«Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста»
статья на тему

Маханькова Асия Ханзатовна

 В статье представлен опыт работы детского сада по эффективному взаимодействию с социальным партнёром ОДБ№11 г.о.Тольятти.

Современное дошкольное учреждение нацелено, прежде всего, на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата. Чтобы успешно решать вопросы социализации детей, необходимо   перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом)- т.е. создание благоприятной образовательно-воспитательной развивающей среды не только в  дошкольном учреждении, но и за его пределами. Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДС может осуществлять взаимодействие по социальному развитию детей.

Мы обратились к организации сетевого взаимодействия, ведь  плюсы его очевидны: это такое взаимодействие, которое на практике позволяет добиться того, чего нельзя добиться поодиночке -  помогать в работе друг другу и делать работу совместно, обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями, расширить границы действий благодаря объединению учреждений с различными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_vystupleniyu._mahankova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное партнерство как условие социализации

детей дошкольного возраста»

Маханькова Асия Ханзатовна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

ДС№186 «Вазовец» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти

Современное дошкольное учреждение нацелено, прежде всего, на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата. Чтобы успешно решать вопросы социализации детей, необходимо   перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом)- т.е. создание благоприятной образовательно-воспитательной развивающей среды не только в  дошкольном учреждении, но и за его пределами. Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДС может осуществлять взаимодействие по социальному развитию детей.

Мы обратились к организации сетевого взаимодействия, ведь  плюсы его очевидны: это такое взаимодействие, которое на практике позволяет добиться того, чего нельзя добиться поодиночке -  помогать в работе друг другу и делать работу совместно, обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями, расширить границы действий благодаря объединению учреждений с различными возможностями.

 На протяжении 3-х лет нашими партнерами являются:  

- муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя  школа №69, работающая с детьми-инвалидами (35ч), дети-сироты (14ч) и дети, оставшиеся без попечения родителей.

- муниципальное бюджетное учреждение культуры г.о.Тольятти «Объединение детских библиотек» детская библиотека №11.

Наш девиз: Собраться вместе - это начало

               Держаться вместе-это прогресс

                Работать вместе –это успех!

Цель — формирование единого образовательного пространства, обеспечивающее качество образования.

Благодаря нашему сотрудничеству, мы реализовываем следующие задачи:

  • создание условий для успешной социализации воспитанников
  • обеспечение преемственности дошкольного и школьного начального образования
  • приобщение детей и родителей к художественной культуре посредством широкого знакомства с худ. литературой        

Этапы взаимодействия:

 1. Подготовительный: определили круг проблем, обозначили результаты, осуществили поиск ресурсов и пути их достижения,   заключили договор о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов,   определили круг работников, занимающихся данной работой.

Была составлена Модель социального партнёрства

«ДС№186 – МБУ№69-ОДБ№11»

состоящая  из социально-педагогического просвещения (включающая следующие блоки:

- методический (посещение дод, родительские собрания, взаимопосещение мероприятий и мн. др),

- психологический (анкетирование, тестирование, консультации для родителей, педагогов, проведение психологических проектов, акций, взаимодействие психологических служб школы и детского сада).

Переходящего в совместную деятельность  взрослых и детей (гостиные, экскурсии, проекты, акции и мн. др.) Дальше самостоятельная творческая деятельность детей, все виды деятельности позволяют создавать условия для развития индивидуальных качеств необходимых для адаптации и социализации.

2. Конструктивный: разработали  план взаимодействия всех участников партнёрских отношений. Календарно-тематическое планирование детского сада легло в основу запланированных тем мероприятий, это позволило провести данную работу в разнообразных формах и интегрированных видах детской деятельности, включить в образовательный процесс семьи воспитанников и сделать их активными участниками проекта. Родительский коллектив — самый активный социальный партнер детского сада.

Примерный план взаимодействия (часть)

месяц

события в окруж-м мире

цель

форма проведения, ответственные

Художественные произведения

Работа с родителями

сентябрь

1 неделя

1 сентября – День знаний

В мире книг и знаний

Формирование у детей представления о школе,

полож-й

учебной мотивации.

Детский сад 

музыкально-литературное путешествие «Скоро в школу»

с/р игра «Школа»

 открытие уголка школьника «Книги знаний»

Библиотека 

презентация полочки  «Идем в школу»

интегрированное занятие «Наш друг-карандаш»

Школа 

посещение торжественной линейки 1 сентября

-экскурсия в школу

Л.Толстой «Филиппок» (быль)

В.Драгунский «Заколдованная буква»

Е. Благинина «Букварик»

С.Вангели «Парта Гугуцэ»

Рекомендовано дополнительно:

З.Александрова «Осенью Мишутка стал учиться» из поэмы «В приморской станице»

-Изготовление семейных газет

«Моё 1 сентября»

 -Участие в экскурсии в школу

- Участие в выставке «Моя первая книга»

3. Аналитический: дали оценку эффективности нашего взаимодействия, личностного и социального эффекта.  

        В нашем совместном плане заложено 2 мероприятия в год, где единовременно участвуют все наши партнеры. 1-е мероприятие проходит в апреле посвященное Международному дню детской книги. На базе школы библиотекарь с дошкольниками и школьниками проводит игру-путешествие «Книжная страна», а затем проходит флешмоб «Читают все!», в виде выразительного чтения школьниками литературного произведения. В данной работе важно создать у детей ощущение чувство радости от общения с книгой и друг с другом.

        Второе мероприятие – проходит в мае, посвященное Дню Победы, на базе нашего дошкольного учреждения, приглашаются ветераны, дети войны, в этом нам помогает ТОС. Библиотекарь совместно с педагогами проводит литературный час «Этот День Победы», школьники подготовили песню и стихи о ВОВ, родители совместно с  детьми оформляют выставку газет «Мы помним»,  встреча заканчивается дефиле-театрализацией,  подготовленная нашими дошкольниками «Военно-морской флот России». Таким образом, совместными усилиями мы создаем единое пространство развития и воспитания детей.

        Сотрудничая с педагогическим коллективом МБОУ №69 , мы решаем задачи реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, достижения целостного, последовательного и перспективного характера  педагогического процесса.  В нашей практике традиционными стали посещения праздничной линейки 1 сентября, экскурсии по классам, кабинетам и холлам школы.(пандус для детей с ограниченными возможностями). Были проведены: увлекательный проект: «Мы с тобой- одна семья» совместный урок доброты с детьми-инвалидами; акция «Читай-дерево», прошедшая в первом классе, в котором учатся наши выпускники, а также в детском саду, где была создана объемная модель «Читай-дерево», на которм появлялись листочки после прочтения в семье книги.

        Важную задачу приобщения детей , родителей к художественной культуре посредством знакомства с художественной литературы наше дошкольное учреждение решает в партнерстве с детской муниципальной библиотекой №11. Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она помогает  через источники информации усвоить нравственные нормы и ценности. Обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими учреждениями, вовлеченными в процесс социализации. Так, например, ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности.

 Сущность деятельности библиотеки и ДОУ не  противоречит  содержанию программы воспитания и обучения детей,  реализуемая в детском саду, а напротив,  дополняет ее. При этом мы учитываем психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, поэтому организовываем работу с детьми в русле основного вида деятельности – игры (литературная игра путешествие, литературно-нравственный час, комментированное чтение, познавательное путешествие, игры-викторины).

Согласно плану мероприятий, и определенной темы,  сотрудники библиотеки приходит в д/с и школу для проведения очередной встречи с книгой.  Чтобы  семьи дошкольников стали  активными и постоянными посетителями библиотеки,  педагоги  используют в своей работе технологию детского проектирования «Книга своими руками». Ежегодно в нашем д/с проходит конкурс «Сказка, рассказанная на ночь». Ребенок, совместно с родителями проходят долгий путь:   от желания сделать самостоятельно книгу, придумывание истории, сказки,  до  участия в выставке готовых книг и презентации результатов своего труда.

Семья нашей воспитанницы стали лауреатом всероссийского конкурса «Сказка на ночь» со своим произведением. «Светлячок». в которой раскрыли такие понятия как дружба, взаимопомощь, смелость,  проиллюстрировав её детскими рисунками. После того, как пройдет награждение в д/с, авторские сказки выставляются в библиотеке на выставке, где каждый желающий может ознакомиться с ними. Дети готовят пригласительные для школьников на выставку авторских произведений. Совместно с библиотекой планируем публикацию авторских сказок в одном из детских журналов.

Результатом своей работы мы видим в увеличении количества наших выпускников поступающих в школу №69, единство требований и знание индивидуальных особенностей детей   благотворно влияет на адаптацию, а следовательно и на успешность в обучении. Повышение интереса к чтению,  в  увеличении количества семей, участвующих в  совместных мероприятиях детского сада, возросший интерес родителей к содержанию образовательного процесса в детском саду. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей и выполнить требования ФГОС ДО, т.к.   детский сад и семья –  прежде всего школа социализации ребенка.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.»

2.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б.Фесюкова // Харьков, «Фолио», Москва, «АСТ»-2000

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 30.01.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."

Представляю вам материал, подготовленный мною по результатам прохождения курсов повышения квалификации....

Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования

Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...

Система организации экологического воспитания детей 5-6 лет «Природа Шатков глазами детей» на основе регионального компонента через социальное партнерство в условиях детского сада.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающ...

«Социальное партнерство как условие ранней профориентации дошкольников».

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно без первоначальных представлений социального характера, в том числе и без ознакомления с профессиями взрослых. Ребенку необходимо знать, кем работаю...

Проблемы построения социального партнерства с родителями детей дошкольного возраста

laquo;...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш&r...