Методическое объединение по теме: «Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Соломатова Александра Павловна

Данное мероприятие проводилось с целью: обобщить и систематизировать опыт работы ДОУ в рамках деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей

железнодорожных садов Детский сад № 226, № 230

 ст. Северобайкальск, Детский сад № 221 ст. Таксимо

Тема: «Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: обобщить и систематизировать опыт работы ДОУ в рамках деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Повестка:

  1. Теоретическое обоснование.
  2. Из опыта работа по патриотическому воспитанию Детского сада № 226 ОАО «РЖД» - заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Соломатова А.П.
  3. Из опыта работы «Нетрадиционная форма работы с родителями «Семейный день выходного дня» - воспитатель Динер О.А.
  4. Из опыта работы  «Игровое спортивное мероприятие «Зарница» - воспитатель Новикова Е.М.

С принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые выделено (обособлено) в самостоятельный уровень системы общего образования.

В связи с этим возникла необходимость стандартизации дошкольного образования. Приказом МОиН РФ № 1155 от 17.10.2013г утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Проработав год в процессе введения ФГОС До в практику работы дошкольных образовательных учреждений, мы понимаем, что стандарт предъявляет требования ни к ребенку, а к условиям, которые ДОУ предлагает для ребенка:  -- требования к структуре и объему образовательной программы, - --- требования к условиям реализации программы,

- требования к результатам ее освоения.

Основной категорией Стандарта является развитие:

-  развитие ребенка,

- поддержка детской инициативы,

-  сохранение и поддержка самоценности и самобытности дошкольного детства, как важного и уникального этапа в жизни человека.

Учитывая возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста, ключевые идеи стандарта -  особую роль педагогический коллектив нашего учреждения уделяет личностно-ориентированному подходу к взаимодействию с ребенком – дошкольником, его семьей. Основой личностно-ориентированного подхода является переход от «взгляда сверху», от прямого и строгого объяснения к пониманию, к сотрудничеству. Ребенку оказывается педагогическая помощь и поддержка, которая в свою очередь основывается на принципах, сформулированных  Шалва Александровичем  Амонашвили - Педагогом и психологом, специалистом в области гуманно-личностной психологии и педагогики: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство.

В год празднования 70 – летия со Дня Победы в ВО войне особое значение уделяется вопросам нравтсвенно-патриотического воспитания детей. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. Качество результативности зависит от всех участников образовательных отношений. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» в части2 пункт 31 дает определение участникам образовательных отношений: это обучающиеся (в нашем случае удобнее и привычнее говорить воспитанники), родители (либо законные представители несовершеннолетних), педагогические работники, педагогические организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО патриотическое воспитание включает в себя содержательный компонент всех пяти образовательных областей (НА СЛАЙДЕ СХЕМА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ), но наиболее выражено в образовательной области социально-коммуникативное и познавательное развитие. (НА СЛАЙДЕ СОДЕРЖАНИЕ ДВУХ ЭТИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ)

Основной целью образовательной области социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Содержание данных образовательных областей и является педагогическими задачами при работе в данном направлении. Безусловно, работа выстраивается с учетом возрастных особенностей детей, их личного опыта, социальной ситуации развития.

Деятельность нашего учреждения,  в данном направлении основывается на принципах, которые направляют педагогическую деятельность, а также являются способами достижения педагогических целей и задач:

  1. Принцип природосообразности (то есть педагогический процесс соответствует возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, учитывает зоны актуального и ближайшего развития);
  2. Принцип гуманизации (говорит о социальной защите растущего человека, который строится на признании прав воспитанника и уважения к нему);
  3. Принцип целостности (единство и взаимосвязь между всеми компонентами и участниками образовательных отношений);
  4. Принцип кульруросообразности (максимальное использование в воспитании культуры и особенностей той среды, в которой находится и функционирует ДОУ).

Основной технологией, как и было, сказано ранее, является  технология личностно-ориентированного взаимодействия. Также активно и продуктивно используются технологии:

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Информационно-коммуникационные технологии;

Игровые технологии;

Элементы технологии ТРИЗ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать нравственнее и патриотические чувства у ребенка – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью ребенка. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в нескольких направлениях:

Духовно-образовательное (тематические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов);

Воспитательно-образовательное (развлечение, народные праздники, игровые формы взаимодействия)

Культурно-воспитательное (экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, интересными и значимыми людьми в жизни города)

Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность детей).

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен следующий алгоритм работы:

  1. анализ годового плана и его корректировка в соответствии с поставленными задачами нравственно-патриотического воспитания детей;
  2. работа с педагогами по актуализации теоретических аспектов проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  3. организация форм взаимодействия с семьями воспитанников в данном направлении;
  4. разработка и проведение мероприятий с дошкольниками по теме нравственно-патриотического воспитания.
  5. тематические проверки работы педагогов;
  6. обобщение опыта работы по данному направлению (сегодня на методическом объединении)

Особенностью системы работы с детьми дошкольного возраста (что закреплено и в основных положения стандарта) является интеграция различных видов деятельности: речевой, игровой, изобразительной, продуктивной, трудовой, познавательной и т.п. Также для достижения поставленных педагогических задач нами выстроено взаимодействие педагогических работников детского сада.

 НА СЛАЙДЕ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

Таким образом, при верно выстроенной, системной деятельности педагогической организации, у ребенка формируются предпосылки к самостоятельному познанию целостной, яркой  и позитивной картины мира, где ребенок ощущает себя частью данного мира, частью природы, общества, семьи.

При разработке и проведении мероприятий с детьми, педагогическим коллективом нашего детского сада, особую актуальность приобрела проблема психолого-педагогической поддержки одаренных (способных) детей. При подготовке каждого этапа взаимодействия с детьми материалы подбирались нами диферренцированно,  то есть ребенок имел право выбора задания по уровню сложности, по свои интересам, а в некоторых случаях и по партнеру деятельности).

Таким образом, получены следующие результаты:

- Конкурс чтецов «О доблести, о подвигах, о славе» посвященный 70летию победы в великой отечественной войне.  Участники -  дети со способностями к ораторскому искусству. В конкурсе участвовала 27 воспитанников детского сада. В жюри конкурса присутствовала член союза писателей России Татьяна Ветрова,

- Детский ансамбль «Резерв» успешно выступает как в стенах детского сада, так и на большой сцене, участвуя в различных конкурсах.

- Хореографическая студия «РОСИНКИ».

Взаимодействие с федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка».  Разработан план совместных мероприятий. В который вошли: проведение совместной образовательной деятельности организованной методистом Баргузинского заповедника и учителем-логопедом детского сада Крыловой Ириной Павловной, на темы: «Соболь – символ сибирской тайги», «Лиса –всему свету краса», «Хозяин тайги», «Знакомьтесь – черношапочный сурок»,  акция покормите птиц, наряди живую ёлку, «Экологическая гостиная»: «Интересное о зайцах», «Где ты рысь ходила?». Дети с интеллектуальными способностями, склонностью к исследовательской деятельности. Совместно с родителями стали постоянными участниками мероприятий организованных баргузинским заповедником. Участвовали в конкурсах: Конкурс «Лучшая праздничная елка», сделанную своими руками из подручных материалов, «Горихвостка – символ года» и др.

Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок, от той атмосферы, которая царит дома.

Родители воспитанников  вместе с педагогами стали активными участниками Марша победы – интернет проекта.    

В рамках работы по взаимодействию с родителями реализуется форма работы «Семейный клуб выходного дня». Выступление воспитателя Динер О.А.

Просмотр видео: Посещение музея, Посещение ветеранов.

Итоговым мероприятием стала игровое спортивное мероприятие. Выступление воспитателя Новиковой Е.М.

Показ видео «Зарница»

ПРОЕКТ РЕШЕНИЕ:

Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Расширять взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами города

Систематизировать и оформить программу  «Работа с одаренными детьми»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Тренинг по теме «Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»

Материал для повышения уровня педагогической компетенции воспитателей по организации двигательного режима в ДОУ...