Семинар- для воспитателей ДОУ "Развития творчества детей в летний период", июль, 2017
методическая разработка на тему

Наталья Александровна Маркова

Цель семинара-практикума  "Развитие творчества детей летом" - продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников через организацию продуктивной деятельности в летний период. В ходе семинара воспитатели могут обогатить знания о возможностях исполльзования природного и бросового материала в работе с детьми, а так же познакомятся с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация детского творчества в летний период»

Дата проведения: 07.07.2017

Место проведения: МАДОУ «Детский сад №26»

Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников через организацию продуктивной деятельности в летний период.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интереса педагогов к художественно-эстетической деятельности. 
  2. Обогатить знания педагогов об использовании нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей.
  3. Способствовать расширению представлений о возможностях использования природного и бросового материала в работе с детьми.
  4. Развивать творческие способности педагогов.

План проведения:

  1. Теоретическая часть

  1. Развитие творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС.

                                                             Маркова Н.А., старший воспитатель

  1. Практическая часть

  1. Использование природного материала в летний период в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

                                                            Анисимова Н.К., воспитатель

  1. Развитие творческих способностей детей через использование в работе бросового материала.

                                                            Кочергина Л.В., воспитатель

  1. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников.

                                                            Курноскина М.А., воспитатель.

  1. Подведение итогов семинара-практикума. Рефлексия.


«Развитие творческих способностей дошкольников

в соответствии с ФГОС».

                                                             

Маркова Н.А., старший воспитатель

Слайд 3

На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ).

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Здесь требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности. 

Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Слайд 4

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. 

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Вопрос воспитателям:

Какие существуют виды творческой деятельности?

- Продуктивная деятельность.

- Декоративно – прикладная.

- Художественно – эстетическая.

- Литературное творчество.

- Творчество в движении.

- Общение и лидерство.

- Творческое мышление.

Какие виды детского творчества можно использовать в детском саду ?


Слайд 5

Виды детского творчества.

Психологи выделяют следующие виды ДТ:

  • художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество;
  • техническое;
  • музыкальное.

Музыкальное детское творчество.

 Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Музыкальное ДТ - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.

Техническое детское творчество.

 Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Художественное творчество.

Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

К художественному творчеству относится литературное творчество и изобразительное детское творчество.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях.

В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания).

Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Очень важно обогащать художественный опыт ребенка новыми впечатлениями, создавая благоприятные условия для развития у него самостоятельности, проявлений творчества.  Также нужно бережно относиться к первым поделкам из аппликации, лепке, рисункам, чтобы ребенок увидел это отношение.

Обязательным в дошкольном возрасте является «сотворчество» (взрослый (воспитатель или родитель) + ребенок), а не предоставлять ребенка самому себе. Детям недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его.

Для развития творческих споcобностей в детcких садах  организуются ИЗО студии и комнаты развивающего обучения, но не стоит забывать и о той творческой мастерcкой, которую придумала для нас сама природа – это летняя мастерская под открытым небом, где все материалы для творчеcтва находятся под рукой, нужно только внимательно оглядеться вокруг. Для детей более естественна деятельность c натуральными природными материалами, которые во всем многообразии предлагает нам летняя пора.

Игры и занятия c природным материалом - не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Каждое произведение уникально, даже если это самая простая птичка из обыкновенной шишки и перышка.

Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий c красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. 

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности.

Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Ваши коллеги сейчас поделятся опытом, каким образом можно использовать подручный материал (природный или бросовый) в работе с детьми.

Практическая часть:

  1. «Использование природного материала в летний период в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                      Анисимова Н.К., воспитатель

  1. Развитие творческих способностей детей через использование в работе бросового материала.

                                                     Кочергина Л.В., воспитатель

Слайд 6

При подборе природного и бросового материала предъявляется

определённые требования:

  1. Он должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );
  2. Должен быть тщательно промытым и высушенным;
  3. Должен быть доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )
  4. При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. 
  5. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Слайд 7

При организации летней творческой деятельности лучше отказываться от фронтальности. Удобнее и целесообразнее привлекать детей для работы небольшими подгруппами, а порой и индивидуально работать с каждым ребенком. Это значительно упрощает организацию и позволяет качественно проводить обучение. Вся работа ведется в форме сотворчества, а воcпитатель наравне с детьми мастерит, экспериментирует и радуется, раccматривая cозданные шедевры. Ведь в творчестве вcе равны, и взрослые и дети.

Работа с природным и бросовым материалом

строится следующим образом:

  1. Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать; показать, разрешить потрогать, обратить внимание детей на цвет, форму и т. Д.;
  2. Сообщение темы и показ образца игрушки;
  3. Художественное слово (стихотворение, загадка, сюрпризные моменты);
  4. Исследование образца и показ приемов создания игрушки (здесь желательно побуждать детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания);
  5. Изготовление игрушки (помощь детям, которые не могут справиться с заданием)
  6. Анализ готовой игрушки, умение оценивать результаты своей работы, обыгрывание;
  7. Уборка рабочих мест.

Слайд 8

Мы, хотим поделиться с вами природными материалами, которые можно использовать для поделок в летний период.

1. Зерна и семена.

2. Чешуйки шишек.

3. Cосновые иглы.

4. Береcта.

5. Шишки.

6. Сучья и коренья.

7. Древесная стружка.

8. Цветы.

9. Лиcтья деревьев.

10. Перья.

11. Ракушки.

12. Колоски, cоломинки.

13. Пеcок.

14. Камни.

15. Камыши.

Практическая часть 

«Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников»

Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности.

Однако рисование кистью и карандашами требуют от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформулированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками.

Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие о работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Слайд 9

1) «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников»

Курноскина М.А., воспитатель.

Слайды 10-19

Наглядный материал к выступлению

Слайд 20

Подведение итогов семинара-практикума

Рефлексия

Просим высказать мнение о сегодняшней встрече, начав предложение следующими словами:

Сегодня я узнала… 

Было интересно… 

Было трудно… 

Теперь я могу… 

Я почувствовала, что… 

Я приобрела… 

Я научилась… 

У меня получилось… 

Я смогла… 

Я попробую… 

Меня удивило… 

Мне захотелось бы узнать

Вывод:

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве.

Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Наша задача – научить ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое. В первую очередь мы должны создать соответствующую развивающую среду для деятельности. В процессе художественной деятельности необходимо поощрять мысли, идеи,  действия детей, что очень важно в творческом процессе.

Предлагаю разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка.


Поделки из бросового материала с дошкольниками. Паучки и подставки для кисточек из яичных лотков

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/889_76405945273fcc32f162db764e9eefcc.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация досуга детей в летний период»Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной сторо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ организация экспериментальной деятельности детей в летний период

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В...

Презентация к семинару "Развитие творчества детей в летний период"

Презентация к семинару "Развитие творчества детей в летний период" содержит наглядный материал к проведению семинара...

Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей в летний период"

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

"Пищевые отравления детей в летний период" июль 2020 год

Безопасность ребенка - обязанность родителей!...

Консультация для воспитателей "Организация деятельности детей в летний период в ДОУ"

Лето-пора отдыха и развлечений для детей, а для взрослых - это серьёзная работа, направленная на создание всех необходимых условий, при которых будет осуществляться и оздоровление, и развитие и отдых ...

Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание детей в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития....