Методика оценки качества деятельности педагога
методическая разработка на тему

Корченко Елена Петровна

Контрольная работа на курсе повышения квалификации по теме "Методика оценки качества деятельности педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Новосибирский  Государственный Педагогический Университет»

Факультет Повышения Квалификации и профессиональной переподготовки работников Образования

Контрольная работа

Методика оценки качества деятельности педагога.

 

Выполнила:

Корченко Е.П.

ст.воспит. МДОУ д/с «Медвежонок»

                                                                      п.Кудряшовский

Научный руководитель:

Березина Т.И.

д.п.н.,профессор 

Новосибирск

Оглавление: 

Введение                                                                                                              3

Теоретическая часть                                                                                       4-9

Практическая часть

Заключение                                                                                                       10

Литература                                                                                                         11

Приложение                                                                                                 12-14


                                 

Введение.

Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромнейшего опыта человеческих знаний подрастающему поколению, с одной стороны, не упустив сущностных позиций, но и не допуская информационной, психологической и физической перегрузки детей. По этой причине на различных ступенях образования  значительное внимание уделяется содержательной части качества (знания, навыки, квалификация, опыт). Однако любая методологическая концепция качества образования имеет также такой компонент как "состояние субъекта обучения и воспитания" (его физическое и психическое здоровье). Наукой и практикой доказано, что это состояние существенно влияет на усвоение обучаемым содержания образования. Таким образом, без учета в воспитательно-образовательном процессе данного фактора обеспечение качества образования невозможно. Отсюда следует необходимость соблюдения в дошкольных учреждениях, школах, колледжах, училищах, вузах определенных условий для сохранения здоровья детей. Эти условия будут одновременно обеспечивать и качество образования. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Теоретическая часть.

 Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

К результатам дошкольного образования относим:

- показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.  

  Личностное развитие ребёнка. Современное качество дошкольного образования неразрывно связано с повышением роли и удельного веса воспитания в системе образования. Сегодня во всех звеньях образования происходит переосмысление задач воспитания. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремлённости - важное стратегическое направление работы ДОУ.

    Рассматривая показатели личностного развития воспитанника ДОУ, мы также имеем в виду уровень развитости эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, степень его эстетического, физического, экологического и др. развития.

- уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;  

 Готовность ребёнка к школе. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Значит, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, и др.

- знания, умения и навыки, полученные ребёнком в рамках образовательной программы;

- создание условий для осуществления образовательного процесса.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. По мнению известного специалиста в области квалитологии (квалиметрия — область научного знания, изучающая методологию описания и оценки качества различных объектов, процессов, явлений.) А. И. Субетто, в начале XXI века «политика качества образования становится ядром образовательной политики». В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особо актуальной.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

Понятие мониторинг является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. В нашем понимании мониторинг качества образования, в контексте определения, предложенного И.В. Бестужевым-Ладой, — это систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы дошкольного учреждения в плане ее соответствия стандартам (нормам).

Целью мониторинга качества образования является формирование целостного представления о качестве образовательной системы дошкольного учреждения.

Составными компонентами мониторинга являются: информация, ее оценка, выработка решений по переводу образовательной системы в новое качественное состояние.

Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое дошкольным учреждением. На наш взгляд, качество образования — это способность удовлетворять потребности личности и общества в полноценном развитии ребенка, сохранении и укреплении его здоровья. Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным Учреждением. О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нём присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие. Дошкольное образование призвано создать максимально благоприятные условия для здоровья и гармоничного физического развития ребёнка. Согласно последним документам в области дошкольного образования образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребёнка. Важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией, так как оно актуально по многим причинам. Во-первых, до сих пор ещё не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детей дошкольного возраста. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности образования, созданием условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления физического и психического здоровья детей. В-третьих, в условиях вариативности дошкольного образования актуальна проблема защиты ребёнка от перегрузок. Причём перегрузки касаются не только содержательной части, но и организационной: происходит заимствование из школьных программ обучения, наблюдаются использование школьно-урочной системы, ориентация образования преимущественно на интеллектуальное развитие в ущерб физическому, ущемление прав ребёнка на игру. Всё вышесказанное доказывает обоснованность использования нами критерия «физическое здоровье ребёнка» при оценке качества дошкольного образования.

    Побочные эффекты образовательного процесса. Побочные эффекты дошкольного образования могут быть как отрицательными, так и положительными. К отрицательным эффектам (последствиям) образовательного процесса в ДОУ можно отнести перегрузку и переутомление, появление дефектов здоровья, нежелание посещать детский сад, отрицательный жизненный опыт. Все отрицательные эффекты образования вполне конкретны, и вина за их возникновение лежит на конкретном педагоге дошкольного учреждения. К положительным эффектам образовательного процесса в ДОУ, на наш взгляд, следует отнести улучшение состояния здоровья ребёнка; положительную мотивацию детей, посещающих детский сад, и их родителей; как следствие-желание ребёнка посещать детский сад.

    Таким образом, мы предлагаем оценивать качество дошкольного образования для разных объектов (педагог, ребёнок-родители, детский сад) и по разным критериям. Мы считаем необходимым определять все возможные результаты образования, устанавливать зависимость между ними, выяснять, из-за каких недостатков образовательного процесса и условий возникли отрицательные последствия, предпринимать действия по их ликвидации и уменьшению. В управлении образовательным процессом особое внимание уделяет повышению профессиональной компетенции педагогов. Первоначальным этапом работы являются составлением профессиограммы с целью изучения особенностей профессионального развития. Результаты дают возможность прогнозировать развитие профессиональных умений педагогов, давать объективную самооценку. Для изучения стиля общения взрослых с детьми предлагается метод самоанализа в сочетании с экспертной оценкой. Как оценивать результативность труда. Приложение №1.

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален. Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя. Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания. Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

— самооценки воспитателя;

— оценки родителей;

— оценки руководителя (или экспертной группы);

— итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентовая). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку. Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словесные оценки результативности работы. Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

-Высокий уровень (отлично).

-Достаточный уровень (хорошо).

-Критический уровень (удовлетворительно).

-Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –».

Оценка кадров — одна из важнейших функций в руководстве коллективом. Методами оценки продуктивности и профессионализма являются посещение уроков (занятий, мероприятий), проведение контрольных срезов, знакомство с учебной документацией, изучение мнений педагогов, администрации, учащихся и их родителей, другие виды психолого-педагогической диагностики.

 Целесообразность выбора методов первого направления определяется экспертной группой совместно с администрацией образовательного учреждений с учетом мнения аттестуемого и ограничивается изучением заданных критериев и показателей для каждой квалификационной категории .

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности. Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля. Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

— наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

— анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);

— беседа (обязательно с обменом мнениями);

— анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

— хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

— изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);

— устная или письменная проверка знаний.

Заключение.

Литература:

  1. «Дошкольное образование: словарь терминов». Москва,2005г.
  2. «Аттестация руководителей и педагогических работников ДОУ». Москва,2005г.
  3. К.Ю.Белая «Инновационная деятельность в ДОУ». Москва,2004 г.
  4. К.Ю.Белая «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция». Москва,2003г.

Приложение №1.

Карта профессиональной компетенции.

Направление деятельности

Критерии

Профессиональное мастерство педагога     и специалиста (в соответствии с профессиограммой)

  • Общечеловеческая функция:
  • Осознает социальную значимость своей профессии.
  • Несет     ответственность     за     жизнь     ребенка, обеспечивает охрану его физического и психического здоровья.
  • Проявляет искренний интерес и удовольствие от общения с детьми.
  • Согласует свою работу с медицинским персоналом, педагогами, родителями.
  • Создает в группе домашнюю атмосферу. Создает  психологический  комфорт.
  • Обеспечивает позитив в общении  с детьми.
  • Образовательная функция:
  • Использует в практической работе инновационные технологии.
  • Владеет умением целепологания.
  • Выполняет Госстандарт.
  • Отбирает формы, методы и приемы обучения в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений.
  • Организовывает личностно-ориентированный подход.
  • Осуществлять внутри   —   и   межпредметные  связи в педагогическом процессе.

Личностные качества

  • Планирует педагогический процесс на основе диагностики освоения программы с последующей коррекционной программой.
  • Создает условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира.
  • Реализует дифференцированный подход в обучении.
  • Владеет способами оценки детской деятельности.
  • Воспитывающая и развивающая функция:
  • Учитывает поло-ролевое различие детей.
  • Отбирает    содержание,    формы    и    методы    работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления.
  • Обеспечивает     условия     для     выбора     видовдеятельности, материалов, игрушек
  • Организационно-педагогическая функция:
  • Владеет  способами организации процесса в 3-х основных блоках: обучения, совместной с детьми и деятельности детей.
  • Владеет  фронтальными, подгрупповыми индивидуальными формами организации детей.
  • Создать условия для   развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
  • Создает     ситуации,     побуждающие    детей применять свои знания и умения.
  • Владеет   методикой   поиска   информации,   умеет   ее интерпретировать.
  • Коммуникативная функция:
  • Находить общий язык с детьми, коллегами, родителями.
  • Находить индивидуальный подход.
  • Проявлять толерантность во взаимоотношениях с окружающими.
  • Исследовательская функция:
  • Ориентируется в научно-педагогической литературе.
  • Выделяет    проблему, ее актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и ее результаты.
  • Внедряет результаты научных исследований и передовой практики.
  • Аналитическая функция:
  • Умеет  определять  степень  достижения  поставленных целей на основе критериев оценки ЗУНов.
  • Устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности.
  • На   основе   анализа   ставить   новые   цели   и   задачи собственной деятельности.
  • Коррекционная функция:
  • Строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики.
  • Разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
  • Гностическая функция:
  • Строить программу  своего  профессионального совершенствования и самообразования.
  • Анализировать,    оценивать    и   корректировать   свою деятельность.
  • Сопоставлять свой опыт с достижениями науки.
  • Предвидеть последствия своих действий.
  • Заинтересованность качеством образовательного процесса.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Креативность.
  • Педагогическая рефлексия.
  • Способность к сопереживанию (эмпатийность).
  • Ответственность.
  • Исполнительность.
  • Инициативность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования"

В помощь к публичному выступлению "Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?"...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...

Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

Система оценки качества деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО

Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга. Главным ориентиром рассматриваемой систем...

Оценка качества деятельности педагога

Оценка качества деятельности педагога...