Направлен, прежде всего, на оценку освоенности основных знаний, умений и навыков, которые должен получить ребенок в ДОУ. Содержание данного блока соответствует нормативным документам, регламентирующим образовательные стандарты в ДОУ. В блок КСИ входят субтесты: «Осведомлённость», «Понятливость», «Пересказ текста» и «Арифметический».

Блок ПР (психическая регуляция) в этот блок включены методы, направленные на выявление возможных психологических причин нарушения регулятивной сферы детей. Среди таких причин были выделены две: РВГ (расстройство внимания при гиперактивности) и тревожность.

  1. По результатам диагностики:

- на каждого ребёнка заполняется разработанная характеристика с индивидуальными рекомендациями для родителей;

- проводится индивидуальная консультация педагогов для ознакомления с недостаточно сформированными показателями;

  1. Разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа «Будущие первоклассники», направленная на создание условий для формирования психологической готовности к школе, с учётом необходимости развития тех или иных компонентов.
  2. Для педагогов представлены результаты на педсовете (табл.2). Составлены и выданы рекомендации по работе с детьми, имеющими особенности в развитии эмоциональной сферы, которые активно используют в своей работе.
  3. Для родителей: групповое собрание (ознакомление родителей с особенностями психологической готовности детей к школе, со способами развития психических процессов) (приложение 2). Разработана презентация «Психологическая готовность к школе». По результатам диагностики по каждому ребенку выданы индивидуальные рекомендации в семью.
  4. Индивидуальное консультирование родителей/законных представителей по маршруту дошкольника.
  5. После выполнения рекомендаций, данных психологом, и развивающих занятий, проводится в мае контрольная диагностика.
  6. Результаты представляются на итоговом педсовете педагогам, а также в виде диаграммы и таблицы на каждую группу и детский сад в целом.

Результаты за 2013 – 1016 гг. по методике «ГОШа» Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагин

Количество детей подготовительных групп:

2014 -  52 чел. (23 дев., 29 мал. + 2 отказ) = 49 чел;

2015 – 69 чел. (31 дев., 37 мал. – 5 чел. недотестированы 3-м, 2-д) = 64 чел;

2016 – 56 чел. (29 дев., 27 мал.)

Количество детей из «группы риска» и детей с недостаточной готовностью

Табл. 2.

Год выпуска из ДОУ

Недостаточная готовность (всего)

Удовлетворительная готовность

Достаточная готовность

 Всего

Из них - группа риска

 Всего

Из них - группа риска

2016г.

26%

28%

10%

46%

11%

2015г.

27%

36%

20%

37%

10%

2014г.

49%

41%

35%

10%

3%

В конце каждого учебного года, начиная с 2013г., после проведенных мероприятий проводили повторную диагностику. У детей «группы риска» произошло качественное изменение показателей (табл. 3)

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике ГОШа (воспитанники из группы с низкими показателями)

Табл. 3.

Блок

№ п/п

Параметры

Показатель %, низкие уровни

2013-2014

2014-2015

2015-2016

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

Начало года (входящая диагностика)

Конец года (исходящая)

Начало года (входящая диагностика)

Конец года (исходящая)

Начало года (входящая диагностика)

Конец года (исходящая)

Природная составляющая интеллекта

Простые аналогии (Умение выделять связи и отношения между объектами: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование)

53

2

53

5

66

7

Выбор фигур (способность оперировать несколькими признаками при анализе объекта: обобщение, соотношение, упорядочивание и классификация)

43

6

50

3

38

7

Эскизы (беглость и гибкость продуктивного мышления)

76

4

69

14

77

9

Метод двойной стимуляции (глубина обработки информации при запоминании)

51

20

45

17

43

21

Культурная составляющая интеллекта

Осведомленность (запас простых сведений и знаний о мире)

43

2

50

6

45

9

Понятливость (сформированность начальных представлений об основных закономерностях природных и социальных явлений, и уровень их понимания)

57

22

33

10

49

8

Пересказ текста (развитие речи)

39

6

34

5

25

10

Арифметический (степень освоенности простейших арифметических операций)

41

6

56

3

77

9

Готовность к школе

40

51

49

73

45

74

Психическая регуляция

Мотивация

20

3

25

4

23

5

Тревожность

51

33

58

9

61

10

Количество детей с ММД

По картам

5 чел.  (20%)+ 1 двуязычный

23 чел. (36%)

9 чел. (16%)

По диагностике

45

30

39

35

48

37

Как видно из таблицы 3, уменьшилась «группа риска» детей после проведенных коррекционно-развивающих занятий «Будущие первоклассники». Произошел рост по таким параметрам как: «Простые аналогии», «Выбор фигур», «Арифметический». Но есть недостаточно высокие результаты по следующим критериям: «Эскизы», «Метод двойной стимуляции», «Понятливость», «Пересказ», объяснить это можно тем, что дети подготовительных групп часто болеют, пропускают детский сад.

Также причину низких показателей можно объяснить тем, что сохраняется высокий процент детей с неврологическими диагнозами (РЦОН, миатонический синдром и т.д); 12% дети из неблагополучных семей (СОП), 10% дети из многодетных семей и опекаемые, а также дети семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

  1. Психологическая диагностика по выявлению уровня профессионального выгорания

В связи с написанием диссертации было проведено исследование по выявлению уровня профессионального выгорания, авт. В. В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания»

Цель: диагностирование психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

Задача: сбор первичной информации о педагогах ДОУ и об условиях их профессиональной деятельности.

Во время исследования проводился анализ первичных данных: возраст, стаж. Параллельно проводилось определение уровня эмоционального выгорания. Первичные данные были в норме.

В 2014-15 гг. в коллективе наблюдались частые вспышки агрессии, уход на больничный, напряженные отношения коллег, а также участились вредные привычки. Это послужило поводом провести повторное исследование для планирования дальнейшей работы с педагогами.

Полученные данные свидетельствовали о том, что педагоги находятся на уровне развития «психического выгорания». Обработка данных позволила получить ряд диаграмм и таблиц. Прежде всего, рассмотрим усредненные результаты анализа трех фаз эмоционального выгорания (рис.1)

Рис.1. Средние значения выраженности фаз СЭВ педагогов.

Итак, фаза напряжения появилась у 30% испытуемых, близки к этой фазе - 19% опрошенных.  

Фаза резистенции проявилась у 46%, близки к этой фазе 41%.

Фаза истощения появилась у 29% испытуемых, а близки к ней 30% испытуемых (рис.2).

Рис.2 Процентное распределение педагогов по степени  выраженности СЭВ.

Таким образом, в обоих случаях преобладающей является фаза резистенции, что свидетельствует о нарастании сопротивления воздействиями различных профессиональных стрессов, а также указывает на формирование психологической защиты (в виде стереотипов профессионального защитного поведения), позволяющей дозировано расходовать психические ресурсы.

Из табл. 4 видно, что половина тестируемых педагогов имеют выраженную стадию, относятся к стадиям «формирования» и «сформированности» во всех трёх фазах:

фаза «напряжения» - 49%;

фаза «резистенция» - 87%;

фаза «истощения» - 59%.

Эти данные свидетельствуют о высоком уровне эмоционального выгорания среди обследованных педагогов, что может быть показателем общего напряжения в коллективе, влияющем на эффективность образовательного процесса.

Численное распределение педагогов (в %) по степени сформированности эмоционального выгорания в каждой фазе

Табл. 4

Степень сформированности фаз

Параметры, %

Фаза "Напряжения"

Фаза "Резистенция"

Фаза "Истощения"

2013

2015

2013

2015

2013

2015

Отсутствие эмоциональное выгорание (в пределах нормы)

60

51

36

13

57

41

Формирующееся эмоциональное выгорание (средний)

30

19

34

41

34

30

Сформировавшееся эмоциональное выгорание (высокий, критический)

10

30

30

46

9

29

Каждый симптом, в зависимости от набранной суммы баллов (от 0 до 30), имеет свою степень сформированности: 

- 9 и менее баллов – не сложившийся симптом;

- 10-15 баллов – складывающийся;

- 16 и более – сложившийся симптом.

Степень сформированности симптомов в среднем по выборке представлена на рис. 3.

Рис.3. Распределение испытуемых по 12 симптомам эмоционального выгорания

Из рис.3 видно, что симптомы «неадекватное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» являются сформировавшимися, а симптомы «переживание психотравмирующих обстоятельств», «тревога и депрессия», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность (деперсонализация)», «психосоматические и психовегетативные нарушения» находятся в стадии формирования. Только симптомы «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой» действительно слабо выражены.

Рис.4. Уровень выгорания педагогов с разным педагогическим стажем.

Как показали исследования ученных (П. Торнтон, А. Пайнс и др.), и наше исследование является тому доказательством, стаж работы не связаны с уровнем «эмоционального выгорания» (рис.4.).

Поэтому целесообразней на основании результатов исследования уровня СЭВ по Бойко выделить три группы педагогов с разным уровнем СЭВ.

В первую подгруппу вошли педагоги в количестве 5 человек с показателями, которые соответствуют высокому и крайне высокому уровню эмоционального выгорания, составившие 33 % от общей выборки (рис.5).

Во вторую подгруппу были включены педагоги со средним уровнем выгорания, которые составили 33 % от общей выборки, в количестве 5 человек.

Третью группу составили педагоги с низкими показателями уровня эмоционального выгорания. В число респондентов данной группы вошли педагоги в количестве 5 человек, что соответствует 33% от общей выборки.

Рис.5. Уровень проявления синдрома эмоционального выгорания.

Из рис.5.  видно, что у большей части педагогов, так или иначе, присутствует синдром эмоционального выгорания: в первой группе складывающиеся и уже сложившиеся симптомы у 26%; во второй группе уже составляет 56%; а в третьей – 87%.

Таким образом, по результатам второго этапа исследования можно отметить, что у педагогов присутствуют симптомы эмоционального выгорания: педагоги чрезвычайно чувствительны, испытывают внутреннее раздражение, снижается эффективность труда, работа выполняется «через силу». При этом часть педагогов обнаруживают крайне высокую степень развития синдрома выгорания. Это позволяет говорить о существовании категории педагогов, входящих в особую «группу риска» развития деструктивных состояний, которые могут угрожать их физическому и психическому здоровью.

Чтобы решить эту проблему, в 2015 году на базе МБДОУ- д/с № 578 была создана программа «Островок счастья», в рамках деятельности которой проводились практические занятия с элементами тренинга, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов с высоким уровнем выгорания. Использованы методы активного обучения, направленные на формирование таких умений, как самоконтроль, желание идти на компромисс, планирование решения проблем, поиск личного ресурса педагога, арт-терапия, сказкотерапия, техники визуализации, релаксации, дыхания, а также проводились дискуссии, беседы, моделирование ситуаций, ролевые игры, психогимнастика.

Изначально присутствие на занятиях данной программы было добровольным. На начальном этапе работы «стажисты» настороженно относились к этой идее, считая, что, в силу своего опыта, они знают достаточно и дальнейшее обучение принесёт мало пользы, но с течением времени почти все педагоги стали посещать занятия.

Следует отметить, что немного ранее была попытка осуществлять психологическое просвещение, читая лекции, но она оказалась малоэффективна, поэтому для реализации данного направления вместо лекций стали проводиться практические занятия.

Оказалось, что, кроме достижения основной цели, эта работа помогает решить и другую немаловажную проблему. Благодаря занятиям улучшились межличностные отношения в коллективе. Сами педагоги признают, что коллектив стал более сплочённым. Это сказывается на их настроении, самоощущении, и как следствие, на микроклимате в группах.

Итак, задача психологической диагностики в ДОУ – выявление индивидуальных особенностей и проблем всех участников воспитательно-образовательного процесса. На основе полученных результатов – планирование коррекционно-развивающей работы.

1.2.  Направление «Коррекционно-развивающая работа»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. В нашем ДОУ предлагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.

Предметом моей деятельности по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы.

В 2014 году разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа «Будущие первоклассники», направленная на создание условий для формирования психологической готовности к школе. Система упражнений, представленных в программе, способствует развитию у детей произвольности психических процессов, достаточно продолжительной умственной работоспособности, умений обобщать и дифференцировать предметы и понятия, наглядно-образного и логического мышления. В ходе работы совершенствуются графические навыки и развивается мелкая моторика рук.

Также были использованы программы:

  • И.А. Пазухина «Давай познакомимся!», цель: тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет;
  • А.С. Раньжина «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», цель: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  • Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик», программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, цель: создать условия для естественного психологического развития ребенка.

При реализации данных программ ведущими выступают игровые технологии, создающие условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. Были использованы разнообразные компьютерные игры и групповые занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др), индивидуальных особенностей и качеств личности, устранению отклоняющегося поведения. Также использовала аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.). Применяла арттерапевтическую технику с музыкальным сопровождением. Также были проведены индивидуальные занятия по названным параметрам.

….

В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

1.3.  Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В нашем ДОУ педагог-психолог осуществляет консультирование по вопросам психического развития ребенка.

 

С запросами за межаттестационный период, обратились:

432 родителя, 55 работников дошкольного учреждения.

Запросы на консультациях родителей и педагогов.

Табл. 5

Проблемы

Количество обратившихся, %

Родители воспитанников (законные представители)

Педагогический коллектив

Способности ребенка

21

9

Интеллектуальное развитие личности ребенка.

12

15

Саморегуляция в (деловых) отношениях.

15

51

Межличностное общение

42

27

Детско – родительские отношения

6

6

Самочувствие и состояние здоровья.

6

3

Возрастные особенности детей

6

9

Психологическая готовность к школе

21

6

Взаимоотношение в семье

15

18

Из таблицы 5 видно, что в результате индивидуальных обращений родителей в межаттестационный период по проблеме «межличностного общения» выявлен самый высокий процент, что позволило организовать для родителей лекцию на данную тему.

Также проблема была выявлена по темам: «Способности ребенка», «Психологическая готовность к школе». Были проведены семинары (круглый стол) для педагогов и родительское собрание для родителей (приложение 2).

Даны индивидуальные рекомендации родителям (законным представителям) подготовительной группы по развитию психических процессов для работы в течение года, для улучшения показателей готовности к обучению в школе.

У педагогов высокий процент обращений по «саморегуляции» и «межличностного общения». Для решения этой проблемы была разработана программа «Островок счастья».

В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.

1.4.  Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает представление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Для достижения данной цели выстроили продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями, направленное на построение психологической безопасности образовательной среды в нашем ДОУ согласно ФГОС ДО.

Задачи деятельности педагога-психолога с воспитателями:

- предотвращение дидактогений (нарушение педагогического такта со стороны воспитателя);

- содействие в организации конструктивного общения детей в группе;

- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;

- создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;

- психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ.

 Психологическое просвещение в деятельности психолога заключается в повышении психологической компетентности воспитателей и родителей, что можно рассматривать как средство психопрофилактики.

В детском саду увеличивается количество детей с проблемами здоровья, с агрессивным поведением, с нарушением эмоционально-волевой сферы. На данный момент процент таких детей очень высок, а педагоги не всегда компетентны в данной области, родители не всегда точно обозначают свои проблемы.

В рамках программы «Островок счастья» 2016 г. организован и проведен цикл семинаров-практикумов, направленных на организацию индивидуального подхода к ребенку в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в целях повышения психологической компетентности педагогов и эффективности взаимодействия с детьми различных категорий.

Таким образом, за первый год существования Программы выявилось и развилось три направления деятельности:

 эффективное взаимодействие с детьми различных категорий, в том числе с детьми «группы риска»;

 социально-психологический климат в коллективе;

 саморазвитие.

На основе наблюдений и практического опыта могу сказать, что реализация Программы очень важна для ДОУ, потому что, чем больше педагог осведомлён об особенностях детей, тем легче ему найти индивидуальный подход к ребёнку, обеспечив наиболее благоприятный вариант его развития. Только самодостаточный, любящий, принимающий себя, стремящийся к саморазвитию человек, с той же позиции способен относиться к окружающим его людям.

При взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников обращала их внимание на особенности развития детей и значение грамотно выстроенного триединого подхода, привлекала родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр, занятий. В процессе консультативной работы («Адаптация к условиям детского сада», «Скоро в школу», «Дети с моторчиком», «Готовность к школе», «Кризис 3-х лет», «Тревожность», «Кризис 7 лет», «Мир семьи», «Возрастные особенности» и т.д.) родители детского сада познакомились со способами и приемами организации деятельности ребенка дома и в ДОУ, получили практические рекомендации, советы по развитию способностей детей дошкольного возраста и по организации детского времени. Проводились беседы, опросы. Родительские собрания сопровождались презентациями по различным темам. Также в групповых помещениях оформлены информационные стенды, где имеются папки-передвижки, памятки, буклеты с постоянно обновляющейся информацией по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, развитию творческих способностей детей. Это создает условия для повышения психологической грамотности родителей. По результатам анкетирования большинство родителей положительно оценивают работу педагога-психолога. 

 Составлены рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми, имеющими особенности в развитии эмоциональной сферы, которые активно используют педагоги ДОУ в своей работе.

В 2014-2015 учебном году организовала цикл общеродительских собраний с участием педагога-психолога высшей категории, руководителя РМО педагогов - психологов Чкаловского района, Почетного работника образования, методиста ИМЦ Чкаловского района И.Ю. Серпионовой. По темам: «Минимальные Мозговые Дисфункции», «Типы воспитания, деформирующие характер ребенка», «Этапы нравственного становления ребенка», «Воспитание мальчиков и девочек», «Основы семейного жизнестроя», «Жизненные сценарии».

В 2014 году в рамках работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию (ТЖС), разработан «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка» (приложение 3) и «Карта фиксации индивидуальной работы» (приложение 4) для улучшения взаимодействия с детьми, имеющих социально неблагоприятную ситуацию для развития.

1.5.  Организационно- методическая работа

Организационно-методическая работа включает в себя следующее:

  1. Работа с медицинскими картами и психолого-педагогической документацией.
  2. Анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих и /или коррекционно-развивающих программ.
  3. Подготовка к консультации воспитателей, с целью формирования у последних потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
  4. Подготовка и оформление информационных стендов для родителей.
  5. Подготовка информационных писем (памяток) для родителей.
  6. Анализ и обработка результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и воспитателей.
  7. Изучение материалов периодической печати, с целью подготовки к индивидуальному или групповому консультированию родителей/педагогов.
  8. Подготовка материала для проведения групповой /индивидуальной работы с детьми.
  9. Подготовка психологического инструментария к обследованию, написание заключений.
  10. Заполнение отчетной документации педагога-психолога.
  11. Введение персонального сайта.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

2.1. Мероприятия по повышению профессионального мастерства

Сообщаю о себе следующие сведения:

  • ФГБОУ ВПО «УрГПУ», ДИПЛОМ от 05.11.2013г., Психология, освоила основную образовательную программу высшего профессионального образования. Присвоена степень МАГИСТРА по направлению «Психология» - 4320 часов
  • ФГБОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург - 2011, Психология, Присуждена степень БАКАЛАВРА по направлению "Психология".
  • Свердловское областное училище культуры - 1998, Организатор досуговой деятельности, Руководитель народного хора.

Вхожу в состав творческой группы и принимаю активное участие в методической работе на уровне ДОУ, в проведении и организации утренников, концертов и конкурсов.

Стаж педагогической работы (по специальности) – 21 год; в данной должности – 4 года; в данном учреждении – 3 года.

В межаттестационный период принимала участие в:

- работе районного методического объединения педагогов-психологов Чкаловского района с 2013 по настоящее время ежемесячно;

- Всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший педагог-психолог — 2015», ДИПЛОМ второй степени

- вебинаре "Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности", СВИДЕТЕЛЬСТВО от 11 января 2016г.

- МИОП Лидер Международной олимпиаде для педагогов «Тест на соответствие занимаемой должности», 11.02.2016г., Диплом Лауреата.

- МИОП Лидер Международной олимпиаде для педагогов «Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей», 10.03.2016г., Диплом II место

- МИОП Лидер Международной олимпиаде для педагогов «Организация и содержание деятельности педагога-психолога», 07.04.2016г., Диплом Лауреата.

- МИОП Лидер Международной олимпиаде для педагогов «Моя профессия – Педагог-психолог», 07.04.2016г., Диплом 1 место

- МИОП Лидер Международной олимпиаде для педагогов «Креативная компетентность в условиях внедрения ФГОС», 17.05.2016г., Диплом Лауреата.

С целью обмена опытом с коллегами и просвещение родителей мною создан персональный мини-сайт http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna, http://infourok.ru/user/nefedova-marina-olegovna  для педагогов ДОУ и родителей.

Свой педагогический опыт представила:

-  в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование: теория и практика», СВИДЕТЕЛЬСТВО от 02.02.2015г.;

- во Всероссийской конференции "Коучинг и реализация, индивидуально-ориентированный подход в соответствии с ФГОС", публичное представление собственного методического материала, СЕРТИФИКАТ от 20 октября 2015г.

- во Всероссийской конференции "Профилактика психологических проблем у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования", публичное представление собственного методического материала, СЕРТИФИКАТ от 12 января 2016г.

- в публикациях на сайте детского сада (http://578.tvoysadik.ru), на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka по теме: «Игра в системе дошкольного образования», на личном учительском сайте: http://infourok.ru/user/nefedova-marina-olegovna по темам: Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок", гиперактивный ребенок формы и методы работы, Организация индивидуального подхода к ребенку в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  Как помочь в группе ребенку с СДВГ. Упражнения с гиперактивными дошкольниками и др. На сайте: http://kuzzya.ru/lichnyy-kabinet, публикация на тему: «Игры на развитие воображения».

Публикации

Место

Дата

Тема

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

16.10.2015г.

«Игра в системе дошкольного образования»

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

19.10.2015г.

Как выбрать игрушку для ребенка?

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

19.10.2015г.

Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

19.10.2015г.

Несколько советов родителям дошкольников и младших школьников

Всероссийская конференция «Коучинг и реализация, индивидуально-ориентированный подход в соответствии с ФГОС»

20.10.2015г.

Тренинг «Островок счастья»

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

21.10.2015г.

Электронное портфолио

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

26.10.2015г.

«Собрание для родителей будущих первоклассников»

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

09.12.2015г.

Эссе «Моя профессия педагог-психолог»

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

17.12.2015г

Появление в семье второго ребенка: радость или… ревность?

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

17.12.2015г.

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

17.12.2015г

Как правильно общаться с ребенком

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

17.12.2015г

Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

http://nsportal.ru/nefedova-marina-olegovna

30.06.2015г.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Сайт работников образования «КУЗЯ»

www.kuzzya.ru

11.01.2016

публикация № 104174

учебно – методического материала на тему: «Игры на развитие воображения»

Всероссийская конференция «Профилактика психологических проблем у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

12.01.2016г.

Цикл семинаров для педагогов на тему: «Организация индивидуального подхода к ребенку в соответствии с требованиями

ФГОС ДО»

https://infourok.ru/user/nefedova

09.12.2015г.

Ребенок пошел в школу

https://infourok.ru/user/nefedova

09.12.2015г.

Конспект занятия во второй младшей группе «Здравствуй зима!»

https://infourok.ru/user/nefedova

09.12.2015г.

Эссе «Моя профессия педагог-психолог»

https://infourok.ru/user/nefedova

11.01.2016г.

Упражнения с гиперактивными дошкольниками

https://infourok.ru/user/nefedova

11.01.2016г.

Игры на развитие воображения

https://infourok.ru/user/nefedova

20.01.2016г.

Как помочь ребенку с СДВГ

https://infourok.ru/user/nefedova

20.01.2016г.

Гиперактивный ребенок формы и методы работы

https://infourok.ru/user/nefedova

28.01.2016г.

Семинар для педагогов «Гиперактивный ребенок»

https://infourok.ru/user/nefedova

10.03.2016г.

Агрессивность у детей дошкольного возраста

https://infourok.ru/user/nefedova

30.06.2016г.

Как подготовить ребенка к детскому саду

     Для повышения уровня квалификации в течение межаттестационного периода посещала следующие семинары:

  • 2016 г. – МБУ Екатерибургский Центр психолого-педагогисеской поддержки несовершеннолетних «ДИАЛОГ», участник цикла семинаров "Формирование предпосылок к учебной деятельности как результат освоения образовательной программы дошкольного образования", 9 ч., СЕРТИФИКАТ
  • 2016 г. – участник районного семинара «Технологии работы с обучающимися «группы риска»
  • 2016 г. - Школа риторики «РАВНОВЕСИЕ», прошла обучение на риторическом курсе "Роль женщины в создании семьи и воспитании детей", 6 ч., СЕРТИФИКАТ
  • 2015 г. – приняла участие в мастер-классе: «Модернизация рабочего места психолога с помощью программного продукта 1С:» Психодиагностика общеобразовательного учреждения».
  • 2015 г. – приняла участие в практико-ориентированном семинаре на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовании» в рамках тематической недели Ресурсного центра МБДОУ № 438
  • 2014 г. - приняла участие в районном семинаре не тему «Особенности право- и левополушарных мальчиков, и девочек».
  • 2014 г. – приняла участие в городском семинаре-практикуме в рамках второго этапа педагогических чтений на тему технологический подход к процессу подготовки обучающихся к ЕГЭ»:
  • 2014 год – приняла участие в работе семинаров на темы «Построение индивидуальной образовательной траектории ребенка в соответствии с требованиями ФГОС», «Взаимодействие с родителями по организации индивидуальной траектории ребенка в соответствии с требованиями ФГОС». СЕРТИФИКАТ ИКЦ «ИРбис», 8ч.
  • 2014 г. – приняла участие в семинаре «Механизмы подготовки педагога-дошкольника к процедуре аттестации в условиях введения ФГОС ДО и профессионального стандарта для педагогов». СЕРТИФИКАТ НОЧУ ДПО «АКЦЕНТ-ПРОФИ», 8ч.
  • 2014г. - Школа прикладной соционики.  СВИДЕТЕЛЬСТВО успешно освоила курс Основы соционической диагностики.
  • 2012 г. – МБУ ЕЦПППН «ДИАЛОГ», участник цикла семинаров "Особые дети" в рамках реализации проекта «Школа здоровья», 9 ч., СЕРТИФИКАТ
  • 2010 г. - СЕРТИФИКАТ за участие в программе семинара: "Сказка, игра и песок в работе с детьми" Санкт- Петербургский институт системных технологий, 16 ч.

   Сведения о повышении квалификации:

  •   СВИДЕТЕЛЬСТВО от 13.05.2015г., 26.05.2016г. прошла обучение на семинаре «Системный подход в консультировании детей и подростков в условиях образовательного учреждения» Часть 1,2, 72 ч.    
  • Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Институт практической психологии "ИМАТОН" - УДОСТОВЕРЕНИЕ 25-27.03.2015г. Прошла обучение по программе повышения квалификации «Начальная школа: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся», 24 часа.
  •  НОЧУ ДПО «АКЦЕНТ-ПРОФИ». УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации от 22.02.2015г. по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников с проблемами эмоционально-личностной сферы в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 72 ч.
  • Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Институт практической психологии "ИМАТОН" - СВИДЕТЕЛЬСТВО от 25.01.2014г. Прошла курс повышения квалификации по авторской программе «Психологическое консультирование детей и родителей», 72 ч.
  • ФГБОУ ВПО «УрГПУ», УДОСТОВЕРЕНИЕ о краткосрочном повышении квалификации по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт: актуальные вопросы введения», 2012г., 72 ч.
  • ИРО, УДОСТОВЕРЕНИЕ о краткосрочном повышении квалификации по программе: «Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях» 2011г., 80 ч.
  • ФГБОУ ВПО «УрГПУ», УДОСТОВЕРЕНИЕ о краткосрочном повышении квалификации по программе «Практическая психодиагностика», 2010г., 72 ч.

 Регулярно принимаю участие в район и городском фестивале творческих возможностей педагогов «Большая перемена»:

  • 2013 год – подготовка номера и участие в районном конкурсе «Большая перемена - 2013» в номинации «Капустник».
  • 2014 год – районный конкурс 1 место в номинации «Музыкальная композиция»
  • 2014 год - лауреат городского конкурса «Большая перемена - 2014» в номинации «Народное творчество».

             


2.2. Перспектива на будущее, карьерный рост

В следующий межаттестационный период планирую работать в тех же направлениях. Для успешного функционирования нашего детского сада ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Для осуществления преемственности со школой, приобрести и ознакомиться с сертифицированной методикой «Определение готовности к школе» Л.А. Ясюковой (часть 1).
  2. Разработать систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
  3. Провести психодиагностическую работу с педагогами ДОУ с целью выявления уровня сформированности личностных качеств и профессиональных компетенций в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога».
  4. Продолжить работу с педагогическим коллективом на повышение психологической компетентности в организации индивидуального подхода к ребенку в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  5. Повышать свой уровень квалификации:

– пройти курсы повышения квалификации по «Песочной терапии», оборудовать уголок;

- пройти курсы «Тренинг тренеров», для более успешной работы с педагогическим коллективом.

  1. Проведение ряда мероприятий по преемственности детский сад – школа (разработать мероприятия совместно с педагогом - психологом школы)
  2. Обустроить кабинет психолога в соответствии с существующими требованиями СанПина.

Заключение

Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.

Проведенная работа в 2013-2016 учебном году носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению за счет индивидуальных и групповых занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.


Словарь


[1] Образовательная кинезиология – наука и практика о том, как учиться любому новому делу легко и радостно через двигательную активность. 

Задача Образовательной кинезиологии — возвратить человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения), что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

[2] Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоциально-личностой сферы).

[3] Моделирование в психологии — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях;

  1. знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности — моделирование психики;
  2. организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы; последнее принято называть психологическим моделированием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет"Педагогические достижения за 2011-2012 учебный год"

Повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий сегодня напрямую связаны с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).Использование ИКТ на итоговом педсов...

Индивидуальный маршрут профессионального роста развития воспитателя на 2013-2016г.

Индивидуальный маршрут профессионального роста развития воспитателя (2013-2016г.)...

Программа развития СП Солнышко на 2013-2016г.г.

Программа развития на 2013-2016 годыСодержание: 1. Паспорт Программы развития.2. Информационно – аналитическая справка о ДОУ.3. Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...