Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в доу. Дневник.
методическая разработка на тему

Литвишко Марина Николаевна

Благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iomteremok_.doc262.5 КБ
Файл iom_konsultatsiya_.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Индивидуальный маршрут

сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»

старшего дошкольного возраста

Фамилия __________________________

Имя  _____________________________

Отчество__________________________

Дата рождения_____________________

                              Дата заполнения __________________________

ОУ________________________________________________

Рекомендации по ведению ИОМ

ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.

На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.

Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.

Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»

                                                                                                                                               Дата составления: _________

                                                                                                                Дата окончания: __________

                                                                            Ответственный (ФИО)      

 _________________________

                                                                                                                _________________________

                                                                                                                                                          (подпись)

  Индивидуальный маршрут

 психолого-педагогического сопровождения

воспитанника

Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения     ____________Группа_______________________________

Воспитатели_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Задачи по решению проблемы ребенка:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                      Предполагаемый результат:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика на воспитанника

 МКДОУ д/с № 4  «Теремок» г. Семилуки Воронежской области

ФИ ребенка_______________________________________________________________

Группа (возрастная) ________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Дата рождения___________________

С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________

Характеристика семьи:

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:

Мать:______________________________________________________________________

Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная.

Наличие братьев и сестер:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

_______________________________________________________________________

Успехами ребенка родители - интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

 Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».

Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.

Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.

Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____.____.201___ г.

              Воспитатели

_________________ (________________)

_________________(_______________)

Зам. заведующего по МВР

_________________(__________________.)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________

Дата рождения____.____.20_____ года рождения,

Группа       _______         МКДОУ д/с № 4 «Теремок»

 Посещает детский сад № 4  с ____.____.20__ года.

 Перенесенные заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  •   _________________________________________________________________

Сопутствующие заболевания:

  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________

Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.

Физическое развитие ____________________________

Группа здоровья ________________________.

                              Медсестра     ___________________________

Содержание

Участники сопровождения

Направления деятельности

Задачи

Содержание деятельности

Форма занятий, периодичность

Ожидаемый результат

Воспитатели (ФИО)

______________

______________
______________
______________

______________

_____________

Педагог-психолог (ФИО)

______________

_______________

_______________

Логопед (ФИО)

_______________

_______________

_______________

                                                                 Педагогическая диагностика (заполняет педагог)

№ п/п

Виды трудностей

Год сопровождения

2017___- 2018__

20___- 20___

20___- 20___

20___- 20___

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

н.г.

с.г.

к.г

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие.

2

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

3

Неосознанность важности и необходимости учения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1

Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу.

2

Неумение  организовать свою деятельность в соответствии с целью.

3

Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью.

4

Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

5

Неумение адекватно понимать  оценку взрослого и сверстника.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1

Трудности во взаимодействии со взрослыми

2

Трудности во взаимодействии со сверстниками.

3

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.

4

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

5

Неумение находить способы разрешения конфликтов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны.

2

Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема

1

Знаково-символические

Неумение  использовать знаково-символические средства для решения задач.

2

Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов.

1

Информационные

Неумение находить и выделять необходимую информацию.

2

Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.

3

Неумение передавать информацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ

1

Подготовка к обучению грамоте

Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук.

2

Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений.

3

Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения.

4

Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

5

Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.

1

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам.

2

Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже.

3

Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов.

4

Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.

5

Трудности в составлении различных видов рассказов.

6

Трудности в составлении  всех типов предложений.

1

ФЭМП – математика

Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года;  их последовательности

2

Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого.

3

Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений.

4

Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который).

5

Трудности соотнесения цифры, числа и количества.

6

Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

7

Трудности в использовании условной мерки.

8

Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических

 знаков +, -,‹,›, =).

9

Трудности в составлении и решении арифметических задач.

Примечание к таблице

Н.Г. – начало года

С.Г. – середина года

К.Г. – конец года

Условные обозначения

(красный) – трудность есть

(желтый) — иногда встречается

(зеленый) – трудность скорректирована


Динамика речевого развития (заполняет логопед)

п/п

Старшая группа

Подготов. группа

начало года

конец года

начало года

конец года

1. Развитие сенсомоторного  уровня речи

Состояние фонематического восприятия

Состояние артикуляционной моторики

Состояние звукопроизношения*

Сформированность звуко-слоговой структуры слова

2

Сформированность навыка языкового анализа и синтеза

3

Сформированность грамматического строя речи

4

Состояние словаря и сформированность навыков словообразования

5

Состояние связной речи

Условные обозначения: В - высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

   - звук в норме

           - звука нет или он неправильный      (закрашивается ¼ часть круга)

       - автоматизация звука в словах (закрашивается 2/4часть круга)

         - звук в предложении (закрашивается 3/4 часть круга)

           - звук введен в речь (закрашивается весь круг)

Состояние звукопроизношения («V» - отмечается нарушение в произношении звуков)

С

С”

З

З”

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л”

Р

Р”

Й

Г

К

Х

Т

Д

прочие звуки

Старшая группа

начало года

конец года

Подготов. группа

начало года

конец года

Психологическая характеристика (заполняет психолог)

Психологические

качества

Методики

Этапы проведения

0ктябрь

май

Речевое развитие

 

Визуальное мышление:

линейное

структурное

динамическое

комбинаторное

Понятийное мышление:

Интуитивное,

Логическое,

Речевое,

Образное,

категоризация

Абстрактное мышление

Скорость преработки информации

Внимательность

Зрительно-моторная координация

Кратковременная речевая память

Кратковременная зрительная память

Тревожность

Настроение

Энергия

Условные обозначения (уровень): В - высокий, С – средний, Н – низкий, П – патология.

Индивидуальный маршрут

сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»

 старшего дошкольного возраста

Ф.И ребенка __________________________

Срок реализации 2017-2018 уч. год

Образовательная область

Задачи

Ожидаемые результаты

Формы, методы

Формы взаимодействия с родителями

Результат

(в течение года)

 -

                                                             Рекомендации специалистов



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
На основе анализа изученной  литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
1. Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения!

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста

Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа  остаются в группах общеобразовательно...

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...